ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ МОЛОДЕЖИ

Д.В.Вельмисова

Аннотация. В статье анализируется эффективность трехстороннего сотрудничества «работодатель – вуз – студент» на примере создания образовательно-промышленного кластера. Рассматривается вопрос формирования ценностно-мотивационных смыслов молодежи, представленной обучающимися вуза, в процессе их участия в работе кластера. Приводятся аргументы в пользу целесообразности формирования на базе кластера кадрового резерва из обучающихся для обеспечения единого смыслового пространства в культуре предприятий и организаций.

Ключевые слова: образовательно-промышленный кластер, ценности, ценностно- мотивационные смыслы, образование, кадровый резерв, молодежь.

 

На протяжении последнего десятилетия в европейской, а следом и в российской системах образования произошли существенные трансформации. Процесс интеграции России в европейскую образовательную систему привел к включению новых положений в федеральные государственные образовательные стандарты, а это повлекло внесение изменений в учебные планы и программы. Изменения затронули и требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ, к критериям оценки уровня сформирован- ности набора знаний и компетенций. Одной из важнейших задач высшего образования является пересмотр традиционных подходов к обучению, внедрение современных образовательных технологий, которые будут способствовать формированию у обучающихся набора компетенций необходимых для дальнейшей успешной самореализации.

В 2003 году Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации, тем самым приняв на себя ряд обязательств по реформированию системы образования. После этого в системе образования на смену традиционному «знаниевому» подходу пришел компетентностный подход и внимание образовательных учреждений сместилось от передачи обучающимся знаний, умений, навыков к опыту решения ими практических задач. Организация обучения на основе компетентностного подхода основана на комплексном использовании традиционных и инновационных образовательных технологий. На сегодняшний момент зафиксировано три основных подхода к пониманию профессиональной компетенции:

• это знания, присущие индивиду, полученные в период общего и профессионального образования;

• это навыки, полученные в процессе производственной деятельности;

• это способы общения или состав профессиональных коммуникаций [5].

Традиционные технологии обучения, такие как лекция и семинар (практическое занятие) в совокупности с инновационными технологиями (лекция-дискуссия; лекция с обратной связью; лекция-консультация; лекция- визуализация; дискуссии с модерацией (техники: синектика, мозговой штурм, смысловое поле, mind-mapping, горячий стул, точечные вопросы и др.); ролевая игра (деловая, кейс-ситуации, имитационно-моделирующая); презентация; социально-психологический тренинг; мастер-класс и др.) способны сформировать у обучающихся устойчивый набор знаний, навыков, а также ряд профессиональных, межличностных и цифровых компетенций. Однако достижение максимально эффективного результата обучения представляется возможным только при наличии трехстороннего взаимодействия: «работодатель-вуз-студент». Более того, одним из официально принятых индикаторов результативности работы вуза является процент трудоустройства выпускников в течение календарного года, следующего за годом выпуска [2]. Важным показателем является удельный вес трудоустроенных по направлению полученной специализации, т.е. адресная подготовка специалистов в соответствии с потребностями различных отраслей экономики. Необходимо заметить, что помимо развития компетенций в задачи вуза как образовательного учреждения входит воспитательная функция, включающая в себя создание среды для формирования ценностно-мотивационных смыслов у обучающихся. Учитывая природу ценностей, которые по мысли большинства российских и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Маслоу, В.А. Ядов, В.К. Потемкин, Л.В. Баева, И.И. Докучаев и др.) формируются в процессе взаимодействия личности с окружающей средой, можно констатировать, что сама по себе учебная среда, наличие в вузе высококвалифицированного персонала, использующего различные технологии преподавания, наличие иных образовательных ресурсов способны повлиять на формирование определенных ценностей и мотивации у молодежи. При этом, возвращаясь к мысли о важности тесного взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом, необходимо акцентировать внимание на ценностном аспекте данной проблемы и возможностях расширения перечня инструментов, позволяющих вузам оказывать положительное воздействие на формирование ценностно-мотивационных ориентаций обучающихся.

Известно множество форм взаимодействия вуза и работодателя, среди которых следующие: дни открытых дверей; презентации компаний- работодателей; ярмарки вакансий, дни карьеры; научно-практические конференции и круглые столы с участием работодателей; прохождение студентами учебных и преддипломных практик на базе компаний. Все эти формы взаимодействия позволяют студентам ближе познакомиться с внутренней средой предприятия, задачами различных служб и подразделений, организационной культурой, ценностями и традициями, что играет важную роль в профессиональном становлении молодых специалистов. Кроме вышеперечисленных, в течение последних 5 лет активно развивается такая форма сотрудничества как образовательно-промышленный кластер. По данным сайта «Российская кластерная обсерватория» на сегодняшний день в России насчитывается 115 образовательно-промышленных кластеров [6]. Диаграмма 1 иллюстрирует динамику создания кластеров с 1999 по 2017 гг.

Диаграмма 1
Динамика формирования образовательно-промышленных кластеров на территории РФ с 1999 по 2017 гг.
(составлено автором на основе данных http://cluster.hse.ru/clusters/)

Динамика формирования образовательно-промышленных кластеров на территории РФ

Обращает на себя внимание факт активного прироста ОПК в период 2012-2016 гг. Это связано с объявленным в начале 2012 г. конкурсом по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Причем в рамках процедуры конкурсного отбора учитывались следующие группы (блоки) критериев: научно-технологический и образовательный потенциал кластера; производственный потенциал кластера; качество жизни и уровень развития транспортной, энергетической, инженерной и жилищной инфраструктуры территории базирования кластера; уровень организационного развития кластера [3]. Как мы видим, кластер рассматривается в первую очередь как экономический инструмент повышения эффективности управления регионом, однако важную роль в процессе оценки кластера играет также его образовательный и научный потенциал.

По мысли М. Портера, кластер представляет собой организационную форму консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики» [4]. Достаточно емкое определение образовательно- промышленного кластера дано Ю.А. Ахенбах, рассматривавшей кластер с экономических позиций: кластер представляет собой сетевую структуру, пронизанную горизонтальными и вертикальными связями между доминирующими участниками, предприятиями основной отрасли и обслуживающими производствами, субъектами инфраструктуры. Научно-производственная специализация определяет необходимость наличия в составе кластера, помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений, центров обучения и инноваций, позволяющих использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма и обеспечивать продвижение и коммерциализацию инноваций, диффузию новых знаний, научных открытий и изобретений [7, с. 32]. При этом Ю.А. Ахенбах акцентирует внимание на эффекте синергии, заключающемся в совместном создании ценности, более эффективном использовании ресурсов, стимулировании инновационной активности.

На сегодняшний день характерно создание производственно- образовательных кластеров в следующих отраслях: производство машин и оборудования, информационно-коммуникационные технологии, фармацевтика, микроэлектроника и приборостроение. Диаграмма 2 иллюстрирует распределение кластеров по отраслям.

Диаграмма 2
Распределение образовательно-промышленных кластеров п о отраслям промышленности (2017 г.)
(составлено автором на основе данных http://cluster.hse.ru/clusters/)

Распределение образовательно-промышленных кластеров п о отраслям промышленности

Помимо экономической пользы для промышленности региона, кластер как инновационная форма трехстороннего сотрудничества «вуз – работодатель – студент» создает уникальные возможности для профессионального и личностного становления обучающихся вузов в процессе их погружения в производственную среду и тесного взаимодействия с потенциальным предприятием- работодателем. Поскольку современная концепция управления персоналом признает активного, творчески развивающегося человека с уникальной системой ценностей, мотивов – основным ресурсом организации, то помимо получения знаний, развития навыков и компетенций актуальность приобретает задача создания единого смыслового пространства, команды единомышленников на предприятии, формирования культуры глубокой вовлеченности в рабочий процесс. На наш взгляд, образовательно-промышленные кластеры решают сразу ряд задач в данном направлении:

• распространение знаний;

• формирование позитивного имиджа работодателя в студенческой среде;

• всестороннее воздействие на ценностно-мотивационные смыслы обучающихся (как со стороны представителей работодателя, так и в рамках межличностного взаимодействия между обучающимися);

• формирование команд единомышленников;

• возможность связать теоретическое обучение и решение практических задач;

• осуществление планомерного отбора среди лучших, наиболее успешных студентов не только на основе результатов конкурсов, олимпиад и т.п., а также в ситуации решения реальных рабочих задач;

• создание базовых кафедр в рамках крупных предприятий для более успешной подготовки и адаптации молодых специалистов;

• формирование мотивации для дальнейшего профессионального развития по полученной специальности.

В отличие от компетентностного и знаниевого аспектов, ценностный аспект и эффективность кластеров как инструмента формирования ценностно- мотивационных смыслов молодежи не столь широко освещена в научной литературе. При этом управление на основе ценностей, формирование единой смысловой концепции в рамках организации, грамотное управление ценностно – мотивационными ориентациями персонала способны повысить показатели лояльности, вовлеченности и в значительной степени положительно повлиять на экономические показатели предприятия.

Учебная и трудовая деятельность человека, наряду с другими внешними и внутренними факторами оказывает значимое влияние на формирование ценно- стно-мотивационных смыслов личности. Поскольку для каждой организации характерно наличие уникальной внутренней культуры, ценностных ориента- ций, то в долгосрочной перспективе гораздо более эффективным способом пополнения кадрового состава является планомерное формирование кадрового резерва из молодых специалистов в процессе научно-образовательного сотрудничества с профильными вузами, нежели внешний найм готовых специалистов.

Поскольку в условиях цифровой экономики знания быстро устаревают и образовательная система не всегда успевает оперативно реагировать на изменения соответствующей модификацией учебных программ, то при отсутствии эффективного взаимодействия «вуз – работодатель – студент» знания, компетенции и ценности, полученные исключительно в вузе, будут не актуальны на момент трудоустройства выпускника. Молодежь как особенно восприимчивая социальная группа, в значительной степени подвержена влиянию внешней среды. Поэтому нахождение в производственной среде, близость к бизнесу, возможность окунуться в рабочую и организационную атмосферу предприятия способны оказать существенное влияние на формирование ценностно- мотивационных смыслов будущего работника.

Список литературы

1. Материалы Заседания Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 11.02.2018).
2. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.miccedu.ru/info/monitoring16/LO-27-05vn.pdf (дата обращения: 11.02.2018).
3. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации /Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. Москва : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013.
4. ПортерМ. Конкуренция: Пер.с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
5. Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов / В.К. Потемкин. СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2013. 775 с.
6. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/clusters/ (дата обращения: 11.02.2018).
7. Сироткина Н.В. Научно-производственные кластеры: теория и практика управления российскими регионами: Монография / Н.В.Сироткина, Ю.А. Ахенбах; Институт менеджмента, маркетинга и финансов. Воронеж: Изд.-полигр. центр «Научная книга», 2012. 533 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 20

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code