ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ: ВПЕРЕД К СНАБЖЕНИЮ

Б.К.Плоткин

Аннотация. Для развития промышленного комплекса требуется возродить профильную подготовку специалистов по снабжению и сбыту для реализации благоприятных условий рыночной экономики.

Ключевые слова: производство, логистика, снабжение, сбыт, оптимум снабжения, нормы расхода, цены закупки, обучение.

 

Материально-техническое снабжение и сбыт остаются важнейшей функцией производственного менеджмента. Рыночные товарно-денежные отношения создали благоприятные условия для организации снабжения и сбыта деятельности на высоком научном уровне. Однако снабженческо-сбытовая деятельность в промышленном комплексе практически не обеспечена высококвалифицированными специалистами.

Переход на рыночные товарно-денежные отношения коренным образом изменил организацию материально-технического снабжения.

Административно-командная экономика с её постоянным дефицитом материальных ресурсов для производственных нужд полностью скомпрометировала такой вид деятельности как материально-техническое снабжение. В связи с этим в качестве альтернативы МТС была принята логистика.[2, с. 18-28, с. 124-131]. Логистика, по существу, вытеснила высшее профессиональное образование по материально-техническому снабжению (МТС).

В настоящее время, характеризуя высшее образование по материально- техническому снабжению, прежде всего, следует отметить, что полностью утрачена связь науки и производства. Действующий преподавательский состав в своем большинстве не имеет опыта работы в реальном секторе экономики. Все их знания заимствованы преимущественно из Интернета без должного практического осмысления, т.е. прослеживается последовательность: студент – аспирант – преподаватель.

Кафедра экономики и планирования материально-технического снабжения (ЭП МТС) в прошлые времена выполняла хоздоговорные НИР с предприятиями и организациями: «Ижорский завод», Ленглавснаб, ПСО КД (производственно- строительное объединение крупнопанельного домостроения), ВИВР (Всесоюзный институт вторичных ресурсов) и др. В хоздоговорных НИР были заняты все сотрудники кафедры, включая аспирантов. Сейчас всего этого нет и не предвидится, поскольку кафедра не обладает необходимым научным потенциалом.

Кроме того, кафедра ЭП МТС согласовывала учебные программы с руководством предприятий. В настоящее время учебные планы и программы не содержат результаты НИР по МТС.

Такое положение привело к тому, что в учебно-методических пособиях отсутствуют фактические данные – в лучшем случае приводится информация из Интернета, которая в целом не отвечает методическим требованиям.

Преподаватели должны быть в курсе того, что «висит» в Интернете, с целью пресекать использование Интернета в рефератах, курсовых и дипломных работах, а тем более в диссертациях. Интернет может использоваться в качестве источника нормативно-справочной информации.

Отрывом от практики характеризуется и перечень преподаваемых учебных дисциплин. В прошлые времена учебные дисциплины отвечали запросам практики. В настоящее время учебные дисциплины формируются не из потребностей предприятий, а исходя из того, что предлагает Интернет – отсюда резкое возрастание количества учебных курсов.

Так, на кафедре ЭП МТС в 60-80 годы было всего 7 учебных курсов, и все они были связаны с хоздоговорной тематикой:

1. Курс «Экономика, организация и планирования материально- технического снабжения и сбыта»;

2. Курс «Нормирование расхода материалов»;

3. Курс «Экономико-математические методы и модели в снабжении»;

4. Курс «Управление запасами»

5. Курс «Складское и тарное хозяйство»;

6. Курс «НОТ в МТС;

7. Курс «АСУ МТС.

В настоящее время (2017/2018 уч. год) учебных дисциплин стало 35, в том числе – 21 по бакалавриату и 14 по магистратуре. Такая раздробленность учебных дисциплин методически недопустима, поскольку свидетельствует об отсутствии системности и приводит к дублированию содержания. При этом вопросы материально-технического снабжения в современном, научном аспекте по существу не изучаются.

Подготовка специалистов по материально-техническому снабжению (МТС) и сбыту должна учитывать экономические реалии:

1) появилась в полном объеме оптовая торговля средствами производства;

2) ликвидирован дефицит продукции производственного назначения;

3) появилось самостоятельность предприятий – ушел в прошлое диктат «плана» и вышестоящих «руководящих» органов;

4) стало возможным применять методы теории управления запасами, экономико-математические методы и АСУ на основе всеобщей компьютеризации плановых и оперативных работ;

5) появились условия для оперативного маневрирования материальными ресурсами между предприятиями;

6) стали развиваться услуги и инфраструктура при поставках продукции;

7) существенно сократились документооборот и отчетность;

8) ликвидирована монополия внешней торговли, что привело к расширению рынка средств производства.

Однако на практике далеко не в полной мере используются благоприятные возможности для материально-технического снабжения производства, причиной тому является недостаточный уровень квалификации работников МТС и сбыта.

Современный специалист по снабжению должен учитывать, что в условиях рыночной экономики полностью ликвидируется товарный дефицит, но при этом возникает и объективно существует дефицит финансовый. А это означает, что главное в профессии снабженца – это не «доставать» материалы, а рационально использовать денежные средства своего предприятия.

Другим определяющим условием является то, что по продукции производственно-технического назначения предложение превышает спрос, тем самым предприятиям-потребителям предоставляется широкий выбор. Отсюда возникает необходимость оптимизации закупок и снабжения в целом.

Целевая функция оптимизации закупок предусматривает максимизацию полезности закупаемых материальных ресурсов или товаров при имеющихся денежных средствах. [1, с. 177-181].
Математически целевая функция оптимизации закупок выражается уравнением или функцией Лагранжа:

где U(xi) – функция полезности закупаемых благ (ресурсов или товаров); B – сумма денежных средств, ассигнованных на закупку благ (ресурсов или товаров) – бюджетные ограничения; pi – цены на отдельные виды необходимых благ (ресурсов или товаров); 1, 2 … i … m – наименования закупаемых благ; xi – количество необходимых благ (ресурсов или товаров); λ – множитель Лагранжа – используется при исследовании уравнения на экстремум в частных производных.

Цена является мерой полезности того или иного товара. В производственно-коммерческой деятельности полезность закупаемых ресурсов определяется их способностью обеспечить конкурентоспособность для данного предпринимателя.

Цена закупок (потребления) складывается из цены продавца, скидок, наценок и транспортно-заготовительных расходов. Цена закупки (потребления) должна рассчитываться предприятием для каждой позиции материальных ресурсов и фиксируется на компьютере с доступом для корректировок.

Скидки продавец предоставляет постоянным покупателям, при больших объемах закупок – в целом система скидок предусматривается для стимулирования сбыта в рамках маркетинговой стратегии продавца.

Согласно общим коммерческим правилам и обычаям, при продажах продавец должен предоставлять покупателю скидки с объявленной цены.

По мере пролеживания продукции в запасе её ликвидность сокращается от первоначальной цены и до нуля и наступает такой момент, когда содержание запаса становится дороже самого товара. А поэтому до наступления указанного момента товар должен быть распродан («ликвидирован»), для чего предусматриваются ликвидные скидки [1, с. 233-249].

Наценки взимаются за дополнительные услуги, оказываемые продавцом по желанию покупателя, как, например, раскрой и нарезка материала, его обработка, комплектация и многое другое, т.е. в интересах покупателя материальные ресурсы должны поставляться в виде, максимально подготовленном для производственного потребления. Данное положение ярко характеризует взаимную выгоду продавцов и покупателей. На практике оптимальность снабжения реализуется следующими работами (расчетами):

1) определение потребности в материальных ресурсах на производственные нужды;

2) определение суммы денежных средств на закупку необходимых материальных ресурсов;

3) установление хозяйственных связей по поставкам продукции.

Владение методами перечисленных работ, кроме всего прочего, является необходимым условием и требованием квалификации работника снабжения.

Потребность в материальных ресурсах для производственных нужд определяется на всю номенклатуру потребляемых материальных ресурсов, на все виды деятельности предприятий строго по нормам расхода, методом прямого счёта по следующей формуле:

Mi– потребность в материальных ресурсах i-ого наименования; Htj – норма расхода i-ого материального ресурса на единицу j-ой продукции; Qj – производственная программа выпуска продукции j-ого наименования; 1, 2 … i … m – номенклатура потребляемых ресурсов; 1, 2 … j … n – ассортимент производимых товаров и услуг.

Точное и достоверное определение потребности является важнейшим фактором оптимизации закупок, поскольку служит основой для расчета денежных сумм для закупки необходимых ресурсов.

Сумма денежных средств, ассигнуемых на закупку материальных ресурсов, определяется по следующей формуле:

Mi – потребность в материальных ресурсах; Pi – цены закупки материальных ресурсов.

Структура цен закупки выражается следующей формулой:

p – цена закупки или цена потребления; pотп – отпускная цена поставщика; Δ – наценки к цене; δ – скидки с цены; ТЗР – транспортно-заготовительные расходы.

В отпускной цене поставщика должен быть реализован принцип «прицельного качества» [1, с. 182]. Это означает, что качество и характеристики закупаемой продукции должны точно соответствовать условиям применения или эксплуатации этой продукции у потребителя. Согласно этому принципу, покупатель не должен платить за те функции или характеристики товара, которые не нужны ему в его производственно-коммерческой деятельности. Следовательно, потребитель не должен покупать продукцию избыточного качества, так как это приводит к неоправданным затратам. Цена «прицельного качества» иллюстрируется графиком (рис. 1).

Принцип цены прицельного качества реализуется на практике с помощью ассортиментной диверсификации, то есть наличием обширного ассортимента товаров. Такой широкий диапазон ассортимента товара практически гарантирует покупателю наличие товара с нужными ему характеристиками.

Для реализации принципа цены прицельного качества выполняется функционально-ценовой анализ. На рынке закупок покупатель должен выходить со своей ценой спроса, так как в условиях рынка предложение превышает спрос.

Наценки к цене взимаются за дополнительные услуги, оказываемые продавцом при продаже своей продукции: каждая поставка должна сопровождалась комплексом услуг. Целью производственных услуг является подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению: материальные ресурсы должны поставляться в максимально технологической готовности согласно требованиям покупателя – потребителя.

График цены «прицельного качества»

Рис 1. График цены «прицельного качества»

Покупатель-потребитель должен в максимальной мере использовать аутсорсинг для выполнения своих инфраструктурных работ по снабжению.

Отсутствие дефицита на рынке средств производства не означает утрату необходимости нормирования расхода материалов и рационального использования денежных средств на их закупку – наоборот, указанные работы должны быть усилены на строгой научной основе, чего нет на практике.

Материально-техническое снабжение представляет собой форму обращения средств производства в реальной экономике, а поэтому является сложной и самодостаточной наукой. В условиях рынка наука и практика МТС стали ещё более сложными А поэтому подготовка специалистов по МТС должна осуществляться на профильной кафедре – на кафедре экономики и организации МТС и сбыта.

Итак, снабжению – снабжение, логистике – логистика. Или снабжение – это обеспечение производства материальными ресурсами, а логистика – это транспортировка со своей инфраструктурой.

Список литературы

1. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Предпринимательский функционал логистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 325 с.
сурсы должны поставляться в максимально технологической готовности согласно требованиям покупателя – потребителя.
2. Плоткин Б.К. Экономика: предпринимательство, логистика и цепи поставок. СПб.: Изд-во Инфо-да, 2015. 131 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 10

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code