СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Е.В.Бондарь

Обществу, культуре, человеку постоянно нужно развиваться, изменяться. Развитие происходит через инновации.

От прошлых исторических эпох наше время отличается нарастанием темпа появления инноваций, их огромным количеством. Следовательно, нужны инструменты управления инновационным процессом. И такими инструментами являются план, проект, программа. Это документы, которые помогают зафиксировать, оформить инновацию, инициативу для того, чтобы воплотить её в жизнь, реализовать с заранее просчитанными необходимыми затратами ресурсов и получить максимальный результат.

Планы и проекты стали появляться и распространяться в связи с возникновением университетов, развитием науки, а также военного дела, строительства, появлением технических изобретений. Впервые это произошло в XII веке, следующей точкой исторического развития планов и проектов стала эпоха Просвещения (XVII-XVIII вв.), захватившая и Россию в связи с реформами Петра I. В это время и в России, и за рубежом планы и проекты широко применялись в технических науках и на практике в области механики, морской навигации, кораблестроения. В XIX- XX веках планы и проекты проникли в сферу мануфактурного, затем – индустриального производства, включая строительство заводов, фабрик, развития сельского хозяйства, экономики в целом. Следует отметить, что в то время слова «проект» и «план» имели технический или технико- экономический смысл. В гуманитарные науки и практику проектирование пришло и распространилось в последнюю треть XX века.

В начале XX века, когда на смену царской России пришло новое государство – СССР, управление изменениями не сразу обрело форму планов, проектов, программ. Широко утвердился термин «программа» в политике и общественной жизни (например «Программа коммунистической партии Советского Союза»). Этот же термин все шире стал входить в сферу культуры (программа конкурса, смотра, выставки, фестиваля и т. д.). В этом значении слово «программа» обозначало то, что запланировано в содержании каждого культурного мероприятия, события, особенно, если оно было крупным, масштабным. Со второй половины XX в. и в начале XXI в. окончательно определились сферы употребления терминов «проект», «программа», «план».

Термин «план» повсеместно употребляется в экономике, науке, технике, реже в культуре, социальной жизни. Термин «проект» широко употребляется в экономике, науке, технике, культуре, искусстве, политике, социальной жизни.

В связи с приходом компьютерных технологий термин «программа» стал широко использоваться в технике и в быту среди пользователей компьютерных программ; по-прежнему актуален в политике и в общественной жизни; в культуре данный термин получил широкое распространение, причём, не только в значении «программа одного события», но и в значении «программа развития культуры региона, муниципального образования (города, села)», «программа деятельности учреждения культуры» [1].

Таким образом, в современной ситуации термин «план» в большей степени экономический и технический термин; «программа» – термин технический, культурный, политический; «проект» – универсальный термин, который касается и широко используется во всех сферах развития общества.

Г. В. Оленина отмечает, что анализ содержания терминов «план», «проект», «программа» помогает установить ряд важных положений.

Во-первых, проектирование выделилось из сферы экономики, производства, строительства, т. е. из системы профессий «человек – машина» и проникло в сферу «человек – природа», «человек – человек».

Во-вторых, основу проектной деятельности составляет понятие «конструкт», т. е. чертёж, план, модель, прообраз будущего изменения какого-либо объекта проектирования.

В-третьих, заниматься проектированием, значит заниматься особым видом творчества – конструктивным творчеством потому, что творчество – это человеческая деятельность, основанная на создании нового, а проект, начиная с XX века, является инструментом и одновременно документом, фиксирующим процесс создания нового не только в технике, науке, но и в социальных отношениях и культуре общества.

В-четвертых, проектирование – с одной стороны является творческой деятельностью, с другой стороны – это деятельность строго рациональная, совершающаяся по определённому алгоритму, определённой технологии, поэтому в гуманитарных науках, начиная с последней трети XX в. и в начале XXI в. широко распространились проектные технологии. Это коснулось и социально-культурной деятельности, где в 90-е годы XX в. появился термин «социальное проектирование», затем термин «социокультурные проекты и программы», и только в последнее время утвердился термин «социально-культурные проекты и программы» [6].

Вместо термина «социокультурный проект» в 2011 г. Г. В. Оленина предложила и теоретически обосновала термины «социально-культурный проект»; «социально-культурное проектирование» (Барнаул, 2011 г.) Обоснованием данных терминов, по мнению Г. В. Олениной, явились несколько обстоятельств:

1) проектная деятельность развивается в социально-культурной сфере, где проект является продуктом различных технологий социально- культурной деятельности;

2) употребляя термин «социально-культурный проект» вместо термина «социокультурный проект», мы тем самым показываем, что значение терминов «социальный» и «культурный» равноправно, поскольку в 50-е гг. XX века социолог Т. Парсонс и культуролог А. Кребер, а в наши дни философ Н. И. Лапин, установили что общество – это единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека, т. е социальные цели социально-культурного проекта одновременно и в той же степени являются культурными целями и наоборот. И происходит это взаимопроникновение целей только в деятельности человека, в том числе – и в его проектной деятельности;

3) структура социально-культурной деятельности как системы, имеющей цели и результат, располагает к тому, чтобы социально- культурную деятельность можно было проектировать [6].

В контексте нашего исследования определение понятий «социально- культурный проект», «социально-культурное проектирование», данные Г. В. Олениной, являются предпочтительными.

Социально-культурное проектирование – творческо-конструктивная деятельность, результатом которой является научное и практически обоснованное развитие новых процессов и явлений социально- культурной деятельности.

Социально-культурная программа – это комплекс мероприятий, направленных на решение социально-культурной проблемы определённой целевой аудитории или проблемы определённой местности, в течение определённого периода времени на основе ресурсного обеспечения и получения качественных результатов, которые можно диагностировать (замерить).

Для того чтобы правильно определить тип проекта или программы в контексте социально-культурной деятельности нужно обратиться к социально-культурным технологиям.

Представители разных научных школ социально-культурной деятельности предлагают различные классификации социально-культурных технологий. Результатом любой социально-культурной технологии является проект или программа, поэтому важно иметь представление о том, какие именно проекты и программы существуют в социально-культурной деятельности.

Так, представители московской научной школы социально- культурной деятельности д. п. н., профессор Т. Г. Киселёва и к. п. н., профессор Ю. Д. Красильников разработали три классификации социально-культурных технологий [3].

У каждой классификации есть основание, критерий, в соответствии с которым любой объект исследования дифференцируется на классы, виды, разновидности.

Немногим отличающееся, но, в целом, похожее представление о социально-культурных технологиях содержится в учебном пособии «Современные технологии социально-культурной деятельности», изданном под редакцией профессора, доктора культурологии Е. И. Григорьевой [2].

Несколько иная точка зрения на классификацию социокультурных проектов и программ (не технологий, а именно проектов и программ; и не социально-культурных, а именно социокультурных) имеется у представителей Санкт-Петербургской научной школы социально-культурной деятельности. Она изложена в учебном пособии доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора А. П. Маркова и доктора педагогических наук, профессора Г. М. Бирженюка [4].

Критериями деления в классификации социокультурных проектов по А. П. Маркову и Г. М. Бирженюку являются: 1) определение социально- культурной деятельности в рамках культурологического подхода; 2) территориально-средовой подход к масштабу социокультурных проектов, предполагающий разделение этих проектов на три уровня по их масштабу – а) локальные, б) региональные, в) федеральные и международные.

С точки зрения А. П. Маркова и Г. М. Бирженюка, социально- культурная деятельность – это «деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры – художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т. д.» [с. 23; 4].

Из этого определения видно, что его авторы придерживаются культурологического подхода к пониманию сущности социально-культурной деятельности, где её ядром, по мнению учёных, является деятельность по созданию и сохранению традиций, ценностей и норм различных видов культуры. От социума, социальной составляющей в понятии «социально- культурная деятельность» у названных авторов – только деятельность социального субъекта, направленная на культуру, поэтому и проекты именуются ими не «социально-культурными», а «социокультурными» (где роль социального компонента минимизирована; акцент сделан на различных операциях (создании, сохранении, трансляции) с различными видами культуры – художественной, экологической, политической и т. д.).

Недостатком данной классификации социокультурных проектов является то, что в ней не дано чёткое представление о содержании проектов именно в сфере культуры. Достоинством приведённой классификации можно считать присутствие в ней конкретных указаний на содержание социально-педагогических и социально-творческих проектов (таблица 1).

В рассмотренную классификацию к социальным проектам и программам для людей вне нормы социокультурного развития можно добавить социально-защитные проекты. Это направление активно развивают организации, работающие с детьми-инвалидами и их семьями.

Социально-защитный проект базируется на социально-защитных, реабилитационных технологиях, классификации и типология которых предполагает прежде всего их разделение в зависимости от функционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других; они широко представлены в «Атласе социально- культурных реабилитационных технологий» [5]. Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определённой стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально- защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально- культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации.

Таблица 1. Классификация социокультурных проектов и программ (по А. П. Маркову и Г. М. Бирженюку; 1998 г.)

Классификация социокультурных проектов и программ

В повседневной практике социально-культурной деятельности по- прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищённых слоях населения. Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые являются существенным фактором привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив.

Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищённых категорий населения – детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста, используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными, в данном случае, являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно.

Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно- содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребёнка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медикобиологические, ва- леологические, курортологические, лечебно-профилактические), культуро- ориентированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкоте- рапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие [5].

Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приёмов.

В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-медийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», кино, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приёмы, всегда остаётся комплексной. Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает своё название.

Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии. В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участников и условий их социально- культурной деятельности.

Социальная защищённость и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счёт использования таких технологий, как: технологии внедрения льготного социально-культурного обслуживания нуждающихся групп населения, технологии специализированные, индивидуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые; семейные, клубные, классно-урочные; дифференцированные и разновозрастные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие. Одни из этих технологий являются традиционными, другие – нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации.

Таким образом, социально-защитные технологии позволяют тщательно разработать последовательность этапов воздействия на рассматриваемый субъект для достижения определённой цели, которая ставится как самим субъектом, так и той системой, в которую он включён. Они также ставят в качестве своей задачи – обеспечить гармоничное существование субъекта в пространстве его жизнедеятельности.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Москва, 1969-1978.
2. Григорьева Е. И. Теоретическое обеспечение социально- культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства / Е. И. Григорьева, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. 2016. N 3. С. 148-154.
3. Киселева Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. Москва, 2004. 539 с.
4. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. Санкт-Петербург, 1998. С. 23.
5. Моздокова Ю. С. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий / Ю. С. Моздокова. Москва, 2002. 132 с.
6. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: монография. Барнаул, 2012. 311 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.

Просмотров: 15

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code