КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА

А.А.Николаева, И.В.Русакова

Аннотация. В статье рассматриваются стадии жизненного цикла кластера. Произведен анализ кластерной политики и успешного функционирования кластеров.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, территориальные кластера.

 

Каждый кластер развивается по своему особому сценарию, который напрямую зависит от условий среды его реализации и функционирования. Тем не менее, можно выделить общие стадии, через которые проходит каждый кластер в своем развитии. При этом временные рамки этих стадий могут быть разные, и их содержание не является абсолютно идентичным для всех. Точная форма и направление развития кластеров будут зависеть от ряда обстоятельств среды, в которой они существуют.

Таким образом, можно выделить следующие общие стадии жизненного цикла кластера [1, с. 129]:

1. Агломерация. Наличие некоторого количества компаний и других организаций в регионе.

2. Возникающий кластер. Участники агломерации объединяют свою деятельность и реализуют ее посредством взаимодействия друг с другом.

3. Развивающийся кластер. Переход на новый уровень взаимодействия между вовлеченными участниками. Укрепление и углубление связей. Появление формальных и неформальных институтов поддержки сотрудничества. Также возможно создание специализированных региональных веб-сайтов о деятельности кластера.

4. Зрелый кластер. Характеризуется достижением некоторой критической массы действующих лиц. Созданием связей за пределами своего кластера с другими кластерами, направлениями деятельности и регионами. Новые фирмы появляются на данном этапе не только «с нуля», но и путем создания совместных предприятий или отделений.

5. Трансформация. Так как условия внешней среды находятся в постоянной динамике, кластер постоянно подстраивается под них путем адаптации и постоянного инновационного развития. Постепенно может возникнуть необходимость преобразования кластера. Так, например, из одного кластера могут образоваться несколько новых, сосредоточенных вокруг иной сферы деятельности. Или могут быть изменены способы поставки продукции и услуг.

Таким образом, успешное функционирование кластеров немало зависит от условий внешней среды, в том числе от взаимодействия с государством и его кластерной политики. Так как кластер не является единым хозяйствующим субъектом, а объединяет независимые организации, не создается никакого общего юридического лица, это означает, что успешность кластера зависит напрямую от деятельности его участников.

Считается, что кластеры развиваются эффективнее, если инициация их создания исходит «снизу вверх», т.е. от будущих субъектов кластера. Тем не менее, создание кластеров в некоторых странах данным путем является сложной задачей ввиду необходимости реализации масштабных проектов для осуществления данной задачи.

Наличие необходимой инфраструктуры является одним из самых важных условий бесперебойной работы объединения. Другими такими условиями могут выступать: наличие необходимых ресурсов (например, природных, трудовых, технологических), условия экономической среды (государственное регулирование, конъюнктура рынка) и т.д.

Степень вмешательства государства в развитие кластеров в каждом отдельном случае разная и определяется самим государством. Считается, что оно имеет тройную функцию в данном процессе, выступая в роли регулятора (определяет правила взаимодействия между субъектами базиса кластера – бизнес, административные культуры, вузы и НИИ), гаранта сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций и собственника предприятия непосредственного участника кластеров [2, с. 86].

В целом кластерная политика является составной частью государственной экономической политики и определяется как система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Многие страны мира в разных регионах мира целенаправленно стимулируют развитие инновационных территориальных кластеров на основе государственной кластерной политики в самых разных отраслях. Элементы кластерной политики Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года.

Государственная кластерная политика ведущих стран включает в себя не только помощь в создании и поддержании необходимой инфраструктуры и выделение средств на поддержку и стимулирования развития территориальных кластеров, но и создание специализированных координационных, консультативных и рабочих органов. Для успешной практики реализации проектов кластера необходима также организационная и экспертно-аналитическая поддержка.

Кроме государственных органов, в разработку рекомендаций по проведению кластерной политики активно вовлечены ведущие международные организации, в том числе Всемирный банк, ОЭСР, Европейская комиссия, Азиатский банк развития и др.

Так, например, при содействии Европейской комиссии был создан ряд специализированных организаций по оказанию информационной, образовательной, консультационной и маркетинговой поддержки территориальным кластерам. Такими организациями стали – Европейская кластерная обсерватория (European Cluster Observatory), Европейская группа по кластерной политике (European Cluster Policy Group), Европейский кластерный альянс (European Cluster Alliance), Кластерная инновационная платформа (Cluster Innovation Platform).

Преимущества создания кластеров заключены в концепции «4К» для формулировки понятия кластера, ставшей итогом работы специалистов в области их изучения [2, c. 88]:

1) концентрация (в пределах определенной территории, региона);

2) кооперация (вовлечение местных институтов и родственных отраслей ради повышения конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке);

3) конкуренция (внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание);

4) конкурентоспособность (достигается на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников).

Таким образом, работа кластера построена на взаимодействии входящих в него предприятий и организаций, одновременно сотрудничающих и соперничающих друг с другом. Несмотря на совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетингового продвижения, а также постоянный обмен кадрами, инновациями и технологиями и информацией, компании внутри кластера стремятся к повышению эффективности своей деятельности и завоеванию большей доли рынка.

Кооперация самостоятельных хозяйствующих субъектов повышает уровень и скорость их развития за счет постоянного взаимодействия. При этом, конкуренция внутри кластера становится движущей силой его развития. Одновременное распространение и применение разработанных ноу-хау и технологий по всем субъектам кластера приводит к непрерывности инновационного процесса/развития. Кроме того, происходит постепенный процесс унификации процессов и процедур внутри кластера, возникают стандарты, упрощающие взаимодействие между субъектами.

Создание кластеров является одним из передовых способов развития инноваций в странах мира, став высокоэффективным инструментом по достижению множества целей, связанных с интенсификацией социально-экономического и инновационного развития региональной экономики, а также повышения уровня ее конкурентоспособности.

Список литературы

1. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского гос. техн. ун-та. 2008. №1(34). С. 129-134.
2. Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Вектор науки ТГУ. 2013. №4(26). С. 86-89.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code