EVENT-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЯХ

В.А.Литвиненко, И.А.Герасимова

В статье анализируются современные условия развития культурных индустрий, отражается содержание понятия «творческие индустрии». Дана классификация составляющих event-технологий в качестве инструментов комплексного развития креативных территорий, способствующих решению управленческих задач, формированию позитивного имиджа, поддерживающих конкурентоспособность производителя на рынке культурных услуг. Приводятся примеры функционирования институтов кластерной культуры в качестве площадок, где уже применяются инновационные технологии организации социально-культурной деятельности. Рассматривается сущностная характеристика event-технологий как особого механизма организации социально-культурных событий и мероприятий в современных условиях развития креативной индустрии города. Проведённое исследование демонстрирует важность развития качества культурного продукта в пространстве городской среды посредством использования event-технологий.

Ключевые слова: event-технологии, event-менеджмент, креативные индустрии, социально- культурная деятельность, творческие кластеры.

 

По результатам исследований Агентства «Творческие индустрии», инвестиционной потенциал рынка творческих инду- стрий в России за последние годы увеличился в несколько раз, что свидетельствует о нарастающем интересе к культуре, развитию культурного потенциала, расширению спектра социально-культурных услуг, эффективному взаимодействию учреждений культуры и бизнеса, формированию нового облика городского пространства.

Начиная с 2008 года, поиск альтернативных вариантов развития экономики городов, расширение инвестиционного потенциала рынка заставили всерьёз заняться разработкой таких понятий, как творческие индустрии, креативная экономика, креативные индустрии, творческие кластеры, инновационные территории. Следует заметить, что многие города мира (Мадрид, Монреаль, Стокгольм, Хельсинки, Париж, Лондон, Берлин, Цюрих, Сидней, Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг и т.д.) раньше начали уделять внимание развитию творческих индустрий в целях создания благоприятных условий для самореализации, развития творческого потенциала талантливой молодёжи.

По данным исследований, объём основных отраслей, базирующихся на авторском праве, являющемся ядром творческих индустрий, в экспорте России составляет всего 0,49% (по сравнению, например, с 18,29% в Китае, 8,35% в Италии, 7,61% в США, 5,67% в Великобритании). Соответственно, о креативном пространстве, творческих индустриях в России как о развитой инфраструктуре мы пока не можем говорить, но мы становимся свидетелями инициатив со стороны региональных органов власти, некоммерческого партнёрства, малого бизнеса, социальных институтов, оказывающих влияние на развитие кластерной культуры [12, с. 52].

Проведя контент-анализ информационных ресурсов, мы может констатировать, что наиболее интенсивно развиваются креативные кластеры в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Москва, а также в Ульяновске, Краснодарском и Красноярском крае, на Урале, которые в целом очень похожи между собой и представляют собой арт-пространство, связанное с деятельностью в области современного искусства (архитектуры, хореографии, дизайна, живописи, фотографии, исполнительского искусства, декоративно-прикладного искусства, кино и т.п.) [7, с. 57].

Необходимо обратить внимание на то, что креативные индустрии синтезируют в своём пространстве сферы культуры, экономики и социальной политики. Соединение свободного поиска художников, прагматической инициативы бизнеса, государственного и регионального управления позволяет сформировать положительное отношение к производству культурного продукта сразу у всех субъектов социально-культурных отношений.

Очень важным аспектом при создании и реализации творческих проектов в креативных индустриях является ориентация на личность, возможность влиять на духовно-нравственную составляющую, творческий потенциал, самовыражение, саморазвитие, красоту восприятия, социальную ответственность, активность. Корпоративные компании, напротив, ориентируются на экономическую или имиджевую выгоду, в свою очередь, управленцы государственной сферы ориентируются на ценности укрепления и развития нации, страны, территории [7, с. 10].

На сегодняшний день в российском обществе креативные индустрии играют всё более заметную роль, без них невозможно представить развитие городов, реализацию новых социально-культурных проектов, насыщенный и качественный досуг, отвечающий запросам различных групп населения. Трудно переоценить значение креативных индустрий в решении целого спектра экономических, социально-культурных, коммуникативных и адаптационных проблем. Надо сказать о том, что творчество преобразуется в активную, заинтересованную, разноплановую деятельность и становится залогом конкурентоспособности. Следовательно, для реализации социально-культурных проектов в рамках творческих индустрий актуальными становятся три проблемы: недостаточно высокий уровень привлекательности культурных институтов для творческих личностей, неготовность многих учреждений культуры к деятельности по законам бизнеса, недостаточность внедрения в социально-культурные программы вопросов развития территорий творческими инициативами [2, с. 106].
«Креативна экономика», «культурные», «творческие» или «креативные индустрии» пока воспринимаются в России большинством людей как достаточно новое направление. Вопросы развития креативного сектора экономики рассматривали в своих работах Ч. Лэндри, А. Рубинштейн, А. А. Гончарик,М. Б. Гнедовский, Е. В. Зеленцова, В. Н. Княгин, А. С. Лавриненко, М. В. Матецкая, Е. Х. Мельвиль, Н. Г. Федотова.

Для понимания сущности культурных индустрий рассмотрим несколько точек зрения на этот вопрос.

Л. Р. Зотова считает, что это такие виды культурной деятельности, которые не требуют общественного финансирования, являются коммерческими и способствуют улучшению благосостояния населения, это все виды культурной деятельности, которые направлены на выпуск культурной продукции и оказание услуг и связаны с массовым потреблением [8].

А. Я. Флиер под культурными ин- дустриями понимает не только художественное производство, но и социальное производство, осуществляемое методами массового тиражирования, с помощью деятельности культуротворческих институтов. Следует отметить, что А. Я. Фли- ер разделяет такие понятия, как «культурное творчество» и «культурные индустрии», отмечая, что основными функциями культурных индустрий выступают массовость и стандартизированность, а целью индустрии является интеграция и стабилизация социальных аутсайдеров и обеспечение их потребительской продукцией, определяющей и стимулирующей стандартные формы их социальной адекватности и культурной лояльности. Между тем творчество работает на цели социальной дифференциации общества, выделение социальных лидеров и обеспечение их престижной, эксклюзивной потребительской продукцией [13].

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Европейский союз в своих документах тоже разделили понятия «культурные индустрии» и «креативные индустрии». Они считают, что «культурные индустрии» — это отрасль, производящая и распространяющая товары и услуги, формирующие определённые культурные ценности, выполняющие социально значимую функцию в таких отраслях, как исполнительское, изобразительное искусство, культурное наследие, кино, телевидение, радио, видеоигры, новые медиа, издательства.

Современные практики, в частности А. С. Лавриненко, Н. Г. Федотова, понимают под «креативными индустриями» такие виды деятельности, которые основаны на индивидуальном творческом начале, таланте, определённых навыках и умениях, инициативности, управленческих качествах. Эти и другие составляющие способствуют появлению новых форм работы, получению добавленной стоимости и созданию рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Это означает, что креативные индустрии основываются на творческих способностях людей, которые совместно с менеджерами и технологами создают культурный продукт. Следовательно, при создании творческого продукта специалист стремится выйти за рамки творчества ради творчества, чтобы его «переживания» не только увидели и оценили, но и принесли коммерческую выгоду.

Общая идея состоит в том, что множество независимых небольших творческих компаний компактно размещены в определённом районе города, где благодаря этому создаётся своеобразная и весьма привлекательная творческая среда и необычная атмосфера. В частности, благодаря такому соседству возникают условия для взаимодействия и сотрудничества между творческими предпринимателями. В некоторых городах эти «творческие кварталы», которые являются зоной не только творческого производства, но и потребления, уже соперничают по популярности с «официальным» городским центром [4].
Анализируя изложенную выше информацию, можно констатировать, что креативные индустрии основываются на творческой деятельности, направленной на создание новых (традиционных или отклоняющихся от традиционных идей) материальных и духовных ценностей, следовательно, можно поставить знак равенства между креативом и творчеством.

Как особый сектор экономики креативные индустрии выступают определённым типом социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента [7, с. 12]. Составляющими креативных индустрий является проектная работа, которая позволяет расширять возможности социально-культурных объектов, поиск творческих инициатив, который открывает возможности роста и развития как для производителя, так и для потребителя культурного продукта, позиционирование в актуальных форматах, предоставляющее возможности для формирования позитивного имиджа, инструменты поддержки для посредничества между сообществом творческих предпринимателей или производителей, городскими властями и посетителями.

Поскольку ключевым звеном такого рода экономики являются сами жители, то необходимы проекты, привлекающие внимание горожан, стимулирующие их к проявлению активности и предложению новых идей. Креативный сектор, направленный на предоставление социально- культурных услуг, способен инициировать синергийную деятельность учреждений культуры, коммерческих организаций и кластеров с личностью.

Необходимо обратить внимание на то, что специфика креативных индустрий заключена в интеграции социально-культурной сферы (организация многофункциональных площадок, реализация мероприятий, создание креативных проектов, освоение городского пространства и т.д.) и коммерческой деятельности (развитие малого и среднего бизнеса, создание уникального продукта, объединение конкурентоспособных сотрудников, децентрализация культурных институтов, поиск путей для удешевления себестоимости производства и т.п.).

Соответственно, основной задачей культурных организаций является создание и реализация творческого продукта: книги, фильма, сувенира, и в результате подобной деятельности происходит коммерциализация идеи, что и приносит определённую прибыль.

По инициативе Департамента культуры г. Москвы в 2013 году был создан Центр поддержки социокультурных проектных инициатив, который на сегодняшний день реализует следующие направления деятельности: первое – развитие творческого предпринимательства с помощью системы поддержки стартапов, второе – привлечение творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с культурными институтами города. В результате создаются условия, появляются возможности для интеллектуальной активности населения. Основными задачами центра стали: преодоление разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, создание новых рабочих мест, поддержка и содействие творческой самореализации жителей города [8].

Современный подход к креативным индустриям позволяет создать условия для самореализации, развития творческого потенциала человека (создание или разработка собственного проекта), формирует у граждан стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению различных социальных и культурных потребностей и интересов. Важной составляющей креативных индустрий является появление лидеров в области культуры, творчества, менеджмента; возникновение гражданских инициатив и других форм социальной активности.

Производство и потребление результатов творческого труда становятся звеньями одной цепи, и это открывает новые перспективы потребления и производства культурного продукта, поскольку может влиять на лояльность и заинтересованность человека в деятельности культурных организаций. У жителя есть возможность развиваться в творческой среде в условиях «дефицита желаний», который обусловлен перенасыщенностью рынка и усталостью людей от массовости и отчужденности товаров и услуг, поэтому работа креативных индустрий становится весьма актуальной [1].

Высокий уровень конкуренции обязывает производителей культурных услуг внимательнее относиться к процессу создания своего продукта. Качество услуги, обусловленное обратной связью с потребителем, учётом его изменяющихся потребностей, расширением партнёрских отношений, возможностями ресурсной базы организатора, становится вопросом первостепенной важности. В связи с вышеперечисленными требованиями многие учреждения культуры, как государственного, так и коммерческого сектора, стали активно использовать еvent-техноло- гии при организации социально-культурных мероприятий.

Востребованность еvent-технологий, применяемых в креативных индустриях, формировалась с ростом корпоративного сектора. Растущим компаниям требовались услуги для организации деловых конференций, выставок, корпоративных праздников, мастер-классов, лекторий, культурно-образовательных форумов. Логистика этих мероприятий, поиск поставщиков, организация проектной группы не всегда были выполнимой задачей для корпоративных активистов, что позволило профессионалам в данной области выделиться в отдельное направление бизнеса.

Начиная с 2000-х годов, интерес к событийному маркетингу в России стал активно расти, при этом основным контекстом явления стали мероприятия, приуроченные к празднованию различных дат: свадеб, юбилеев и подобных мероприятий, реализация которых потребовала объединения работников творческих профессий. Многие организации, ранее ассоциировавшие себя с пиаром и созданием праздников, переименовались в агентства событийного маркетинга. Появилась реальная возможность выделения отдельной индустрии, основанной на организации специальных событий как во внешней, так и во внутренней корпоративной среде [11].

В соответствии с вышесказанным считаем, что именно государственные бюджетные учреждения культуры должны заботиться о расширении своей аудитории, о развитии внешних и внутренних связей, позиционировании результатов своей деятельности на рынке культурных услуг; осуществлять деятельность по управлению социально-культурными проектами в современных форматах.

Внедрение инноваций event-техноло- гий в креатиную индустрию создаёт условия, обеспечивающие социально-культурным проектам выход на новый уровень презентации материалов (товаров, услуг), транслирования ценностей, привлечения партнёров и спонсоров. В соответствии с этим многие учреждения культуры изменяют стратегию развития и продвижения товаров и услуг, переориентируя цель от финансового благополучия к развитию «творческого интеллекта, способностей порождать новые идеи [6]».

Использование event-технологий в процессе организации социально-культурной деятельности решает проблему комплексного производства культурного продукта: организационная составляющая предполагает реализацию основных функций менеджмента и позволяет учитывать все аспекты подготовки и реализации проектов, тематическая – определяет содержание и форму будущего мероприятия, исходя из характеристик целевой аудитории, её потребностей и желаний, технологическая – обеспечивает участникам комфорт на площадке, коммуникативная – способствует установлению и развитию внутренних и внешних коммуникаций.

Существует достаточно много факторов, способствующих развитию креативных индустрий, некоторые из них перечислим: во-первых, квалифицированные, творчески мыслящие, художественно одарённые люди, способные создать совместно с менеджерами и технологами востребованный культурный продукт и предоставить разнообразный спектр услуг; во-вторых, знание потребностей, интересов, временных и материальных возможностей каждого человека отдельно или социальной группы; в-третьих, умение позиционировать и продвигать продукт или услуги, обладающие экономической ценностью, заключённой в их «интеллектуальных» свойствах.

Для подтверждения вышесказанного рассмотрим творческие кластеры в качестве одного из направлений, которое было создано и реализовано с помощью креативных индустрий. Творческий кластер (креативное пространство) – место проведения культурного досуга с коммерческими функциями, размещённое в первоначально не предназначенном для этого здании (обычно здании промышленного назначения) [5].

Обновлённые пространства бывших фабрик, промышленных зданий и офисов, превращённые руками молодых творческих предпринимателей в многофункциональные площадки для работы, проведения выставок, лекций, мастер-классов и других образовательных и культурных мероприятий, формируют определённые условия для развития бизнес- и социальной среды, предоставляя власти возможности создавать многофункциональные коммуникации с населением.

В работе Н. Г. Федотовой «Креативные индустрии (Creative industries): теория и практика» упоминается сразу несколько московских кластеров: “Artplay”, «Фабрика», «Винзавод», «АРТСтрелка». Территории анализируются с точки зрения инфраструктуры, видов деятельности и типов проводимых мероприятий. Данная информация даёт представление о специфике каждого кластера, формах работы, предоставляемых услугах, совместных проектах, социально-культурных мероприятиях.

Кластер “Artplay” выступает сосредоточением профессиональной деятельности людей, связанных со сферой дизайна. В данном учреждении функционируют школы и студии, университет и зоны коворкинга. «Винзавод» открылся как центр современного искусства с дополнительными выставочными пространствами и площадями под аренду. Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет собой театрально-музыкальную площадку, где молодые коллективы могут реализовать свои идеи, проекты. Институт «АРТСтрелка» стал специализироваться на встречах и лекциях. Центр современной культуры «Гараж» — на выставочных проектах [12].

Результаты социально-культурного исследования «Проблемы и барьеры развития творческих индустрий Москвы» , проведённого в 2014 году сотрудниками Высшей школы экономики, позволили сделать следующие выводы: во-первых, перечисленные выше творческие кластеры — это площадки, способствующие интеграции творческого потенциала человека (группы людей) и экономической составляющей района (города); во-вторых, это место, где созданы условия для проявления гражданской инициативы, включённости жителей района в творческий процесс; в-третьих, происходит «оживление» спальных районов, заброшенных территорий и расширение спектра социально-культурных услуг.

Таким образом, как мы видим, использование еvent-технологий в деятельности кластеров позволило повысить качество предоставляемых услуг, способствовало решению управленческих проблем, расширило потребительскую аудиторию, сформировало позитивный имидж территорий и предоставило возможность конкурировать на рынке культурных ин- дустрий. В дизайн-заводе «Флакон» активно используются социально-культурные формы работы с различными группами населения, в частности, с молодёжью: фестивали, ярмарки, базары, студийные выступления и вечера импровизации, тематические «квартирники», квесты, стендап-конференции.

Учёт потребностей и интересов молодого поколения, ориентированного на саморазвитие, самообразование, самоопределение, позволяет этим учреждениям использовать культурно-образовательные, информационно-просветительные, коммуникационные, рекреационные технологии, фактически делая данную площадку самым популярным местом в молодёжной среде.

В современном культурном процессе любой продукт (текст, картина, театральная постановка, фестиваль, музыкальное произведение) должен отвечать определённым требованиям. Во-первых, эмоционально связывать производителя и потребителя. Центр современного искусства «Винзавод» формирует особую субкультуру внутри своего пространства. Граффити, галереи, необычные рисунки становятся объединяющими факторами для молодёжных групп. Философский клуб, проекты поддержки молодых художников «СТАРТ» и «Открытые студии» формируют лояльное отношение творческих людей к пространству, которое даёт возможность погружаться в профессиональную арт-среду. Во-вторых, продукт высокого качества должен формировать площадку для активности и самореализации участников. Синергия зарубежных исполнителей и отечественных сотрудников социально-культурной сферы повлияла на реализацию проекта “Liquid Theatre” в центре «Фабрика». Группа молодых людей долго искала пространство для новой идеи. И территория грязного цеха, выделенная руководством, превратилась в лабораторию иммерсив- ного театра. Уникальный формат проекта, игра актёров и инновационный для столицы театральный формат позволили труппе стать лауреатом премии фестиваля «Золотая Маска» [9].В-третьих, продукт или услуга должны создавать конкурентные преимущества в креативном секторе экономики. На территории «АР- ТСтрелки» в пространстве бывшей кондитерской фабрики, например, постоянно работает несколько разноплановых художественных пространств галерейно- го типа, размещённых в бывших промышленных ангарах. Локации работают в едином режиме, а новые выставки открываются в конце каждого месяца. Удобство расположения, актуальный формат социально-культурной деятельности и современная концепция интеграции культурного продукта в бизнес-схему позволяют этой территории быть востребованной на рынке.

Проведённый анализ творческих кластеров, использующих еvent-технологии, позволяет сформулировать положительные тенденции в развитии данных учреждений, а именно:

• механизм “special events” в кластерной культуре выступает как один из способов формирования имиджа организации, успех которого измеряется интенсивностью его освещения в средствах массовой информации [10];

• специальные события – это не только инструмент особой практики активности человека, но и маркетинговые технологии;

• специальные события становятся всё более эффективным средством коммуникации;

• проводя театральный показ в заводских цехах, финал школы молодых дизайнеров среди деревянных перекрытий, симфонический концерт в метро или лекцию на открытом воздухе, организаторы стремятся расширить рамки привычного, изменить стереотипность мышления;

• использование еvent-технологий в социально-культурной сфере позволяет эффективно проводить рекламную деятельность;

• повышает активность горожан, развивает их гражданскую инициативу, вовлекает в решение социальных проблем;

• разнообразие спектра услуг предоставляет возможность участникам выбора в досуговых предпочтениях.

Следовательно, происходящая децентрализация культурной жизни, поддержка арт-проектов, стимулирование творческих инициатив позволяют изменять отношение горожанина к пространству города. Комплексный подход к изучению «своего» потребителя помогает кластерам быть привлекательными площадками для досуга москвичей; устанавливая как предпринимательские, так и эмоциональные отношения с участником мероприятия, сотрудником или партнёром,руководство создаёт инкубатор творческих идей.

Event-технологии совершенствуют идею креативных индустрий по созданию передовых, интересных, актуальных творческих проектов и позволяют совершенствовать культурную продукцию кластеров за счёт комплексности. Уже существующий опыт показывает, что можно, сохраняя самобытность мест, вызывать эмоции у участников социально-культурной деятельности и повышать показатели возвратности аудитории.

В современных условиях event-технологии являются интенсивно развивающейся социальной практикой деловой активности и культурной жизни общества, внедрение технологий в процесс организации социально-культурной деятельности с населением в креативных институтах и учреждениях культуры позволяет: повышать компетентность специалистов в области создания событий; способствовать созданию культурного продукта высокого качества; удовлетворять культурные и экономические запросы современного жителя; выявлять творческие способности отдельных людей; создавать сеть креативных пространств.

Таким образом, внедрение составляющих event-технологий в процесс реализации социально-культурных мероприятий в учреждениях культурной сферы и креативных индустрий может способствовать: расширению аудитории; удовлетворению потребностей жителей города; качественному наполнению деятельности участника (посетителя) во время проведения проектов; формированию позитивного имиджа производителя (организатора); развитию внешних и внутренних связей; позиционированию результатов своей деятельности на рынке культурных услуг и т.д.

 

Примечания

1. Абанкина Т. В. Оптимизация сети. Технологии управления и модели финансирования организаций культуры в сфере реформ бюджетного сектора // Справочник руководителя учреждений культуры. 2006. № 2. С. 8—16.
2. Герасимова И. А., Аитвиненко В. А. Современные условия развития event- технологий в учреждениях культуры города Москвы // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 1 (24). С. 106—114.
3. Гнедовский М. Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах [Электронный ресурс] // Русский журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 13.12.2011. URL: http:// www.russ.ru/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon
4. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (24). URL: http://www.strana-oz.ru/2005/47tvorches- kie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения: 20.12.2017).
5. Евменов А. Д., Благова И. Ю, Скорчеллетти Д. С. Актуальные тенденции формирования творческих кластеров на территории Санкт-Петербурга // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 18 (3). С. 98—102. URL: http://www.raenjournal.ru/sites/de- fault/files/027..pdf
6. Зеленцова Е. В. О проекте «Творческие индустрии и креативная экономика: развитие научно-практических исследований и проектной деятельности» // Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности : сборник материалов международной конференции. Москва : АНО «Творческие индустрии», 2012. С. 10—15.
7. Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре : анализ зарубежного опыта : дис. на соиск. учён. степ. кандидата культурологии : 24.00.01 / Зеленцова Елена Валентиновна. Москва, 2008. 153 с.
8. Зотова А.Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. 2015. Том 9. № 11. С. 1465—1490. doi: 10.18334/ce.9.11.2085
9. Королева М. Творческие кластеры Москвы // Искусство кино. 2015. № 2 (февраль).
10. Котлер Ф, Шефф Дж. Все билеты проданы : стратегии маркетинга исполнительских искусств / [пер. с англ. Л. Акопян, Е. Дубинец, С. Грохотов]. Москва : Классика-XXI, 2004. 687 с.
11. Манихин А. А. Понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга // Российское предпринимательство. 2010. Том 11. № 3. С. 69-72.
12. Федотова Н. Г. Креативные индустрии (Creative Industries): теория и практика // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник № 4 (2012). Великий Новгород, 2012. С. 52-72.
13. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2012. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3Z Flier_Cultural-Industries/

Источник: Научный журнал “Вестник Московского государственного университета культуры и искусств”. 2018. № 2 (82)

Просмотров: 15

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code