МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Э.А.Михайлова

Аннотация. В статье рассматривается понятие организационной культуры и ее основные характеристики. Показана роль организационной культуры в деятельности современного предприятия, ее цель и функции. Предложен механизм формирования организационной культуры, состоящий из шести этапов. Определены характеристики организационной культуры, позволяющие практически устанавливать их значения как для анализируемой, так и для будущей организационной культуры. Разработан тест для определения характеристик. Предложена методика установления рассогласований между характеристиками существующей и желательной организационной культурой. Рассмотрен пример использования предложенного механизма формирования организационной культуры на одном из машиностроительных предприятий.

Ключевые слова: организационная культура, механизм формирования, характеристики организационной культуры.

 

В современном менеджменте организационной культуре отводится особое место. Питерс и Уотермен в своей модели «7С» организационную культуру или совместные ценности назвали комплексной переменной, от которой существенно зависят стратегия, структура, системы операций, состав кадров, их квалификация и стиль руководства предприятия или организации.

Под организационной культурой понимается система ценностей и взглядов, которые разделяют работники организации, выражающая коллективное отношение к целям организации и методам их достижения [1]. Главная цель организационной культуры – согласование интересов всех внешних и внутренних участников организации, достижение согласованности действий в разработке и реализации стратегии, определении поведения во внешней среде, решении текущих вопросов.

Можно выделить две функции, которые реализует организационная культура:

• внешняя – это приспособление организации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды;

• внутренняя – обеспечивающая интеграцию подразделений и членов организации для реализации общих целей, определяющая способы взаимодействия людей друг с другом.

Существуют различные подходы к определению характеристик организационной культуры.

Например, в качестве основных характеристик Харри Ф. и Морану Р. указывают следующие [1]:

• осознание себя и своего места в организации;

• язык общения и систему коммуникаций;

• представление себя на работе, внешний вид, одежда;

• традиции и привычки в области питания;

• отношение ко времени и его использованию;

• взаимоотношения между людьми;

• нормы и ценности;

• процесс развития работников и их обучение;

• приоритеты веры;

• трудовая этика и мотивирование.

Учитывая, что организационная культура в деятельности организации занимает очень важное место, она должна быть под постоянным контролем руководства. Возникает закономерный вопрос, что необходимо для формирования эффективной организационной культуры. Следует отметить, что в настоящее время нет четкого определения эффективности организационной культуры. В данной работе будем ориентироваться на следующее: эффективной считается такая организационная культура, которая обеспечивает достижение целей организации с учетом ее специфических особенностей, при оптимальном использовании ресурсов.

В последние годы появилось большое количество публикаций посвященных организационной культуре, особенно в рамках теории организационного поведения. Но в основном они рассматривают теоретические аспекты, не предлагая конкретных рекомендаций. В связи с этим представляет интерес разработка механизма формирование эффективной организационной культуры, максимально учитывающей особенности организации.

Предлагается следующий механизм:

• анализ существующей организационной культуры;

• определение желательной культуры, которая будет соответствовать выбранной стратегии;

• разработка мероприятий для достижения желательной организационной культуры;

• определение необходимых изменений и возможных сопротивлений сотрудников изменениям, разработка предложений по предупреждению и минимизации сопротивлений;

• реализация мероприятий по внедрению новой организационной культуры;

• контроль внедрения организационной культуры и выработка необходимых корректирующих воздействий.

Анализировать существующую организационную культуру предлагается по характеристикам, частично заимствованным из работы Еропкина А.М. [2].

1. Хорошие условия труда.

2. Простая, структурированная работа.

3. Наличие неопределенности в работе.

4. Хороший заработок.

5. Творческая работа.

6. Хорошие отношения в коллективе.

7. Наличие признания заслуг, личный авторитет.

8. Работа позволяет развивать свои способности.

9. Участие в управлении.

10. Преданность организации, заинтересованность в ее успехе.

Значение характеристик определяется по 10-балльной шкале по откорректированному тесту [2, с. 106-110], состоящему из 40 вопросов. Анализ организационной культуры был выполнен в одном из подразделений машиностроительного предприятия г. Рыбинска. Было опрошено 38 человек, что составило 77 % работающих. Наибольшие баллы были получены по характеристикам 1 и 4.

На втором этапе путем опроса руководителей установлены значения характеристик желательной организационной культуры по тому же тесту, определены разности по всем характеристикам и области наибольших рассогласований. В проведенном исследовании наибольшие рассогласования были выявлены по характеристикам 5 (творческая работа), 10 (преданность организации) и 6 (хорошие отношения в коллективе).

Для достижения желательной организационной культуры было предложено проведение мероприятий по улучшению взаимоотношений в коллективе, большей информированности персонала о перспективах развития организации, повышению ответственности работников за результат и увеличению творческого потенциала работ.

Были установлены возможные причины сопротивления изменениям такие как: опасение увеличения объема работы, недостаточная квалификация, сокращение кадров.

В результате проведенных мероприятий и повторного опроса работников был установлен рост характеристик 5, 6 и 10 организационной культуры.

В настоящее время работы по реализации разработанного механизма формирования эффективной организационной культуры продолжаются.

Список литературы

1. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер. 2013. 352 с.
2. Еропкин А.М. Организационное поведение. М.: Доброе слово, 2006. 376 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 9

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code