ПОДХОДЫ К МЕХАНИЗМУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Т.А.Найденова, И.Н.Швецова

Аннотация. Реализация курса Правительства России на модернизацию всех сфер общественной жизни не возможна без изменения подходов к проведению региональной промышленной политики.

Статья нацелена на рассмотрение наиболее значимых подходов к механизму реализации современной региональной промышленной политики. Представлены три основные направления успешного проведения региональной промышленной политики, которые способствуют повышению конкурентоспособности промышленностипутем реализации крупных инвестиционных проектов, развитию инновационного потенциала.

Ключевые слова: регион, промышленная политика, подходы к реализации промышленной политики.

 

Правительство Российской Федерации, взяв курс на модернизацию всех сфер общественной жизни, в качестве важнейшего обозначило вопрос о месте и роли промышленности в реализации одного из основных направлений модернизации – модернизации экономики.

Несмотря на растущий интерес исследователей к индустриальному сектору экономики, теоретические основы современной промышленной политики не до конца проработаны.

На Западе этот термин чаще всего обозначает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики.Зарубежные экономисты данный термин (industrial policy) определяют, как «государственную политику, имеющую воздействие на распределение ресурсов между отраслями промышленности. Она способствует расширению производства, инвестиций, проведению НИОКР, модернизации и производственной реорганизации в рамках определенных отраслей и одновременно ограничению этих процессов в других отраслях». В наиболее широком смысле промышленная политика – «это политика государства, имеющая в качестве непосредственной цели оказание определенного влияния на структуру, функционирование, результативность работы различных отраслей промышленности» [3].

В России промышленная политика законодательно определена как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции [2].

На наш взгляд, определение цели реализации промышленной политики через повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей является узким. Приоритет повышения конкурентоспособности перспективных отраслей становится актуальным в условиях стабильного экономического развития территории. В то же время, в периоды серьезных экономических трансформаций, тесно связанных с экономической безопасностью страны, основной целью промышленной политики является динамичная структурная перестройка.

Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики.

Однако определениедефиниции «региональная промышленная политика» не зафиксировано в законодательных актах РФ.

Определимрегиональную промышленную политику как элемент промышленной политики государства, представляющий собой систему мер, направленных на инновационные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными целями и приоритетами стратегии развития субъекта РФ.

В Республике Коми отсутствует специальный закон о промышленной политике. Промышленное развитие определяется законом Республики Коми «О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми» от 31 октября 2017 года №78-РЗ.

Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Данный механизм, как и само понятие промышленной политики, претерпел существенные изменения. Еще в 90- е годы прошлого века основная модель механизма реализации промышленной политики в нашей стране представляла собой механизм развития наукоемких отраслей, механизм реструктуризации традиционных отраслей и компенсационный механизм. Последний был призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для традиционных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса и т.д.).

Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость разработки новых подходов к механизму ее реализации. Среди таких подходов могут быть выделены как наиболее значимые три [4, с. 27-28]:

1. Реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба. В рамках проекта как инструмента промышленной политики целесообразно соединение административных, финансовых, структурных, технологических и рыночных ресурсов. Среди таких проектов можно выделить два типа: инфраструктурныеи инновационные. Поддержанные в рамках промышленной политики инновационные проекты обычно преследуют три цели. Первая – создание в рамках отечественной экономики замкнутых цепочек добавленной стоимости, на выходе которых создается конкурентоспособный наукоемкий продукт. Вторая – встраивание отечественных компаний в глобальные цепочки с участием зарубежных транснациональных компаний. Третья – формирование транснациональных компаний на базе отечественных.

В Республике Коми реализуется государственная программа «Развитие промышленности», цель которой формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной промышленности и программа развития газоснабжения и газификации Республики Коми, в которой предусмотрена газификация центральных и южных районов региона, а также город Воркута.

2. Кластерный подход к построению промышленной политики. Промышленный кластер – это группа географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определённой сфере, конкурирующих между собой и в то же время взаимодополняющих друг друга, что усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом. Кластеры не являются абсолютной новацией в хозяйственной практике, но лишь в последнее время они становятся объектом и инструментом государственной промышленной политики. Такой подход позволяет реализовать новую модель частного сектора государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, прежде всего, с точки зрения их участия в инновационном процессе. Кластерный подход – это не только средство достижения таких целей промышленной политики, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощный инструмент регионального развития.

Для Республики Коми «полюсом роста» ее экономики, развития промышленного потенциала и повышения качества жизни населения является лесной сектор. Поэтому в качестве приоритетного направления определено формирование лесопромышленного кластера. Целевой установкой кластерной инициативы в республике является адаптация традиционных отраслей промышленности к современным технологическим укладам за счет формирования источников роста инновационной экономики в рамках кластерных проектов, а также достижение глобальной конкурентоспособности региональной промышленности по отдельным направлениям [1, с. 187].

Участниками Лесопромышленного кластера являются 10 промышленных организаций.

В рамках Лесопромышленного кластера осуществляется реализация пяти совместных инвестиционных проектов. Источником финансирования кластерных инициатив являются в основном собственные средства инициаторов проектов и средства финансово-кредитных организаций. В отдельных случаях используются средства федерального бюджета для субсидирования целевых затрат, что способствует реализации плана мероприятий по импортозамещению в лесопромышленном комплексе республики. Результат реализации совместных проектов – существенный рост объемов добавленной стоимости промышленной продукции участников кластера и рост объемов выручки от реализации промышленной продукции участников кластера.

Серьезным потенциалом кластеризации, то есть устойчивого функционирования в системе связанных отраслей, в республике обладает нефтегазовая отрасль. Поэтому предполагается создание нефтегазового кластера для совместного решения вопросов, связанных с внедрением инноваций, импортозамещением и поддержкой технических разработок в данной сфере.

3. Государственно-частное партнерство (ГЧП). Появление двух наиболее значимых экономических сил – государства и частного бизнеса – предопределяет необходимость более тесного сотрудничества. Такие тенденции сотрудничества определяют развитие современной экономики. В теории конкурентных преимуществ на смену традиционной конкуренции пришла так называемая со- конкуренция, в теории экономической власти – все большее значение придается обоснованию различного рода альянсов, партнерств и т.д. Эта ситуация предопределила совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти, которое сейчас называется партнерством. Оно выходит за рамки простого использования властными структурами возможностей предпринимателей для реализации общественно значимых целей.

ГЧП – это новая модель, позволяющая субъектам РФ определять приоритетные проекты в области развития современных производств и объектов инфраструктуры, а главное, устойчиво привлекать для них внебюджетные источники финансирования.

Применение механизма ГЧП не может полностью заменить традиционные способы бюджетного финансирования, но способно существенно сократить бюд- жетозависимость инвестиционного процесса и, следовательно, повысить эффективность и стабильность осуществления крупных инвестиционных проектов. В основе возможных инструментов предусмотрены такие рычаги, как предоставление государственных гарантий на привлечение долгового (заемного) финансирования, предоставление капитального гранта для инвесторов, выделение земельных участков на строительство, предоставление налоговых льгот. В настоящее время в качестве наиболее приемлемой схемы реализации проекта определена концессионная модель, которая, опираясь на имеющуюся законодательную базу, позволяет эффективно распределять риски на проект между государством и частными инвесторами на долгосрочной основе, создать достаточные условия инвестиционной привлекательности проекта для частного капитала.

Практика партнерских отношений власти и бизнеса позволяет на достаточно долгосрочном рубеже формировать портфели качественных инвестиционных проектов, внедрять методы проектного управления и масштабную подготовку квалифицированных кадров; осуществлять оперативное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти и бизнес-структур, а также различных финансовых институтов.

В Республике Коми в настоящее время реализуется 8 инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства:проекты в области культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Основной источник их финансирования внебюджетные средства. Проекты реализуются на основе концессионного соглашения в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях» и федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Одним из отрицательных факторов, влияющих на достижение результатов основных мероприятий в области промышленной политики Республики Коми, явилась низкая активность промышленных организаций республики в части разработки бизнес-планов с целью открытия новых производств, выпуска новых видов продукции, а также инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.

Список литературы

1. Новокшонова Е.Н. Оценка региональной инвестиционной политики как инструмента создания промышленных кластеров в условиях Севера. М.: Экон-Информ, 2015. 234 с.
2. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ. [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2018).
3. Сахирова Н.П., Онуфриева А.С. Промышленная политика и ее взаимодействиес направлениями государственной страховой политики в России // Управление в страховой компании. 2009. №4. [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2018).
4. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона. 2007. №3. С. 19-31.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code