РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Н.В.Бабарыкин

В современной социокультурной ситуации процессам глобализации культуры противостоят процессы этнизации, связанные с задачами сохранения и возрождения этнических культур, формирования у студенческой молодёжи этнокультурных ценностей. Ядром этнокультурных ценностей современной студенческой молодёжи является обычаи, традиции, обряды т. е история этноса. В настоящее время у молодого поколения проявляется недостаточное внимание к изучению истории своей культуры, этнокультурные ценности исчезают. Культура основывается на процессах стандартизации культурного пространства: стираются различия в образе жизни, привычках, вкусах, ценностях этносов, проживающих в одном социокультурном пространстве, эта проблема становится актуальной для больших городов. Неизбежный результат культурной глобализации – экспансия ценностей западно-европейского мира на весь остальной не западный мир. Внедряются западные стандарты жизни в не западных странах, разрушая привычные уклады, традиционные культуры, снимая проблему этно-национальной и социокультурной специфичности. Сегодня актуальным является формирование нравственных ценностей и представлений, формируемых у студенческой молодёжи в процессе образования и воспитания, на основе самостоятельного выбора молодого поколения, а не путём прямой передачи общечеловеческого опыта. Решение вопроса по созданию условий формирования этнокультурных ценностей в многонациональном обществе остаётся открытым.

В настоящее время действует федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)”» – постановление Российской Федерации от 20 августа 2013 года No 718) (с изменениями на 25 мая 2016 года) [1], целью и задачами которой являются: укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России. Многостороннюю деятельность по сохранению и воспроизводству этнокультурных форм ведут этнокультурные центры. Они предназначены для выполнения важной миссии социума – развития, сохранения и популяризации самобытной культуры, путём распространения в обществе традиций и знаний истории, предоставления условий для реализации культурно-образовательных интересов и потребностей, формирования позитивного ценностного отношения к этнической культуре. Деятельностью этих общественных организаций является просвещение – изучение культурно-исторического развития наследия прошлого; воспитание – изучение культурно-исторического наследия прошлого; развитие художественно-творческих способностей – проявляется через вовлечение в творческий процесс, участие в этнокультурных программах, фестивалях, конкурсах, выставках и т. д.; коммуникация – проявляется на двух уровнях: 1) готовность и способность к межкультурному диалогу, 2) межличностное общение и взаимодействие внутри организации (этнокультурного центра); освоение празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, традиций, этнических ценностей, религиозной культуры; а также воспроизводство празднично-обрядовой и игровой культуры посредством народной игры, психологической разрядки и рекреации.

Все это в комплексе создаёт благоприятную творческую социально- культурную среду, которая позволяет включить молодёжь, особенно студентов, в организацию и проведение культурно-досуговых форм, что способствует формированию этнокультурной ценностей студенческой молодёжи.

В этой связи представляется обоснованной внедрение социально- культурных технологий в формирование этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в деятельность некоммерческих общественных организациях. Существует множество определений понятия «технология», разные учёные дают своё определение и трактуют его по-разному. В целом, по мнению А. Д. Жаркова технология включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка, цели, планирование мероприятий, реализация замысла, повторный анализ.

К числу основных социально-культурных технологий, способствующих формированию этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в социально-культурной деятельности общественных организаций, можно отнести: информационно-просветительную, коммуникативную, празднично-обрядовую, игровую, технологию самодеятельного творчества. Учитывая многообразие социально-культурных технологий, целесообразным, на наш взгляд, стало выявление наиболее общих характеристик, определяющих содержание представленных технологий.

Понятия «Этнокультурные технологии» определяется через понятия «этнокультуры» и «технологии». Этнокультурные технологии – это технологии направленные на возрождения сохранению и передачу национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел, разных культур к которым стремятся и с которыми идентифицируют себя представители той или иной культуры. Этнокультурные технологии реализуются по средствам хореографического, декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального, хорового, театрального искусства, самодеятельного творчества, игры, общения, развлечения, зрелища.

Формирование этнокультурных ценностей предполагает включение каждого участника в культурно-творческую или творческо-познавательную деятельности, что требует в поликультурном обществе, знаний в области культуры народов и их истории, проживающих рядом, т. е. развитие межкультурной компетенции и на основе этого формирования в обществе культуры межнационального общения. Вопросами решения этих задач, занимаются общественные организации, которые призваны сохранять свою этническую культуру, таким образом – мотивировать к освоению и распространению ценностей культуры. Поэтому важно обеспечить условия для формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в социально-культурной деятельности общественной организации. Организация и методика групповой работы общественных организаций осуществляется через участие студенческой молодёжи. Это могут быть традиционные праздники, клубы, организация традиционных форм досуга в народном стиле: игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для студенческой молодёжи.

В качестве массовых форм могут быть литературно-музыкальные гостиные. Характерная особенность всех вечеров в гостиной – не только разнообразные темы, но и формы подачи материала. Элементы театрализации, использование слайдов, аудио-, видеозаписей, музыки, все это делает каждый из этих вечеров неповторимым и своеобразным.

Во взаимодействии с понятием «формы» находятся такие категории как «методы» и «средства» социально-культурной деятельности. В широком смысле слова, метод – это путь исследования, способ построения, обоснования и достижения цели. Методы социально-культурной деятельности призваны соединять интересы общества, группы и отдельной личности. К их числу можно отнести следующую классификацию методов: воспитательные методы – убеждение, внушение, пример, приучение, упражнение, пожелание, упрёк, благословение, поощрение (порицание) и др. Использование воспитательных этнопедагогических методов необходимо, в первую очередь, в микросреде и вызвано необходимостью развития мотивации к изучению и сохранению своей этнической культуры. С помощью воспитательных методов убеждения, внушения, требования, личного примера у молодёжи, в том числе студенческой, укрепляется этнокультурная принадлежность, таким образом, возрастает мотивация к сохранению духовной культуры своей семьи: изучению истории своих предков, соблюдению русских традиций и обрядов. Эффективное осуществление социально-культурной деятельности невозможно без методов стимулирования – моральное поощрение, материального поощрения. Использование методов социологических исследований – опрос, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент – возможно и целесообразно применять на начальном и заключительном этапах социально- культурной деятельности, и во всех структурных подразделениях: семье, учреждениях дополнительного образования в общественных организациях и т. д., что позволит своевременно изучать интересы и потребности студенческой молодёжи и учитывать их при планировании мероприятий. Важно, наряду с национально-ориентированным воспитанием, способствовать развитию у студенческой молодёжи системы знаний истории, культуры, психологических особенностей представителей других национальностей, чему во многом могут способствовать информационно-просветительные методы. Информационно-просветительные методы – изложение материала, демонстрация предметов или явлений, работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, просмотр видеофильмов, учебных плакатов, телевизионных передач, кинофильмов и т. п., а также иллюстрация, театрализация, анимация и интерактивность – служат для формирования в обществе системы знаний языка, истории и культуры этноса, для удовлетворения информационных и образовательных потребностей, а также развития межкультурной компетенции, предполагающей этнопедагогическое содержание информационно- просветительной, образовательной деятельности.

Методика индивидуальной работы находит своё воплощение в форме индивидуальных бесед. Иной формой работы с индивидуальными носителями является консультация, которая отличается от обычной беседы тем, что она содержит советы, предложения, рекомендации, разъяснения. Необходимым условием методики индивидуальной работы является создание возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов дошкольников, формирование потребностей в совместной деятельности и общении, в ознакомлении с культурными ценностями.

Для достижения цели в арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства социально-культурной деятельности: художественные (искусство и самодеятельное творчество: вокальное, хореографическое, инструментальное, декоративно- прикладное, изобразительное, театральное); печатные средства (художественная, научная литература, журналы и газеты); наглядные (музейные экспонаты, реликвии, плакаты, листовки и др.). В качестве вспомогательных, выступают технические средства (аудио и видео продукция, радио, телевидение и др.). Единство средств, форм и методов обучения представляют технологии социально-культурной деятельности.

Организацию и методику мероприятий целесообразно выстраивать в контексте общегородских, краевых, всероссийских, международных культурных проектов. Особенно это важно учитывать в организации массовых форм деятельности: возможно проведение конкурсов и фестивалей. На фестивалях может быть представлено творчество студенческой молодёжи – проживающих в крае, что будет способствовать популяризации художественного творчества населения в целом.

Организационно-функциональная характеристика предполагает установление субъект-субъектных отношений в реализации социально- культурных технологий, когда носители культуры в процессе восприятия, освоения, создания этнокультурных ценностей выступают не в качестве объекта, а в качестве субъекта социально-культурной деятельности и активно включаются в процесс формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в социально-культурной деятельности общественных организаций, что предполагает высокий уровень социокультурной активности населения и чему во многом может способствовать использование методов организации и включения в творческую деятельность.

Пространственная характеристика совокупности социально- культурных технологий предполагает их внедрение и реализацию в общественные организации, что способствует созданию единого культурного образовательного и развивающего пространства и обеспечивает формирование этнокультурных ценностей.

Например, реализация информационно-образовательных технологий, т. е. совокупности методов и методик, направленных на образование, просвещение и информирование личности, может быть реализована как в массовой (конкурсы, фестивали, музейные экспозиции, выставки и др.), так и в групповой образовательно-кружковой, индивидуально- консультационной деятельности. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для реализации этнокультурных интересов и потребностей, а также на распространение знаний своего этноса.

Имея в виду обусловленность социально-культурных технологий потребностями общества, возникает необходимость в их социальной характеристике, предполагающей, на наш взгляд, в условиях многонационального общества, приобщение личности к общественному целому, к нормам и ценностям жизни в поликультурном обществе, что характеризуется наличием позитивных ценностных ориентаций по отношению к этнической культуре своего народа.

Реализация социально-культурных технологий требует соответствующего ресурсного обеспечения: интеллектуального, материально- технического, финансового, административного. Интеллектуальные ресурсы подразумевают специалистов всех областей по проблемам науки, образования, культуры. Возникает необходимость профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы. Необходимо создание объединений учёных и специалистов по отдельным научным отраслям, изучающим проблемы сохранения и воспроизводства культурного наследия этносов. Формирование материально-технического ресурса предполагает комплектование научных и творческих коллективов современными средствами, необходимыми для комплексного осуществления деятельности общественных организаций. Финансовые ресурсы являются ключевым звеном реализации социально-культурных технологий: необходимо оплачивать труд учёных, специалистов, работников учреждений образования и культуры, расходы по проведению культурно-массовых мероприятий, этнографических экспедиций, информационно-техническое обеспечение, редакционно-издательские и полиграфические затраты и т. д. Административный ресурс предполагает организацию управления всем процессом формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Реализация основных составляющих технологического процесса, предполагает их продуманную организацию, под которой понимаются целенаправленные практические действия, которые ориентируют на поставку целей, задач, принятие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществления контроля исполнения.

Таким образом, этнокультурные центры создают благоприятную творческую социально-культурную среду, которая позволяет включить современную молодёжь, особенно студентов, в организацию и проведение выше перечисленных форм, что способствует формированию этнокультурных ценностей современной молодёжи.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что включенность студенческой молодёжи в деятельность общественных организаций с целью формирования этнокультурных ценностей, позволяет ему адекватно воспринимать себя как представителя самобытной культуры, формировать позитивное отношение к своей этнической общности, желание принадлежать к ней, воспитывает гордость за достижения своего народа. Комплексное воздействие различных видов искусства формирует у студенческой молодёжи художественный вкус. Всё это позволит студенческой молодёжи усвоить своё культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества, а значит и сформировать этнокультурные ценности.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718: «О федеральной целевой программе “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie- pravitelstva-rf-ot-20082013-n-718 (25.11.2016)
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для вузов культуры и искусств. Москва, 1998. 248 с.
3. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и вузов культуры и искусства. Тамбов, 2002. 504 с.
4. Триодин В. Е. Клуб и свободное время. Москва, 1982. 136 с.
5. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований : учеб. пособие. Москва, 1995. 96 с.
6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург, 1997. 144 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.

Просмотров: 23

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code