МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В.И.Королев

Аннотация. Кластерный подход является одним из приоритетных направлений развития современной экономики. Инновационные кластеры обладают рядом особенностей по сравнению с обычными кластерами. Механизмы развития кластеров функционируют на уровне макро- и микроэкономики. Макромеханизмы связаны в первую очередь с разработкой и реализацией кластерной политики. Особое место в ней занимают программы поддержки кластеров. Основным получателем средств по таким программам являются малые и средние предприятия, которые занимают ведущую долю среди других участников кластера. Необходимым условием развития инновационных кратеров является создание соответствующей им инфраструктуры. В современных условиях наблюдается тенденция к расширению границ многих европейских кластеров и образованию международных кластеров. Возникает необходимость в создании наднациональных механизмов развития кластеров. Кластерный подход на микроуровне включает в себя механизмы осуществления кластерной политики на региональном уровне и участие в этом процессе отдельных компаний. В регионах все чаще формируются кластеры нового поколения, имеющие инновационную направленность. В образуемых инновационных кластерах важное место уделяется формам сотрудничества входящих в них субъектов. На основе обобщения зарубежного опыта предлагается ряд рекомендаций по развитию инновационных кластеров в российской экономике.

Ключевые слова: инновации, кластеры, кластерная политика, программы, сотрудничество, тенденции, регионы, развитие.

 

Рассматривая современное состояние экономики, обращает на себя внимание динамика происходящих в ней процессов. Происходит переосмысление сложившихся догм, меняются взгляды на движущие силы развития, появляются новые тенденции. К числу таких тенденций относится развитие кластеров. Уже не отраслевая, а кластерная структура все больше формирует облик современной экономики. По имеющимся оценкам, около 50% экономики ведущих стран охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, обеспечивают прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. [1, с. 16] Если обратиться к распределению кластеров по отдельным странам, то оно выглядит следующим образом: США – 380, Италия – 206, Великобритания – 168, Индия – 106, Франция – 96, Польша – 61, Дания – 34, Германия – 32, Нидерланды – 20, Финляндия – 9 [2, с. 19].

Кластеры могут выступать в различных формах. Особое место среди них занимают инновационные кластеры, что определяется их местом в формировании и развитии новой экономики. От традиционных промышленных кластеров они отличаются тем, что в рамках территории осуществляется тесная взаимосвязь не только фирм, их поставщиков и клиентов, но также крупных исследовательских центров и образовательных учреждений. Наряду с этим, в инновационных кластерах производится в основном экспортно-ориентированная продукция [3]. Образование кластеров преследует вполне определенные, четко поставленные цели. Прежде всего, это новая управленческая технология, использование которой позволяет повышать конкурентоспособность не только отдельной фирмы или региона, но и всей национальной экономики. Кластер дает возможность его участникам обмениваться инновационными достижениями и выходить на новые рынки. Существенным моментом является также возможность снижения издержек за счет территориальной близости.

На страницах литературы и в бизнес-среде на протяжении ряда лет шла дискуссия относительно инициирования создания кластеров. В 90-е годы преобладала точка зрения, что инициатива по созданию инновационных и других кластеров должна идти «снизу» – от фирм. Но более поздний анализ вновь образованных кластеров показал, что многие из них были созданы «сверху» государственными и региональными органами. Однако такой подход продержался не долго. В 2012 году Европейской кластерной обсерваторией было проведено обширное исследование, которое показало, что инициатором создания кластера в равной мере могут быть как государство, так и бизнес (инициатива «снизу»). Такой подход в настоящее время можно считать общепризнанным [4].

Процесс формирования кластеров в европейских и других зарубежных странах рассматривается как важное направление государственной экономической политики. Для его активизации используются определенные механизмы. Применительно к инновационным и иным кластерам используются две группы механизмов: макроэкономические механизмы на уровне всей национальной экономики и микроэкономические механизмы, используемые на уровне регионов и отдельных компаний.

Макромеханизмы связаны в первую очередь с разработкой и реализацией национальной кластерной политики. Ключевая роль в этом процессе отводится государственным органам. Международная практика выделяет административную и демократическую политику в области кластеров. В первом случае основным игроком является государство. Оно выстраивает систему приоритетных направлений развития отраслей и регионов и определяет те кластеры, которые отвечают этим приоритетам и будут поддерживаться. Для таких кластеров создается необходимая инфраструктура. Что касается демократической кластерной политики, то здесь государству отводится второстепенная роль. Оно содействует развитию кластеров, которые были сформированы рынком, а также стимулирует региональные власти к созданию кластеров. Тип кластерной политики, в свою очередь, определяется моделью кластера. Административный подход отвечает так называемой дирижистской модели, которую используют ряд стран (Франция, Южная Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия). Демократический тип политики соответствует либеральной модели (США, Великобритания, Австралия, Канада) [5, с. 58].

Важным инструментом кластерной политики являются государственные программы. Отчеты 31 европейской страны, подготовленные в качестве составной части Европейского проекта INNOVA по определению кластеров показали, что в европейских странах разработано 59 национальных кластерных программ. Анализ содержания данных программ позволил распределить их на четыре типа: 1) программы, основной частью которых является изучение, выделение и классификация кластеров в стране; 2) программы, целью которых является усиление конкурентоспособности и развитие кооперации определенного кластера; 3) программы содействия развитию кластеров в стране, независимо от специфики; 4) программы стимулирования деятельности не всего кластера, а какой-то его составной части [6]. Независимо от особенностей, все кластерные программы объединяет стремление создать благоприятные условия для их участников.

Обращает на себя внимание, что все чаще основными получателями средств по государственным программам развития кластеров становятся малые и средние предприятия. Например, в Германии большое развитие получили инновационные кластеры в области биотехнологий. Для их поддержки разработаны соответствующие программы, одной из которых является программа BioRegio. По этой программе на малые и средние предприятия пришлось 60% от общего финансирования. Такая же картина наблюдалась и среди участников программы InnoRegio. Аналогичные тенденции имеют место и в других европейских странах [7]. Повышенное внимание к предприятиям малого и среднего бизнеса объясняется их преобладающей долей во многих кластерах, а также повышением значения использования региональных и местных ресурсов.

В механизме государственной поддержки развития инновационных кластеров существенную роль играет создание необходимой инфраструктуры. Элементы инфраструктуры зависят от национальных особенностей. В частности, широкое распространение получили научные и инновационные парки, в которых компании проводят исследования и разработки, результатом которых является инновационный продукт. Популярностью пользуются также технопарки и бизнес-инкубаторы. Особое внимание формированию инфраструктуры кластеров уделяется в США. Ее основу составляют университеты и научно- исследовательские институты. На их основе формируются технопарки, венчурные компании и другие инновационные структуры. В целях финансирования инновационных проектов создаются венчурные фонды. Даже такие широко известные компании, как Apple и Microsoft на этапе их становления финансировались именно венчурными фондами [8].

В последние годы наблюдается тенденция к расширению границ кластеров. Все чаще начинают возникать международные кластеры, охватывающие границы не только нескольких регионов, но и стран. Развиваются международные связи, усиливается сотрудничество между кластерами различных стран. Так, «биотехнологическая долина», действующая на территории Франции, Германии и Швейцарии, активно сотрудничает с канадским кластером «Invivo» [9]. Все это вызвало необходимость создания особого механизма развития инновационных кластеров – наднационального. Его наличие упрощает интеграцию бизнес-процессов, ведет к обмену опытом и знаниями, поиску необходимых партнеров. Образуемые на наднациональном уровне структуры оказывают информационную, образовательную, консультационную и маркетинговую поддержку развивающимся кластерам. К числу таких структур в европейских странах относятся Европейский кластерный альянс, Европейская кластерная обсерватория, Европейская группа по кластерной политике и ряд других [10].

Макроэкономические механизмы развития кластеров используются в органическом единстве с механизмами более низкого, микроэкономического уровня. В первую очередь речь идет о кластерной политике на уровне регионов. В отличии от национальных кластерных программ, в региональных программах особое внимание уделяется развитию территорий. При этом усиливается инновационная направленность создаваемых кластеров. Если раньше большинство из кластеров были ориентированы на производство потребительских товаров, то сейчас активно создаются кластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, биотехнологиями, дизайном, логистикой. Они формируются преимущественно в тех областях, где ожидаются «прорывные» продвижения в области техники и технологии. Финансирование региональных кластерных программ осуществляется в основном за счет региональных бюджетов. В механизме создания кластеров на региональном уровне важное внимание уделяется организационным вопросам. Анализ результатов деятельности кластеров показывает, что одной из причин возникновения «проблемных» кластеров был их качественный состав, когда в кластер включались фирмы, не имеющие склонности к инновациям. Поэтому отбор участников кластера во многом определяет его потенциал.

В микроэкономических механизмах немаловажное значение играет политика входящих в кластер предприятий. Чтобы участвовать в кластере, необходимо учитывать инновационный потенциал предприятия. Участники кластера определяют также наиболее эффективные формы взаимодействия. Это могут быть маркетинговые союзы, конференции, предпринимательские объединения и т.п.

Какие выводы можно сделать на основе обобщения зарубежного опыта для российских условий? В российской экономике кластерная политика рассматривается как одно из важных направлений инновационного развития. В стране образованы и действуют инновационные кластеры в разных сферах. Однако в целом этот процесс идет со значительными трудностями. Вопреки сложившемся взглядам, что кластеры в равной мере могут создаваться как «сверху», так и «снизу», большинство российских кластеров были организованы директивно. Зачастую так называемые кластеры на поверку оказываются обычными хозяйственными объединениями. Все эти и другие трудности говорят о необходимости качественного совершенствования кластерной политики. К числу необходимых решений можно отнести следующие:

• согласование действий участников кластера на федеральном, региональном и местном уровнях;

• формирование современной инфраструктуры кластеров;

• усиление координирующей роли органов, обеспечивающих развитие кластеров;

• равнодоступность участников кластера к финансовым ресурсам;

• повышение компетенции руководителей и специалистов инновационных структур.

Совершенствование кластерной политики будет способствовать повышению ее роли в формировании инновационной экономики.

Список литературы

1. Иоффе О. Кластерный подход // Губернский деловой журнал. 2009. №11.
2. Инновационно-технологические кластеры членов МЦНТИ (Информационный материал). Междунар. центр науч. и техн. информации. М., 2013.
3. Ленчук Е., Власкин Г. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.clusters36.ru (дата обращения: 11.01. 2018).
4. Global Cluster Initiative survey. 2012. Survey Summary Report. European Commission, European Cluster Observatory, Stockholm, 2012.
5. Современные проблемы менеджмента / Под ред. В.И. Королева. М.: Магистр – Инфра-М, 2013.
6. Миролюбова Т.В., Афонина А.Г. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru// …Klasternaya-Politika-v-evropeyskih-stranah-v-rossii-sravnit… (дата обращения: 11.01.2018).
7. Кластерная политика: зарубежный опыт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.Strategyjornal.ru/news/promyshlennost/klasternaya-politik-zarubezhnyj-opyt (дата обращения: 11.01.2018).
8. Новиков А.Г. Зарубежный опыт инновационной инфраструктуры региона. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.strategybusiness.ru/jour/article/download/358/323 (дата обращения: 11.01.2018)
9. Головинов О.Н. Инновационные кластеры: вопросы теории и практики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-klastery- voprosy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 11.01.2018).
10. Аналитическая справка. О кластерной кооперации как основном инструменте стимулирования инновационного развития промышленности ЕС. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/…i… (дата обращения: 11.01.2018).

Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 4

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code