ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В КОРПОРАТИВНОМ БИЗНЕСЕ

М.В.Русинов

Аннотация. В современных условиях нестабильной экономики бизнес-конкуренция всё в большей степени приобретает инновационный характер. Компании стремятся разработать и выпустить как можно более новые продукты максимально соответствующие запросам потребителей, причём быстрее конкурентов – для достижения лидерских позиций на рынке.

Ключевые слова: система управления, методы управления, инновации, корпоративное управление.

 

Создание и развитие эффективных систем управления инновациями в промышленных корпорациях становится важнейшим условием успеха в конкурентной борьбе. Тем не менее, данная проблема не решена должным образом ни в теории, ни в практике управления отечественными корпорациями.

Таким образом, задачи совершенствования исследований, поиска, привлечения и реализации передовых разработок (инноваций) являются определяющими для современного корпоративного менеджмента.

Для решения данных задач в мировой практике управления бизнесом в XX веке в основном применялась модель «закрытых» инноваций. В XXI веке ей на смену пришла модель «открытых» инноваций. Упомянутые названия моделей или концепций (парадигм) введены одним из ведущих специалистов в области управления инновациями – Генри Чесбро. На рис. 1 представлена идея «закрытых» инноваций, согласно концепции Генри Чесбро [1].

Парадигма «закрытых» инноваций сформировалась в начале XX века. Она подразумевала ведение инновационной работы внутри компании в условиях жёсткой коммерческой тайны, без использования сторонних разработок, выполненных «внешними» учёными.

Анализ отечественной и зарубежной практики позволяет выделить основные минусы концепции «закрытых» инноваций:

• для большого количества задач существуют эффективные инновационные решения на «открытом» рынке, которые могут быть доступны корпорациям по весьма невысоким ценам, но не используются;

• не все разработки, которые были запатентованы, используются компанией (что выражается в значительных нерациональных затратах);

• часто велика длительность инновационных циклов корпораций;

• многие проекты оказываются не достаточно эффективными для компании по сравнению с проектами конкурентов.

В отличие от рассмотренного подхода, парадигма «открытых» инноваций заключается в активном взаимодействии корпорации с университетами, бизнес- инкубаторами, научно-исследовательскими институтами, венчурными фондами и др. В данном случае речь идёт о системной работе корпораций с внешним рынком научно-технических разработок и их коммерциализацией в собственном бизнесе. Учитывая, что рынок научных институтов открыт для всех, можно сделать вывод о том, что для достижения успеха современным корпорациям необходимо укрепление конкурентных позиций как на рынке клиентов, так и разработчиков ноу-хау.

Парадигма «закрытых» инноваций

Рис. 1. Парадигма «закрытых» инноваций (Г. Чесбро)

На рис. 2 показан ландшафт знаний, появляющийся в результате потока внутренних и внешних идей, которые поступают в корпорацию, а порой и выходят из неё на внешний рынок.

Парадигма «открытых» инноваций

Рис. 2. Парадигма «открытых» инноваций (Г. Чесбро)

Рассмотренная парадигма также имеет определённые недостатки:

• инновационные разработки, получаемые с «открытого» рынка часто оказываются доступными и конкурентам;

• не по всем интересующим направлениям удается найти инновационные разработки;

• частично теряется концентрация на приоритетных для корпорации задачах.

Тем не менее, переход российских корпораций к парадигме «открытых» инноваций, безусловно, способен улучшить показатели их функционирования, укрепить конкурентные позиции на мировом рынке.

Следует отметить, что проведённые исследования позволяют выдвинуть предположение (гипотезу) о том, что следующим этапом совершенствования корпоративной работы с инновациями будет переход к модели (концепции) «системных» инноваций. В рамках этой концепции предполагается совместное ведение, поиск и отбор, экспертиза и коммерциализация научно – технических разработок участниками инновационных циклов (сетей), в том числе в рамках холдингов, кластеров и т.д. При этом, инновации, которые будут осуществляться корпорациями на основе использования внутренних, внешних и совместных научно-технических разработок, как представляется, могут быть предназначены как для индивидуального или совместного применения участниками сетевого взаимодействия, так и для взаимовыгодной коммерциализации на рынке. Обязательным условием таких инноваций должна стать их системность, сбалансированность уровней инновационного развития всех составляющих корпораций.

Решение задачи перехода отечественных корпораций к новой парадигме невозможно без создания эффективных систем управления инновациями, их адаптивного развития в соответствии с изменениями условий функционирования.

Для эффективной работы с системными инновациями необходимо создание развитых корпоративных инновационных систем в рамках одной или нескольких корпораций партнёров.

В современных условиях создание таких систем, а, соответственно, и специализированных служб корпораций, становится необходимым условием их устойчивого развития, конкурентоспособности на отечественных и зарубежных рынках.

Список литературы

1. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology / Чесбро Г. Открытые инновации: создание прибыльных технологий / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: Поколение, 2007. 336 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code