ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Е.В.Тутинас, А.Б.Шумилина

Аннотация

В статье рассмотрены особенности правового статуса и проблемы правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.

Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды, правовое регулирование.

 

Современное развитие социального Российского государства можно охарактеризовать повышенным вниманием к функционированию государственных органов по защите прав человека и гражданина, в том числе граждан, имеющих особый статус в силу возраста, состояния здоровья и др. Президентом РФ в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ особое внимание уделяется социальной сфере, вопросам ее реорганизации и финансирования. Интерес к деятельности государственных внебюджетных фондов всегда был и останется в центре внимания как обычных граждан, так и правоприменителей. Это связано со сложной экономической ситуацией и необходимостью реформирования пенсионной, медицинской и социальной систем защиты граждан вследствие производимых эпизодических изменений данных систем, обусловленных стремлением адаптироваться к условиям современной рыночной экономики.

Несомненно, институты гражданского контроля также должны служить идеологическим и институциональным основанием для формирования и совершенствования нормативного регулирования и системы защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [1, с. 8].

Первостепенную роль в механизме правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов играет Конституция РФ, которая закладывает основы социальной политики государства и регулирует деятельность субъектов финансовых отношений, одним из которых выступают фонды. Кроме того, Основной закон закрепляет приоритетные направления их нормативного регулирования, устанавливает основы финансовой политики государства в целом, основы социального обеспечения и страхования.

Конституционная основа деятельности государственных внебюджетных фондов базируется на системе нормативно установленных гарантий, которые обеспечивают реализацию социальных прав граждан с учетом самых различных факторов.

Основным принципом, определяющим механизм функционирования государственных внебюджетных фондов, выступает принцип социального равенства и справедливости.

Особое значение в системе финансово-правового регулирования приобретает правовой режим функционирования государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Основные цели функционирования указанных фондов характеризуются как социальные, так как предназначены для реализации комплекса конституционных прав граждан и соответствующего финансового обеспечения программ в области социального, медицинского и пенсионного страхования. В соответствии с Гражданским кодексом РФ они относятся к некоммерческим унитарным организациям и выступают субъектами различных правоотношений, в том числе финансовых.

Структура правового статуса фондов закрепляется нормами финансового права и включает следующие элементы: цели и задачи функционирования; функции и принципы деятельности; систему полномочий, прав и обязанностей; формы аккумулирования финансовых средств; контрольно-надзорные средства и формы юридической ответственности.

Современные тенденции совершенствования гражданского законодательства определяют необходимость рассмотрения вопроса об эффективности функционирования и совершенствования правового статуса государственных внебюджетных фондов. Изменение подхода законодателя к пониманию и правовому закреплению статуса юридического лица оставило много вопросов к правоприменительной практике. По мнению многих авторов, Гражданский кодекс РФ содержит такой основной признак юридического лица, как обособленное имущество. По мнению С.А. Синицына такое имущество может состоять из одних долгов (пассива), числящихся по данным финансовой и бухгалтерской отчетности [2, с. 33 – 38]. Значит, действующие правовые нормы не отображают характеристики законодательства в отношении внебюджетных фондов (ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.123.17 – 123.20 ГК РФ).

В юридической литературе нет единого подхода к финансово-правовому режиму функционирования внебюджетных государственных социальных фондов. Некоторые авторы не выделяют четко рассматриваемый правовой режим в системе финансового права [3, с. 63 – 69].

Можно говорить о возможности анализа правового режима учреждения фонда, мобилизации денежных средств в общей части финансового права, однако, в связи с закреплением фондов в бюджетной системе РФ, закономерно утверждать о его включении в бюджетное и страховое право.

С учетом понимания термина «фонд» следует говорить о том, что если рассматривать его с материальной точки зрения, то систему правовых норм, регулирующих образование, распределение и использование бюджетов данных фондов следует отнести к самостоятельному финансово-правовому институту. Если же вести речь о финансовой деятельности государственных социальных внебюджетных фондов как финансово-кредитных учреждений, то общественные отношения с их участием (например, осуществление финансового контроля и привлечение к ответственности) регулируются финансово-правовыми нормами различной внутриотраслевой принадлежности.

В качестве одной из основных проблем современного правового регулирования в области функционирования социальных государственных внебюджетных фондов можно также обозначить низкую результативность их деятельности, выражающуюся в правовом допущении взыскания в рамках законодательно закрепленной процедуры недоимки по страховым взносам, без учета ее размера. Данная ситуация на практике приводит к тому, что затраты государства на взыскание такой недоимки в разы выше, чем требуемая сумма [4, с. 13 – 17].

Особое внимание требуют изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, которые устанавливают новый порядок правового регулирования и администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: страховые взносы возвращаются в Налоговый кодекс РФ.

Данное решение было принято в связи с тем, что за период с 1 января 2010 года и по настоящее время, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов существенно возросла, что сказывалось на размере дефицита внебюджетных фондов, покрываемом трансфертами из федерального бюджета. Анализируя эффективность Федеральной налоговой службы (ФНС) и территориальных налоговых органов в сфере налогового администрирования, было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговым органам [5, с. 54].

Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых взносов и упростит отчетность [2, с. 42 – 46]. На наш взгляд, это является одним из этапов совершенствования деятельности внебюджетных фондов.

В качестве одного из направлений решения проблемы правового регулирования можно выделить принятие федерального закона, регламентирующего деятельность фондов с учетом их финансовой и организационной природы, на основе системного анализа текущего законодательства, сформированной правоприменительной и судебной практики, так как разрешение коллизий в последнее время происходит путем внесения отдельных изменений в нормативные акты, что влечет к увеличению нормативной массы и отсутствию единой юридической практики.

Отдельное внимание следует уделить проблеме общественного контроля за деятельностью фондов. К ним следует отнести: открытость информации о функционировании фондов; предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; процедуру подачи коллективных и индивидуальных обращений в органы власти; создание общественных и наблюдательных советов.

Данные формы закреплены в специальных нормативных актах, в том числе в рамках реализации ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ «Вопросы противодействия коррупции», Постановления Правления ПФ РФ «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на занятие должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, и работниками, занимающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера», Порядка представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, Порядка представления гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, и лицами, замещающими руководящие должности в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и др.

Однако степень участия граждан и общественных организаций в деятельности фондов носит, на наш взгляд, недостаточный характер в связи с важностью функциональной нагрузки и интересов каждого члена общества.

Литература

1. Исакова Ю. И., Пчельников М. В. Институциональные возможности развития гражданского контроля … // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11.
2. Синицын С. А. Имущественная основа деятельности и правовой статус внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда Российской Федерации) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 2.
3. Беликов Е. Г. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных социальных внебюджетных фондов: вопросы внутриотраслевой дифференциации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 10.
4. Бит-Шабо И. В. Реформирование законодательства в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Социальное и пенсионное право. 2015. № 3.
5. Сергеев М. В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. № 10.

Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2018, № 3

Просмотров: 4

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code