ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СССР

Т.К.Красильникова

Введение: данная статья посвящена совместным предприятиям, международным хозяйственным объединениям, создаваемым и действующим на территории СССР. Она представляет собой одно из первых в нашей современной юридической литературе исследований, посвященных анализу советского законодательства, определяющего статус данных видов хозяйствующих субъектов. Целью работы является определение юридической природы совместного предприятия как юридического лица, выявление особенностей его правоспособности с позиции цивилистической теории и практики. Для достижения цели использовались такие методы научного познания, как историко-правовой, сравнительный и формально-юридический. Результаты: выявлены основные проблемы, возникающие при создании и деятельности совместных предприятий, а также отмечены имеющиеся в советском правовом пространстве пробелы в механизме правового регулирования организации и деятельности субъектов с иностранным участием. Выводы: совместные предприятия и международные объединения можно рассматривать и как форму международного экономического сотрудничества, и как форму привлечения иностранных инвестиций, и как форму организации хозяйственной деятельности. Особенность политики Советского государства в отношении корпораций, включая совместные предприятия и международные хозяйственные объединения, заключалась в сочетание административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования их организации и деятельности.

Ключевые слова: корпорации, совместные предприятия, совместные хозяйственные объединения, международные хозяйственные организации, юридическое лицо.

 

Введение

Институт корпорации в советский период подвергся серьезным трансформациям, тем не менее отдельные принципы корпоративного управления были заимствованы новыми институтами – различного рода производственными комплексами, совместными предприятиями.

Ранее в советской юридической литературе рассматривались общие вопросы проблематики различных организационных форм совместной деятельности, смешанных обществ, совместных предприятий и, прежде всего, международных хозяйственных объединений стран – членов СЭВ (труды А.Б. Братченко [1], Н.Н. Вознесенской [2; 3], Н.В. Миронова [8], А.Г. Санникова [14], П.С. Смирнова [15], Е.Г. Яковенко [17]). Правовые вопросы совместных предприятий, действующих в СССР, изучались главным образом в историческом аспекте. И это было естественно, поскольку на территории СССР с начала 30-х гг. до 1987 г. совместные предприятия не создавались. К сожалению, современная отечественная юриспруденция не дает какой-либо оценки деятельности данных хозяйствующих субъектов.

В имеющейся отечественной юридической литературе остается не решенным вопрос: считать или нет международные хозяйственные объединения, совместные предприятия, действующие в СССР, корпоративными объединениями и какая организационно-правовая форма в отношении их могла быть применима.

Задачей данного исследования является формирование целостного научного представления о совместных предприятиях и международных хозяйственных объединениях как корпоративных организациях, об их месте в системе советского права.

Правовые основы организации и деятельности совместных предприятий и международных объединений как хозяйствующих субъектов в СССР

Понятие «совместное предприятие» в юридической науке обозначает предприятие с долевым участием иностранных инвестиций.

В истории Советского государства вопрос о деятельности на территории страны совместных предприятий и международных объединений с участием иностранного капитала возник в начале 20-х годов в период введения в стране новой экономической политики. Это было время оживления и развития в экономике товарно-денежных отношений.

Согласно Постановлению Президиума ВЦИК «О внешней торговле» от 13 марта 1922 г. Народному комиссариату внешней торговли предоставлялось право с утверждения Совета труда и обороны (СТО) организовывать акционерные общества с участием иностранного капитала для осуществления экспортно-импортных операций и для производства экспортных товаров [9, ст. 266]. При этом в комбинированных акционерных обществах советская сторона должна была иметь не менее 51 % акционерного капитала [6, с. 54]. На 1 января 1925 г. в стране насчитывалось 52 смешанных общества, из них 12 с иностранным капиталом [13, с. 19-24].

В начале 30-х годов подавляющее число смешанных обществ на территории СССР прекратили свое существование.

Законодатель впервые раскрыл термин «совместное предприятие» в Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., хотя он широко использовался в юридической практике конца 80-х годов [4]. Именно тогда был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны и приняты нормативно-правовые акты о совместных предприятиях с участием иностранного капитала [10; 11].

Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. прямо предусматривал участие советских предприятий в деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций. В нем говорилось, что предприятие осуществляло экономические связи с фирмами капиталистических и развивающихся стран на принципах взаимовыгодности и равноправия и что основными формами развития таких связей являлись производственная и научно-техническая кооперация на долгосрочной и сбалансированной основе, а также создание совместных предприятий [5, ст. 285, п. 3].

Совместные предприятия с участием фирм капиталистических и развивающихся стран не относились к разряду государственных социалистических предприятий. При этом, безусловно, с точки зрения их правового статуса совместные предприятия, расположенные на территории СССР, считались субъектами права, находящимися под полной юрисдикцией Советского Союза [12, с. 63].

С позиции экономической науки совместное предприятие – это единый комплекс имущественных и людских факторов производства. С позиции же советского права именно предприятие признавалось юридическим лицом, а не организация, в ведении которой оно могло находиться (например, торговое товарищество). С позиции советского законодателя предприятие рассматривалось как субъект, а не как объект права.

Советский Союз и другие социалистические страны были пионерами в применении концепции юридического лица в отношении предприятий, в капиталистических же странах в качестве юридических лиц выступали торговые товарищества и хозяйственные общества. Предприятия же, принадлежащие торговым товариществам и обществам, находились на положении объектов права.

Согласно ст. 12 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также согласно соответствующим статьям ГК союзных республик юридическое лицо могло вступать в те правоотношения, которые соответствовали определенной его уставом цели, в их число входили и те правоотношения, которые косвенно способствовали осуществлению стоящих перед юридическим лицом задач. На такой же позиции стояла и арбитражная практика.

Указанные положения полностью были применимы и к совместным предприятиям. «Устав, – говорилось в п. 7 Постановления Совета Министров СССР № 49, – определяет предмет и цели деятельности предприятия». В рамках реализации этих целей совместные предприятия вправе были совершать любые сделки и иные действия, предусмотренные законом, включая экспортные и импортные операции на международном рынке.

В п. 18 Постановления № 49 был закреплен принцип раздельной имущественной ответственности совместного предприятия и его участников по обязательствам совместного предприятия.

Известно, что в отношении имущества советских кооперативных и общественных организаций применялся режим права собственности, в отношении имущества государственных предприятий, объединений, организаций – режим права оперативного управления. В отношении же имущества совместных предприятий в законе вопрос оставался открытым. «Совместное предприятие, – говорилось в п. 15 Постановления № 49, – осуществляет согласно советскому законодательству владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества». Но о том, какое в совокупности право составляли названные правомочия, ничего не было сказано.

Таким образом, имущество совместных предприятий, за исключением объектов исключительной собственности государства (земля, леса, недра, воды), которые могли передаваться совместным предприятиям в качестве вклада советских участников в пользование, и другого имущества, арендуемого ими, должно было находиться у них на праве собственности.

Постановление Совета Министров СССР № 49 о совместных предприятиях на территории СССР предусматривало важнейшие правовые принципы организации и функционирования указанной формы сотрудничества в условиях советской экономики. Данный правовой акт определял, во-первых, разрешительный порядок учреждения совместных предприятий на территории СССР. Во- вторых, устанавливал принцип применения к совместным предприятиям национального (то есть советского) права. В-третьих, в нем был заложен принцип преимущественно договорного, а не законодательного регулирования отношений сотрудничества в форме совместных предприятий.

Вопросы создания на территории СССР совместных предприятий решались министерствами, ведомствами СССР и правительственными органами союзных республик. Права юридического лица данные предприятия приобретали с момента регистрации их учредительных документов Министерством финансов СССР.

Организационно-правовая форма совместных предприятий была схожа с широко распространенными в зарубежных странах обществами с ограниченной ответственностью. Совместное предприятие отвечало по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. СССР и участники совместного предприятия не отвечали по его обязательствам, а совместное предприятие не отвечало по обязательствам своих участников [11, ст. 18].

Таким образом, под совместными предприятиями следовало понимать советские юридические лица, учрежденные на территории СССР на основе договора путем вкладов участников в соответствии с советским законодательством и международными договорами СССР в качестве коллективных образований, участниками которых являлись субъекты права различных государств, в целях осуществления производственной, научно-технической и иной хозяйственной деятельности как в СССР, так и за его пределами, обладающие обособленным имуществом и несущие самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

От совместных предприятий следовало отличать международные объединения и совместные организации. Два последних понятия применялись в советском законодательстве исключительно для обозначения форм сотрудничества стран – членов СЭВ. Международные объединения создавались для того, чтобы координировать деятельность их участников в различных областях народного хозяйства. Участники такого объединения могли объединять свое имущество для осуществления совместной хозяйственной деятельности.

Совместные организации могли создаваться для осуществления научно-исследовательской, проектно-конструкторской или иной деятельности. Таким образом, критерием отнесения к совместным предприятиям или к совместным организациям служил характер их деятельности.

Имелись особенности в организации и деятельности совместных предприятий и международных объединений. Постановлением Совета министров СССР № 48 регулировался порядок создания и деятельности совместных предприятий с участием организаций стран – членов СЭВ, а Постановлением Совета министров СССР № 49 – совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран. Сравнение содержания этих двух постановлений показывает, что при наличии общих, одинаковых положений по ряду вопросов имелись и существенные различия. Так, по Постановлению № 48 совместные предприятия с участием стран – членов СЭВ создавались на основе межгосударственных или межправительственных договоров СССР (п. 3). По Постановлению № 49 предприятия создавались исключительно на основе договоров, заключаемых участниками таких предприятий, то есть на основе хозяйственных договоров (п. 1).

Постановление № 48 предусматривало, что участниками международного объединения могли быть как юридические лица, так и органы государственного управления СССР и других стран (п. 6). Участниками совместного предприятия по Постановлению № 49 (п. 4) могли быть только юридические лица: советские предприятия (объединения и другие организации) и иностранные фирмы (корпорации и другие организации).

Постановление № 48 не устанавливало какого-либо обязательного соотношения долей участников. В нем лишь говорилось (п. 27), что размер этих долей определялся учредительными документами. Постановление № 49 устанавливало, что доля участия Советского государства в уставном капитале совместного предприятия должна составлять не менее половины этого капитала (п. 5).

В отношении собственности Постановление № 48 указывало на то, что совместное предприятие осуществляло свою деятельность «на основе общей социалистической собственности» (п. 2, 25). Совместное предприятие осуществляло правомочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом «в соответствии с целями своей деятельности» (п. 10). В Постановлении № 49 о характере собственности ничего не говорилось.

Выводы

Введение механизма нормативного регулирования создания и функционирования совместных предприятий и международных хозяйственных объединений являлось важнейшей предпосылкой возникновения новых для советской экономики хозяйственных структур и субъектов хозяйственной деятельности.

Применение этой формы Советским Союзом было ограниченным, что не давало возможности использовать заложенные в ней преимущества, одним из которых являлось получение иностранной передовой технологии и навыков в управлении производством.

Заключение

Совместные предприятия и международные объединения можно рассматривать в трех аспектах, а именно: как форму международного экономического сотрудничества, как форму привлечения иностранных инвестиций и как форму организации конкретной хозяйственной деятельности. Совместные предприятия и международные объединения являлись более сложной, но и более эффективной формой сотрудничества, предполагающей более глубокие и тесные связи партнеров. Понимание совместного предприятия в целом соответствовало той концепции, которая получила распространение в других странах. Поэтому о совместных предприятиях можно было говорить как о единой форме сотрудничества. Такого рода сотрудничество заключалось «в объединении капиталов, принадлежащих предприятиям различных стран, в совместном управлении ими, а также в совместном несении убытков и в распределении прибыли пропорционально участию каждого в капитале» [7, с. 83]. Указанная сущность совместного предприятия, будучи опосредствованной правом и отраженной в его правовом устройстве, создала те особенности, которые отличали его от всех иных форм международного экономического сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братченко, А. Б. Совместные предприятия / А. Б. Братченко. – М. : Знание, 1989. – 63 с.
2. Вознесенская, Н. Н. Правовые формы совместного предпринимательства и практика СССР / Н. Н. Вознесенская // Советское государство и право. – 1985. – № 3. – С. 59-66.
3. Вознесенская, Н. Н. Совместные предприятия с участием фирм капиталистических и развивающихся стран на территории СССР / Н. Н. Вознесенская // Советское государство и право. – 1988. – № 1. – С. 117-125.
4. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 29. – Ст. 1008.
5. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 26. – Ст. 285.
6. Красильникова, Т. К. Административная регламентация организации и деятельности корпораций и применение мер уголовных репрессий в СССР в 20-е годы XX века / Т. К. Красильникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2012. – № 1 (16). – С. 53-56.
7. Красильникова, Т. К. Совместное предприятие и международные хозяйственные объединения в системе советского права / Т. К. Красильникова // Образование и право. – 2018. – № 12. – С. 78-83.
8. Миронов, Н. В. Правовой статус совместных хозяйственных организаций стран – членов СЭВ на территории СССР / Н. В. Миронов // Советское государство и право. – 1984. – № 3. – С. 45-51.
9. Постановление Президиума ВЦИК «О внешней торговле» от 13 марта 1922 года // СУ РСФСР. – 1922. – № 24.
10. Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран СЭВ» // СП СССР. – 1987. – №8. – Ст. 38.
11. Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организации и фирм капиталистических и развивающихся стран» // СП СССР. – 1987. – № 9. – Ст. 40.
12. Правовое положение совместных предприятий на территории СССР / отв. ред.: М. М. Богуславский, А. А. Рубанов, М. М. Славин. – М. : Академия наук СССР, Институт государства и права, 1988. – 172 с.
13. Правовые формы научно-технического и промышленного сотрудничества СССР с капиталистическими странами. – М., 1980. – 295 с.
14. Санников, А. Г. Совместные предприятия в СССР: опыт и проблемы / А. Г. Санников. – М. : ВНИИПИ, 1990. – 53 с.
15. Смирнов, П. С. Совместные предприятия на территории СССР (правовое положение) / П. С. Смирнов // Внешняя торговля. – 1987. – № 9. – С. 50-54.
16. Смирнова, Е. Е. Совместные предприятия: закономерности возникновения и перспективы развития / Е. Е. Смирнова. – М. : Изд-во МГУ 1988. – 163 с.
17. Яковенко, Е. Г. Совместные предприятия в СССР: опыт, проблемы, перспективы / Е. Г. Яковенко. – М. : ЦЭМИ, 1989. – 24 с.

Источник: Legal Concept = Правовая парадигма. – 2019. – Т. 18, № 3

Просмотров: 16

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code