МИРОВОЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

В.В.Лёвкина

Аннотация. В статье рассматриваются формы и источники финансирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства, среднего и малого бизнеса, анализируется сравнительная мировая практика, предлагаются пути решения.

Ключевые слова: финансирование, инновационная деятельность, малый и средний бизнес, предпринимательство.

 

Актуальность темы направлена на повышение стимулирующей роли государства в финансировании инновационных процессов на рынке инновационной деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства, а так же на развитие рынков капиталов доступности финансовых ресурсов для субъектов экономики в развитии инновационной системы инфраструктуры страны.

Государство занимает ведущее место участника и координатора, так и главного посредника инновационных процессов в целостной системе. Основная роль государства в сфере развития инновационной системы не только в развитии инновационной деятельности, но и направлена на конечный результат, которым является продукт отечественной промышленности, который должен быть конкурентоспособным и отвечать высоким рационализаторским требованием, и востребованностью на мировом рынке. Согласно, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», государство имеет наибольшие возможности по стимулированию инновационных процессов как с точки зрения финансирования инновационной деятельности, так и организации инфраструктуры, создания экономической зоны, благоприятной для развития инновационных технологий [3].

В связи с принятой стратегией развития в инновационной деятельности утвержден план реализации мероприятий связанных с финансовым обеспечением в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных вышестоящими органами, участвующих в реализации плана государственных программ Российской Федерации. Вышеозначенный план реализации мероприятий должен быть направлен на повышения эффективности механизмов бюджетного и грантового финансирования, а так же создания по формированию механизмов, обеспечивающих благоприятные условия и стимулы привлечения в российскую экономику.

Одной из форм регулятивной деятельности государства, является ее концепция инновационной политики, управление и координирование инновационной деятельностью в стратегических сферах страны. Открытая политика должна разрабатываться и утверждаться на основе приоритетного значения инновационной деятельности субъектов и необходимостью современного общественного развития. Правительство обязано создавать организационные, экономические и правовые условия инвестиционного климата для инновационных процессов субъектов предпринимательства.

В частности государственная форма регулирования как целостного комплекса инновационного финансового механизма ее программ должна быть направлена:

• на проведение государственной и бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной сферы для субъектов хозяйствования,

• на инновационный механизм финансовых ресурсов и повышение эффективности его использования,

• на стимулирование прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, привлекательных как для крупных инвесторов участников, так и для частных инвесторов малых и средних форм предпринимательства, через создания концернов,

• на создание инновационных кластеров в экономической системе,

• на предоставление ассигнований, дотаций, субсидий, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

• на снижение доли поступающих налогов, собранных на территории субъектов федерации, в федеральный бюджет в случае использования субъектами своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов, не включая свои бюджетные расходные обязательства,

• на упрощение системы налогообложения и целевого контроля за поступлением бюджетных инвестиций направленных на развитие адресных инновационных проектов в кластеры регионов.

В отношении нормативно-правовых вопросов, касательно критериев и факторов государственного регулирования инновационной деятельности, как:

• установление и разграничение четких правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, а так же разграничения источников финансирования по инновациям и инвестициям,

• гарантирование прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных, как права не только интеллектуальной собственности, но и патентное права правообладателя таких прав.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. В частности, направления финансируемые источников, можно отнести:

• выполненные работы, оказанные услуги по исследованию, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, так как являются базисным накоплением на развитие и совершенствование производства;

• выполненные работы, оказанные услуги по исследованию, направленных на изыскание рынков сбыта, размещения капитала в новые технологии;

• научно-исследовательские работы прикладного направления.

Как следствие ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем, финансируемых полнее (в промышленности порядка от 60 до 95 % всех расходов на научные исследования) в научно-исследовательской работе, являются первые две категории исследований, являющихся так называемым венчурным капиталом или впоследствии венчурным бизнесом. Относительно третьей категории исследований финансируется слабее, у многих организаций она отсутствует или ведется лишь в крупных организациях, в связи высокими рисками и долгими сроками.

В мировой практике организационными формами финансирования инновационной деятельности, являются как государственные, так и частные инвесторы (табл. 1).

Таблица 1
Формы финансирования инновационной деятельности [2, с. 12]

Формы финансирования инновационной деятельности

Проблема финансирования инновационной деятельности в российской экономике, так и в мировой практике напрямую связана с высокой долей риска вложения капитала.

Источниками по формам финансирования инновационной деятельности для отдельных организаций являются корпоративное и проектное финансирование не только капиталоемких отраслей, но и венчурных проектов малого и среднего бизнеса.

По неформальным источникам в мировой практике принято считать средства юридических или физических лиц, либо не больших объединений созданных для развития и поддержки науки, инноваций и венчурных проектов. Неформальными источниками являются средства спонсоров, меценатов, крупных бизнесменов, средства академических и отраслевых базовых научно- исследовательских институтов, вузов, а так же и бизнес-инкубаторов.

В большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

В зарубежной практике проектным финансированием является, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств. При этом венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научно- исследовательской деятельности на любом ее этапе, то для организатора- инициатора проектного финансирования высокая доля риска сопряжена с ее жизненным циклом деятельности.

Создание механизмов стимулирования в развитии сектора научно- исследовательских технологий приобретают все больше не только государственный интерес в мировой практике, но и также для России. В мире наблюдается конкуренция разных стран государств за привлечение рынка капиталов.

По данным консорциума Корнельского университета (США), Школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности рейтинг «Глобальный инновационный индекс» (GII-2017) включает в себя порядка 81 индикатор инновационной деятельности в различных областях и сферах направления, направленных на развития инновационных кластеров в глобализации мирового пространства [1]. Основными направлениями инновационных процессов по данным рейтинга ГИИ-2017 [4] согласно их направлениям развития национальных экономик, на наш взгляд выделяются четыре крупные группы:

1 группа: человеческий капитал, как основной двигатель научно- технического прогресса;

2 группа: инфраструктура инновационных кластеров, укрепление рынка венчурного капитала;

3 группа: образовательные процессы, направленные на высокий потенциал знаний, развитие технологий и партнерские отношений;

4 группа: глобализация всемирного рынка транснациональных капиталов, развитие бизнеса и рынков сбыта.

Характерным признаком инновационного рейтинга являются учет и критерии с ранжированием различного рода параметров, таких как слабые и сильные стороны каждой страны государства. Такие характеристики инновационных процессов с перечисленными критериями позволяют увязать и ряд рисков в слабых сторонах относительного вложения венчурного капитала.

Таким образом, финансирование не только крупного, но и малого и среднего бизнеса является наиболее важным условием, необходимым для развития сектора высоких технологий, а именно консолидации участников вокруг инициаторов проектов на рынке венчурных инновационных инвестиций.

Большинство стран ЕС применяют одновременно как прямые, так и косвенные методы поддержания сектора научных исследований. Прямые методы поддержки прямое государственное финансирование (кредиты, гарантии) позволяют устранить больший разрыв между уровнем развития отдельных сегментов рынка экономики, через оказания поддержки предприятию или научно – исследовательскому направлению, как по формальным, так и по неформальным секторам источникам финансирования.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально- политического климата для научно-технического развития. Следовательно эффективно применимые методы ведут, к снижению затрат на проведение научно-исследовательских и внедренческих разработок, а как результат будут являться стимулом для привлечения частных инвестиций для финансирования инициаторов венчурного капитала и развития бизнеса.

Государственное финансирование в виде грантов целевой инструмент поддержки в мировой практике, так как он позволяет заказчику определять приоритетные направления развития новых технологий. Эффективными мерами является финансовая поддержка создания партнерств и научно- исследовательских сетей и институтов, объединенных малых концернов, направленных на результат в долгосрочной перспективе. При экономических спадах получателями средств являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных источников осуществляться как на безвозвратной, так и возвратной основе предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических задач, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, государство берет на себя от 1/5 до половины национальных инновационных расходов.

Таким образом, сравнительный анализ финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности не позволяет сделать однозначных выводов о том, чья практика является наиболее эффективной.

Во всех странах является сочетание бюджетных субсидий и налоговых льгот при постоянном поиске наиболее оптимальных путей стимулирования сферы инновационной деятельности комплексным. Формируя тем самым инновационный кластер национальной экономики каждой страны.

Список литературы

1. Глобальный инновационный индекс 2017 г.: в рейтингах лидируют Швейцария, Швеция, Нидерланды, США и Соединенное Королевство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017/article_0006.html (дата обращения 05.02.2018).
2. Кривда С.В., Весницкая В.В. Финансирование инновационных проектов//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2017. №7. С. 12.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения: 05.02.2018).
4. GII-2017: как инновации кормят мир и Россию. Режим доступа: https://issek.hse.ru/ news/206860724.html (дата обращения: 05.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 21

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code