ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В РФ

А.Д.Кузьмина

Аннотация. Для российской экономики актуален переход к развитию инноваций и наукоемкого производства. Это позволит обеспечить конкурентоспособность и импортоза- мещение. Для обеспечения этого процесса в РФ развиваются инновационные кластеры. Однако, препятствием к их развитию может стать недостаточный опыт в организации таких кластеров и предприятий на их территории. Поделиться опытом могут иностранные специалисты, приглашенные для работы. Статья посвящена условиям и рискам такого найма.

Ключевые слова: инновации, кластер, иностранный работник, развитие, конкурентоспособность.

 

Согласно определению М. Портера кластер является «сконцентрированной по географическому признаку группой взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [4].

В своей статье [5] исследователь А.А. Свирина утверждает, что приоритетным направлением для экономического развития Российской Федерации является инновационный путь. Действительно, мы можем наблюдать значительные усилия правительства Российской Федерации по созданию инновационной экономики.

Одним из форм направлений развития инновационной экономики может стать развитие инновационных кластеров.

Если отталкиваться от определения М. Портера, данного выше, то инновационный кластер можно в широком смысле определить как группу взаимосвязанных компаний, преимущественно занятых в сфере инноваций, объединенных по территориальному признаку. Другое определение, встречающееся в экономической литературе и кажущееся авторам удачным – «особый вид кластера, обладающий свойствами, позволяющими ускорить процесс генерации, производства и коммерциализации инноваций».

Как видно из определения, само существование предприятия в рамках инновационного кластера должно выступать своего рода «катализатором» появления и внедрения инноваций. Причем не только в части наукоемкого производства и создания принципиально новых продуктов и технологий, но и в части внедрения организационных и управленческих новшеств на территории кластера и входящих в него предприятий.

Осознавая значимость создания инновационных кластеров для развития инновационной экономики в РФ, Российское правительство предприняло ряд мер по развитию таких кластеров.

В частности, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, а также решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Министерством экономического развития РФ в 2011 году был открыт прием предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации [1]. В результате этой программы было подано 94 заявки, 25 из которых прошли отбор и вошли в перечень кластеров, из которых 14 должны были получить финансовую поддержку от государства. По словам сотрудников НИУ ВШЭ, авторов сайта «Карта кластеров» [6] речь, предположительно, шла о суммах порядка 400 миллионов рублей в год на развитие каждого кластера [3].

Данная практика согласуется с аналогами, проводимыми в странах западной Европы и США. В Германии в рамках программы Биорегио (BioRegio) [7] предусматривается выделение в течение 7 лет 90 млн. евро на поддержку реализации проектов развития 4 кластеров. Во Франции в рамках программы Конкурентоспособные полюса [8] (Competitiveness poles) предусматривается выделение в течение 6 лет 3 млрд. евро на поддержку 71 кластера. Предпринятые меры доказали свою эффективность – например, в результате реализации программы Биорегио произошло увеличение на 300 % числа биотехнологических компаний, что позволило создать более 9000 рабочих мест в данной отрасли, а разрыв между Великобританией и Германией в биотехнологической сфере существенно сократился.

Данные результаты выглядят привлекательно. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено формирование сети инновационных территориальных кластеров. Согласно стратегии, они призваны обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, импортозаме- щению, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Также в документе указано, что формирование и развитие инновационных территориальных кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение российских инновационных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит добиться следующих эффектов:

• Приобретение новых технологий и оборудования;

• Получение новых знаний в области управления и организации производства;

• Получение выхода на высококонкурентные международные рынки [2].

Таким образом, в Российской Федерации имеется широкое поле для развития инновационных кластеров. Одной из проблем, возникающих в процессе развития, является недостаточная подготовленность кадров предприятий для функционирования в условиях инновационного кластера [9].

В качестве одного из возможных способов преодоления данной проблематики является приглашение иностранных специалистов для работы на территории инновационных кластеров в РФ.

С одной стороны, этот шаг может показаться необоснованным, так как является «экстенсивным» способом привлечь кадры нужной квалификации, вместо того, чтобы обучать и развивать российских специалистов. С другой стороны, при условии правильной организации системы управления предприятием, формировании внутрикорпоративной базы знаний и надлежащем юридическом сопровождении такой процедуры найма (оформление договоров и неразглашении коммерческой тайны и др.) привлеченный специалист будет передавать знания коллегам, оставляя их внутри российской компании-нанимателя.

Какими преимуществами обладают инновационные кластеры в РФ для привлечения иностранных специалистов?

Во-первых, это особая процедура привлечения высококвалифицированных кадров [10] по ходатайству нанимателя (впрочем, это касается не только кластеров, но и других компаний, желающих принять на работу специалиста-экспата).

Во-вторых, возможность обеспечить конкурентоспособную заработную плату такому специалисту (что актуально для кластеров, получивших господдержку).

В-третьих, так называемый «challenge» – вызов, которым является работа в другой стране. Для ряда специалистов это может стать преимуществом;

Возможность занять более высокую должность по карьерной лестнице/возглавить проект, что довольно затруднительно в условиях сложившейся научной инфраструктуры в западных странах.

При этом, приглашение иностранных специалистов должно гарантировать, что знания и навыки, реализуемые таким работником на предприятии, станут достоянием предприятия, а не будут доступны лишь на момент работы сотрудника.

Этого можно добиться при помощи ряда мер:

• организационных;

• юридических.

Рассмотрим каждый список таких мер.

К организационным можно отнести обеспечение сохранения и передачи полученных знаний.

Например:

– создание института наставничества на предприятии;

– создание корпоративной википедии, базы знаний;

– автоматизация коммуникаций на предприятии при помощи корпоративных порталов, ERP-систем и других программных продуктов. Это позволит сохранять все данные не только по продуктам, изобретениям и рабочим проектам, но и по всем коммуникациям, которые ведет иностранный специалист внутри компании.

Среди юридических мер, позволяющих организации сохранить полученные знания можно перечислить:

– заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны;

– надлежащее юридическое оформление служебных изобретений. Согласно пункту 2 статьи 1370 ГК РФ, «право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору)». Но право на служебное изобретение как объект промышленной собственности является имущественным правом и, в общем случае, принадлежит работодателю (пункт 3 статьи 1370 ГК РФ).

Таким образом, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в инновационных кластерах на территории РФ может стать полезной практикой и обеспечить получение новых знаний. При этом следует учитывать ряд рисков, упомянутых выше, и принимать меры по их снижению.

Список литературы

1. Министерство экономического развития РФ. http://economy.gov.ru.
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/8b69c0004ca1ebe280f1ab12ac4184fa/pereche n_innovacionnih_klasterov.pdf?MOD=AJPERES
4. Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
5. Свирина А.А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации // Креативная экономика. 2007. Т. 1. №10. С. 41-45.
6. http://cluster.hse.ru/info/
7. https://www.interregeurope.eu/bioregio/
8. https://ec.europa.eu/growth/tools-databases/regional-innovation-monitor/support- measure/competitiveness-poles.
9. Шутов П.П. Инновационный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник СамГУ. 2014. № 4. С. 81-82.

Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 5

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code