ЦИФРОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.М.Степнов

Аннотация. В статье рассмотрена потребность формирования цифрового стратегического менеджмента промышленного предприятия как ответа на вызовы цифровой экономики. Выделены ключевые сценарии, реализация которых окажет существенное влияние на экономику будущего. Уточнены основные формы реализации цифровых решений. Уточнено, что субъект управления и объект управления в стратегических решения должен быть представлен как минимум в виде трех элементов: сам объект (субъект), его цифровое представление и децентрализованная база данных. Показано, что адаптации существующих методов стратегического менеджмента недостаточно для решения задач современного управления. Представлены ключевые проблемы формирования стратегий промышленных предприятий и комплексов в условиях цифровой экономики. Сделан вывод о том, что ключевым направлением стратегического менеджмента становится развитие мотивации и коммуникационных возможностей. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10149), в Институте проблем рынка Российской академии наук.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, промышленное предприятие, цифровой стратегический менеджмент, цифровая экономика, «умный» контракт, блокчейн, мотивация, коммуникационные возможности.

 

Развитие цифровых технологий в современном мире привело к существенным изменениям в многих отраслях, что позволило возникнуть термину «цифровая экономика». До сих пор существенно значимого определения «цифровая экономика» не возникло, поэтому, чтобы ограничить проблему ее идентификации, отнесем к цифровой экономике ту часть экономики, в которой основные бизнес-процессы изменились под воздействием информационно- коммуникационных технологий [1]. Также к цифровой экономике относят всю экономику будущего, понимая, что и производство, и распределение, и обмен, и потребление так или иначе будут связаны с цифровыми решениями. Сочетание преобразований в обществе, кардинальное изменение многих бизнес-процессов, прежде всего промышленных предприятий, и оценка сценариев будущего позволяют говорить о том, что возникает существенная потребность в изменении методологии процессов подготовки принятия стратегических управленческих решений, в том числе и учитывающих будущее экономики.

Следует обратить внимание, что именно стратегический менеджмент в целом в настоящее время подвергся наименее существенным изменениям. В большинстве своем современные менеджеры промышленных предприятий избегают проблемы «цифровизации» и практически всегда стремятся использовать существующие методы, добавляя приставки «блокчейн», «цифра», «биг дата» и тому подобное, в лучшем случае используя лишь результаты подобных технологий, заимствуя их из решений «финтех»-компаний. Наиболее ярким примером такого подхода является пример ренессанса «бережливого производства», принципы которого заложены еще в 90-х годах прошлого столетия, но при современной реализации демонстрируется практически полное отсутствие цифровых решений. Тем не менее, есть и обратные примеры, когда в ходе опережения современными технологиями на очередном витке научно- технического прогресса концепций управления отдельные компании и менеджеры на практике осваивают цифровые решения. Результаты такого практического опыта требуют методологического осмысления, что существенно важно для современного менеджмента [2]. Особенно обоснована такая ситуация для стратегического менеджмента, так как неизвестно, какие из имеющих решений будут сохранены в будущем, а какие так и останутся экспериментом. В настоящее время практически невозможно сформировать критерий отбора новых методов управления, но обобщение и распространение опыта решения новых проблем управления должны стать основой концепций цифрового стратегического менеджмента.

Рассматривая сущность изменений необходимо понимать, что изменения складываются на основе конвергенции человека и машины. Отсюда следует существенный вывод, о том, что такая конвергенция будет все более и более перекладывать на машины принятие и реализацию рутинных типовых решений и предполагает, что произойдет преобладание стратегического менеджмента над операционным в общей совокупности управленческих решений. При этом наиболее радикальные изменения коснутся операционного менеджмента, но и стратегический менеджмент потребует существенных преобразований. Т.е. промышленные предприятия, которые будут запаздывать в указанной конвергенции, окажутся в наименее выигрышной конкурентной позиции, а наиболее современные предприятия начнут образовать картели высокотехнологичных предприятий, используя преимущества олигополистической модели конкуренции не по отраслевому или продуктовому признаку, а именно по уровню реализации цифровых решений.

Прежде всего, основой стратегических решений станут новые сценарии развития, основанные на стремительном изменении окружающей среды. И эти решения в большинстве своем находятся в цифровом представлении, и стратегии не могут не учитывать эти представления: уже традиционные на сегодня интернет, социальные сети, облачные технологии, робототехника, когнитивные системы обеспечивают формирование новых стратегических сценариев (от формирования искусственного интеллекта до увеличения продолжительности жизни, от экономики совместного использования до абсолютной автоматизации, от умного дома до умных сетей и т.д. [2]).

В настоящее время наибольшие возможности для реализации управленческих стратегий дают решения, полученные при реализации технологии блок- чейн, основанной на децентрализации данных, что приводит к необходимости адаптации известных решений и разработки новых методов управления. Несмотря на наиболее известное проявление блокчейн технологий – биткоин (реализованный так или иначе в виде умного контракта), возникает как минимум еще три направления развития: применение указанных технологий в процессах и бизнес-процессах, аналогичных блокчейн (например, развитие управленческого учета и контроллинга), в конвергенции блочейна и новых прорывных технических решений (например, управление предприятием он-лайн) и развитии внутрифирменного блокчейна промышленных предприятий (например, создании собственной экосистемы нового типа или магазинов pop up srory [3]). Указанные направления так или иначе образуют новые условия для принятия стратегических решений и должны быть переосмыслены менеджментом предприятий при подготовке стратегических решений. Следует отметить, что основой таких решений должна стать оценка применимости тех или иных токенов для деятельности конкретного предприятия. В настоящее время как минимум следует выделить пять видов токенов: токены валюты, токены пользователей, токены активов, токены права управления, токены долговых обязательств. Каждый вид токена в данной классификации обладает различной стоимостью [4] и требует различающихся подходов при разработке стратегий. Собственно говоря, в ближайшем будущем возникнет задача формирования объекта управления в цифровом пространстве (в данном случае на основе различных токенов) и задача управления токенами, отнюдь не только цифровыми алгоритмами (в отличие от того, что сегодня происходит в цифровом маркетинге, когда цифрови- зация преобладает над маркетингом). При этом важно понимать, что базовые экономические концепции, включая спрос и предложение, снижение издержек остаются неизменными (что продемонстрировано спекулятивными технологиями на токенах валют).

Такие преимущества технологий блокчейн, как неизменность блоков, безопасность, снижение издержек, прозрачность, полная подотчетность потребуют формирования в разрабатываемых стратегиях не только роли и места самих цифровых решений, но и новых разделов, связанных с оценкой доли цифрового и нецифрового измерения бизнес-процессов, активов, оценкой умных контрактов и их потенциальной доходности.

При этом следует понимать, что применение цифровых решений, устраняя известные ранее проблемы, тем не менее не свободно от новых. К числу таких проблем, на которые следует обращать внимание в стратегических решениях, следует отнести:

• коммуникационные проблемы. Менеджеры и исследователи в данной сфере должны обратить наибольшее внимание на протоколы обмена в данной сфере, на разработку формальных инструкций, формализующих процесс принятия решения. Дело в том, что большинство исследователей (кроме собственно разработчиков и популяризаторов) пока игнорируют тот факт, что в процессе управления возникает совершенно новая сфера коммуникаций – коммуникации человека и машины, их диалога, однако этот диалог становится как минимум обменом информацией между четырьмя (даже шестью) участниками – т.е субъект и объект управления существуют в виде собственно самого управляющего, его цифровой поддержки и распределенных баз данных. Без этого тройного представления и коммуникационных особенностей такого обмена невозможно говорить о стратегиях будущего;

• достоверность и комплексы умных контрактов. Несмотря на быстрое проникновение умных контрактов, следует отметить, что рекламные лозунги, такие как «умные контракты заменят многих специалистов» верны на первоначальном этапе. Свойства умных контрактов – достоверность, простота и неизбежность исполнения, приведут к тому, что возникнет потребность (и возможность) формирования из простых умных контрактов множества их сочетаний, и сложность такой системы будет не меньше современных юридических конструкций (аналогично живой природе, когда из простых элементов складывается вся сложность и разнообразие мира). Тем не менее, совершенно очевидно, что стратегия современного предприятия, не рассматривающего умные контракты как основу концепции развития, не современна и не актуальна;

• централизация/децентрализация. Проблема, которая в настоящее время является в большей мере технической, в итоге окажется проблемой управления – это проблема централизации/децентрализации. Дело в том, что при существовании децентрализованной сети возникает огромная нагрузка на узлы этой сети при возрастании количества и сложности умных контрактов (а, учитывая технологию блокчейн, необходимость подтверждения всей сетью достоверности следующего блока, такая нагрузка будет возрастать многократно). В связи с этим важной задачей современной стратегии является учет соотношения централизация/децентрализация с сохранением полученных преимуществ. Такая ситуация приведет к тому, что процесс управления необходимо будет разделять на блоки, и это разделение должно быть также отражено в стратегических решениях. Наиболее перспективным решением с технической точки зрения видится возможность использования ациклических направленных графов, но исторически система управления промышленным предприятием не готова их использовать;

• недостаточная конфиденциальность. В имеющих решениях проблема конфиденциальности, несмотря на декларации, не решена полностью. Например, оказывается совершенной недопустимой загрузка финансовой информации, обосновывающей капитализацию компании, как умный контракт, открытый для всех инвесторов. Поэтому объем и содержание умных контрактов также должны быть определены в стратегии;

• управление большим количеством умных контрактов. Стратегия должна учитывать возникновение олигополистических моделей, с целью сокращения транзакционных издержек, так как небольшой группой крупных умных контрактов управлять менее затратно. Проблема олигополии будет связана также и с проблемой автономных групп, когда цифровое подтверждение будет происходить от группы, а не конкретного участника;

• проблемы управления взаимодействием. У публичного децентрализованного цифрового решения нет организации или авторитетного органа, регулирующего его деятельность, – как следствие полной децентрализации. Как создать управление блокчейном – в настоящее время нет подходов. Тем не менее, такая потребность может возникнуть, так как далеко не все процессы в современном обществе можно реализовать на рыночных (или квазирыночных) контрактах, и в реальной управленческой деятельности такой подход может оказаться непродуктивным и привести к гибели всей цепочки;

• необходимость стандартов. Роль стандартов в регулировании рыночных процессов невозможно переоценить, поэтому отсутствие стандартов в технологии блокчейн ограничивает его возможности, несмотря на утверждения разработчиков, что технология перекрывает потребность в стандартах.

Решение указанных проблем и интеграция цифровых технологий со стратегическими решениями на предприятиях позволит во многом определить конкурентную позицию такого предприятия и потребует разработки нового инструментария в идее стратегических платформенных решений, что и обеспечивает перспективность данного направления исследований.

Список литературы

1. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Решение Высшего Евразийского экономического совета №12 от 11.10.2017 г.
2. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Организационные платформы как признак цикличных изменений в отрасли (на примере «pop up store») / Управление инновациями-2017: Матер. науч.-практ. конференции. Новочеркасск: ЮРГПУ (ППИ), 2017. 188 с. С. 99-104.
3. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. №11. С. 32-43.
4. Matt Chan. Why use the blockchain instead of a database? What gives tokens value? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hackemoon.com/why-use-the-blockchain-instead- of-a-database-what-gives-tokens-value-263449681153 (дата обращения 10.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 16

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code