ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О.С.Степченкова

Аннотация. В условиях снижения роли традиционных факторов обеспечения экономического развития, связанного с научно-техническими изменениями, особую актуальность в укреплении экономической безопасности государства приобрели наукоемкие технологии и модернизация производственно-технологической базы. В статье исследованы отдельные показатели, характеризующие технологическую составляющую экономической безопасности, и выявлены их недостатки. Автор предлагает использовать импортозависимость уровней и отраслей российской экономики как один из показателей технологической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, технологическая безопасность, критерии технологической безопасности.

 

В современных условиях экономическая безопасность государства характеризуется высокой конкурентоспособностью экономики и динамичным социально-экономическим развитием при адекватном, соответствующем мировому уровню, состоянии техники и технологий. Машиностроительный комплекс РФ составляет в среднем 15% ВВП; около 20% производимой российскими промышленными отраслями продукции и 25% стоимости основных фондов приходится на долю машиностроения. По данным Минпромторга российское машиностроение находится в катастрофической зависимости от импорта практически во всех отраслях: в высокотехнологичных отраслях – 50%, в самолетостроении – 80%, в тяжелом машиностроении – 70%, в оборудовании для теплоэнергетического комплекса – 50%[2]. Потребность в металлообрабатывающем оборудовании удовлетворяется в основном за счет импорта (табл. 1). Импорто- зависимость Российской Федерации берет свое начало в эпоху социально- экономических реформ 1990-х годов, так называемой «шоковой терапии». Ограничение роста денежной массы и ужесточение налогового режима привело к росту инфляции, уничтожению накоплений, закрытию заводов, фабрик и НИИ. Восстановление промышленного и финансового потенциала является одной из приоритетных задач в обеспечении экономической безопасности.

Таблица 1
Производство, импорт и потребление станков РФ, млрд. руб.

Производство, импорт и потребление станков РФ

Источник: составлено автором по данным [2].

Технологическая безопасность как экономическая категория признается неотъемлемой частью экономической безопасности многими учеными, но изучена недостаточно полно и имеет свою специфику [1; 6].

В состав механизма по обеспечению экономической безопасности входят следующие основные этапы: 1) информационно-аналитические мероприятия: мониторинг угроз интересам РФ и мониторинг показателей экономической безопасности по уровням, оценка текущей ситуации и прогнозирование; 2) регулятивные воздействия (совершенствование нормативно-правовой базы, институциональные преобразования); 3) воздействия прямого характера (целевые программы, протекционистские меры и др.). Таким образом, организация мониторинга факторов технологической безопасности является основополагающим пунктом функционирования механизма.

Меры по обеспечению экономической безопасности осуществляются на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Согласно Стратегии экономической безопасности РФ, мониторинг должен проводиться на основе сбора и анализа определенных количественных данных – 40 показателей, которые могут использоваться как индикаторы с установленными пороговыми значениями [8]. На сегодняшний день не разработана система индикаторов для оценки технологической безопасности. Для данной цели могут быть использованы отдельные индикаторы экономической безопасности (табл. 2). Исходя из данных динамики индикаторов, можно сделать выводы, что состояние технологической безопасности РФ находится в неудовлетворительном состоянии, так как все представленные показатели не достигли пороговых значений. Доля производства машин, оборудования и транспортных средств в объеме отгруженной продукции находится на уровне 50% от порогового значения.

Таблица 2
Динамика индикаторов технологической составляющей экономической безопасности

Динамика индикаторов технологической составляющей экономической безопасности

Источник: составлено автором по данным [5].

В Стратегии экономической безопасности доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта является одним из показателей экономической безопасности и представляет собой основную статью импорта РФ, что подтверждает удручающее состояние российской промышленности (табл. 3).

Таблица 3
Доля машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре импорта РФ

Доля машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре импорта РФ

Источник: составлено автором по данным [9].

Мо мнению экспертов, мониторинг показателей необходимо производить в соответствии с системным подходом, выбранные индикаторы экономической безопасности должны иметь полное соответствие с угрозой [3; 5]. Представленные показатели, отражающие доли импорта и производства машин, оборудования и транспортных средств, являются относительными количественными данными и, по мнению автора и с учетом экспертных рекомендаций, не дают представления о качественных характеристиках зависимости отраслей российской промышленности от импорта.

Разработка системы мониторинга импортозависимости может осуществляться с использованием данных официальной статистики, информации органов государственной власти и экспертных исследований. Системный подход в оценке импортозависимости необходимо производить с учетом многоуровневой и многоотраслевой структуры российской экономики. Так оценка региональной импортозависимости может быть оценена с помощью данных Федеральной таможенной службы (табл. 4).

По данным эмпирического анализа почти две трети предприятий в Российской Федерации зависят от импорта, в подавляющем большинстве от импорта машин и оборудования [7]. В высокой зависимости от импорта находятся компании высокотехнологичных отраслей, ввиду отсутствия российских аналогов оборудования и технологий. Российская политика импортозамещения направлена на восстановление недостающих звеньев промышленности. Мин- промторг осуществляет поддержку развития промышленности и технологий в Российской Федерации по трем направлениям (табл. 5): финансовая поддержка НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по многим отраслям промышленности; компенсация затрат по процентам на создание и модернизацию оборудования; компенсации за продвижение продукции.

Таблица 4
Объемы импорта по регионам РФ в 2017 году (крупнейшие регионы по импорту)

Объемы импорта по регионам РФ

Источник: составлено автором по данным [10].

Таблица 5
Финансирование подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы», млн. руб.

Источник: составлено автором по данным [4].

Многоуровневый мониторинг импортозависимости позволит разработать эффективные мероприятия и программы по адресной поддержке российских предприятий и, следовательно, будет способствовать повышению технологической независимости государства и обеспечению экономической безопасности.

Список литературы

1. Богомазова Т.В. Технологическая безопасность страны и условия ее обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://rae.ru/forum2012/pdf/0665.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
2. Васецкая Н. Импортозамещение и ресурососбережение – модные термины или выгодная реальность? // ТехСовет. 2016. №12.
3. Гельвановский М.И. Методологические подходы к обеспечению финансово- экономической безопасности на национальном и глобальном уровнях [Электронный ресурс]. URL:http://inecon.org/docs/2017/Senchagov_2017.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
4. Минпромторг России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 22.01.2018).
5. Митяков С.Н. К вопросу об организации мониторинга экономической безопасности России [Электронный ресурс]. URL: http://inecon.org/docs/2017/Senchagov_2017.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
6. Моисеев В.В. Импортозависимость как угроза экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcit.su/article081.html (дата обращения: 22.01.2018).
7. Симачев Ю., Кузык М., Зудин Н. Импортозависимость и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса // Форсайт. 2016. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/importozavisimost-i-importozameschenie- v-rossiyskoy-obrabatyvayuschey-promyshlennosti-vzglyad-biznesa (дата обращения: 27.01.2018).
8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/1d8dcf5824d5241136fa09b9e9c672a c5d325365/ (дата обращения: 27.01.2018).
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.01.2018).
10. Федеральная таможенная служба статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 27.01.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code