ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

О.М.Михов, Е.С.Хутиева

Аннотация. Кластерная политика должна поддерживать инициативы и стимулировать формирование кластеров. Развитие механизмов поддержки невозможно без создания образовательных кластеров. Образовательные кластеры являются основой для формирования инновационных территориальных кластеров.

Ключевые слова: образовательный кластер, кластерная политика, промышленный кластер.

 

Можно считать, что одним из первых документов, определяющим развитие стратегии кластерной политики России, является «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» от 26.12.2008 г. [2].

В настоящем документе территориальные кластеры определяются как «объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг» [2].

В последующих документах используются термины «промышленные кластеры», «инновационные кластеры», «инновационные территориальные кластеры». Термин «образовательный кластер» нормативными документами не определен.

По данным Российской кластерной обсерватории [1] в 45 областях и регионах России насчитывается 115 кластеров, охватывающих 28 ключевых специализаций – от авиастроения до ядерных и радиационных технологий. 92 кластера имеют начальный уровень развития. Ни один из существующих кластеров не является образовательным.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] включает в себя «…формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики. Формирование (по разным моделям и в разных формах) сети национальных исследовательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям технологического развития», то есть речь идет об образовательных кластерах.

Необходимо внести ясность, что термины «кластер с участием образовательных учреждений» и «образовательный кластер» имеют разные значения. Кластер с участием образовательных учреждений фактически является определением любого кластера – и инновационного, и промышленного. Научные и образовательные учреждения в кластерах выполняют ряд важных функций, которые определяют конкурентоспособность предприятий. В первую очередь, речь идет о разработке и внедрении новых технологий, подготовке квалифицированных специалистов, организации и проведении отраслевых исследований, аккумулированию и трансляции знаний между участниками кластера.

Образовательный кластер – «это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм, функционирующих в образовательной сфере на определенной территории и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе» [4, с. 31], деятельность которого нацелена на совершенствование образовательного и научного процессов. Таким образом, образовательный кластер – это один из отраслевых кластеров, где «отраслью» является образование.

Международные агентства и эксперты определяют существование образовательных кластеров как важный способ для внедрения инноваций и помощи в развитии экономики региона и, как следствие, страны.

C 2011 года целью проекта НФПК (Национальный фонд подготовки кадров – опорные университеты России) [3] является исследование предпосылок и формирования инструментов развития образовательных кластеров. В настоящий момент ЦКР практически не взаимодействуют с образовательными учреждениями. Низкий уровень сотрудничества производственных компаний с вузами, другими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями является недостатком, который присущ многим формирующимся кластерам в России.

В качестве примера имеет смысл привести структуру участников кластеров Санкт-Петербурга (табл. 1), которая типична в целом для России.

Таблица 1
Структура участников кластеров Санкт-Петербурга (сформирована на основании данных ЦКР [8])

Структура участников кластеров Санкт-Петербурга

Из таблицы видно, что лишь 4,8 % от общего числа участников кластеров составляют образовательные учреждения, с научно-исследовательскими организациям дело обстоит несколько лучше – 10,3 % от общего числа участников.

В состав научно-образовательных кластеров должны входить школы, классические вузы, исследовательские подразделения — НИИ, автономные лаборатории и КБ, опытные производства. В этом случае образовательные кластеры будут представлять собой «точки роста» будущих прорывных технологий [5]. Создание технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров позволит обеспечить продвижение инновационных бизнес-проектов, развитие конкурентных преимуществ участников кластера, и поможет им в рамках кластера продвигать цепочку создания стоимости посредством инноваций.

Сложность кластерной политики заключается в том, что она должна состоять из скоординированных действий федеральных и региональных властей [7, c. 18]. Авторы предполагают, что найти верное решение можно путем реализации инновационных стратегий корпоративной кооперации образовательных учреждений центра и регионов. В этом случае, ситуацию может переломить Министерство образования и науки. Необходимо сформировать такую систему стимулов для образовательных и научно-исследовательских учреждений, которая позволит не только участвовать в уже существующих кластерах, а также инициировать создание новых на основании разработанных моделей, механизмов и правил функционирования в образовательном кластере, которые в настоящее время отсутствуют.

Список литературы

1. Карта кластеров России. Российская кластерная обсерватория [Электронный р е- сурс]. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/low_base.php (дата обращения: 01.02.2018).
2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747 (дата обращения: 01.02.2018).
3. Опорные университеты России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flagshipuniversity.ntf.ru/project (дата обращения: 01.02.2018).
4. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Заблоцкого. М.: Вильямс, 2010. 592 с.
5. Реструктуризация вузов: борьба за качество образования или за экономию средств? Источник: Качество образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/eco/90995/ (дата обращения: 05.02.2018).
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Официальный сайт правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 01.02.2018)
7. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. М.: Альпина Паблишер, 2015 202 с.
8. Центр кластерного развития Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbcluster.ru/ (дата обращения: 01.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 15

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code