ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

М.Е.Добрусина, М.С.Шумар

Аннотация. В условиях глобализации общества международная молодежная мобильность является объективной необходимостью и закономерностью, своевременным и важным ответом на вызов времени. Она играет важную роль в обеспечении международного сотрудничества, взаимопонимания и мира на земле. Это особенно весомо и значимо, когда касается высшего образования, получаемого за рубежом. Международная молодежная мобильность – это один из самых эффективных способов развития образовательных возможностей на межличностном уровне. Студенты и профессорско-преподавательский состав, принимая активное участие в программах международной мобильности, открывают путь к более качественным образовательным и исследовательским курсам и программам, играют ключевую роль в интернационализации образования. Они получают знания и престижный иностранный диплом, доступ к новым возможностям и к интересной работе, востребованной рынком труда в разных странах мира.

В данной статье, на основе изучения и обобщения опыта работы с иностранными студентами в Национально исследовательском Томском государственном университете, рассматривается организация международной молодежной мобильности и тенденции ее развития.

Ключевые слова: мобильность, особенности мобильности, классификационные признаки, международная мобильность, высшее образование, международные образовательные стандарты.

 

Глубокое изучение мобильности молодежи, как особой социальной группы общества продиктовано не только теоретическими, но и практическими задачами. В период социально-экономических трансформаций, возрастает международная и внутренняя мобильность населения, при которой складываются новые социальные структуры, формируется новый состав региональных, политических и предпринимательских элит. Поэтому изучение этого представляется своевременным и необходимым.

Мобильность (mobility) – слово латинского происхождения и означает подвижный, способный к быстрому передвижению и действию, т.е. способность к изменению состояния, положения.

Международная молодежная мобильность – это один из самых эффективных способов развития образовательных возможностей на межличностном уровне. Студенты и профессорско-преподавательский состав, принимая активное участие в программах мобильности, открывают путь к более качественным образовательным и исследовательским курсам и программам. Они возвращаются домой не только с новыми знаниями, но и с бесценным опытом. Таким образом, формирование качественных трудовых ресурсов, способных позитивно влиять на национальную экономику, напрямую зависит от поощрения и поддержки в системе высшего образования международной академической мобильности.

Международная молодежная мобильность представляет собой часть общих миграционных процессов, характеризуется теми же причинами, но обладает следующими особенностями:

1) молодежь в большинстве случаев переезжает в места с лучшими условиями проживания;

2) молодежная мобильность может не иметь ярко выраженной причины;

3) для молодежи чаще, чем для взрослого поколения, характерна социальная мобильность;

4) в настоящее время для молодежной мобильности характерны процессы интернационализации.

Целями международной молодежной мобильности являются:

1) личностный рост и формирование портфолио для трудоустройства;

2) повышение качества своего образования, предоставление студенту возможность получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний;

3) получение международного опыта в процессе общения в международной команде и изучение культуры другой страны;

4) развитие лидерских и организаторских качеств;

5) повышение уровня владения иностранным языком;

6) шанс узнать другую страну, найти новых коллег и друзей за границей.

В результате реализации этих целей становится возможным решение следующих задач:

• возможность выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, приобретение более качественных образовательных услуг;

• формирование для вузов новых условий эффективной конкуренции и взаимодействия;

• открытие для ученых и преподавателей перспектив плодотворного научного и учебного сотрудничества;

• становление международного рынка труда, что впоследствии облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров.

Поэтому в последние годы во всех университетах мира уделяется большое внимание академическому обмену студентов и преподавателей вузов, – это одно из важнейших направлений процесса интеграции вузов в международной образовательной системе.

Действующий механизм международной мобильности отличается, прежде всего, от традиционных зарубежных стажировок тем, что студенты едут получать образование за рубеж на длительное время – от семестра до учебного года. В Болонском процессе различают два вида международной академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Вертикальная мобильность подразумевает полное обучение студента на степень бакалавра, магистра в вузе, горизонтальная – обучение в течение ограниченного периода – (семестра, учебного года).

В то же время, на наш взгляд, следует выделять и такие признаки классификации: по субъектам международной мобильности (индивидуальная, групповая); по характеру перемещения (добровольная, вынужденная); по виду стратификационной системы, в рамках которой рассматривается мобильность (экономическая, политическая, образовательная, профессиональная, семейная, беженцы); по периоду времени (возвратная, безвозвратная).

В настоящее время в качестве официального документа в европейскую практику введено «Соглашение об обучении» (ECTS Learning Agreement). Оно включает в себя раздел, который заполняется вузом, отправляющим студента на обучение, с такой формулировкой: «Мы подтверждаем, что предложенная программа обучения утверждена». Академический обмен все больше и больше стал необходимой мерой международной мобильности университетов России. Индикаторы мобильности постепенно появляются в различных отчетных формах Министерства образования и науки РФ как показатели эффективности деятельности вузов.

Опыт ведущих университетов России показывает, что международная академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных формах:

1) индивидуальная инициатива;

2) программа исследовательских или научных грантов;

3) совместная образовательная или исследовательская программа.

Задачи, поставленные перед системой российского высшего образования
в сфере международной академической мобильности, сформулированы в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, принятой 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации. Основным направлением должно выступать формирование общеевропейского образовательного пространства, которое реализуется посредством таких программ, как TEMPUS (Trans-European Mobility Programme for University Studies). Это одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах партнерах. Интеграция стран в общее образовательное пространство достигается через расширение сотрудничества в области высшего образования в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Сегодня в НИ ТГУ обучается более 2200 иностранных студентов и аспирантов из 50 стран мира. Это не случайно. Ведь Томск является единственным городом в России, где треть населения связана с университетами.

Таким образом, международную академическую мобильность можно рассматривать, как средство развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего профессионального образования. Это позволяет уйти от замкнутости своей системы образования, добиваться признания учебных программ, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций выпускников вузов, повысить конкурентоспособность образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на возникающие проблемы и трудности необходимо искать и развивать различные формы осуществления международной академической мобильности для студентов и преподавателей. Можно утверждать, что образование, это важный канал международной мобильности молодежи. Чтобы усилить международную академическую мобильность, университеты должны развиваться и обновлять свой образовательный процесс и образовательную программу высшего профессионального образования. Это позволяет расширять сотрудничество в совместных образовательных программах, добиваться признания и согласия в организации международного высшего образования, повышения конкурентоспособности образовательных программ на международном рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 г. // Вестник. 2005. №1. С. 74-77.
2. Центр совместных международных образовательных программ [Электронный ресурс] // Томский государственный университет. Электрон. дан. [Б. м., б. г. ]. URL: http://www.tsu.ru/education/csmop/ (дата обращения 20.09.2011.)
3. Альбах Ф. Дж. Высшее образование, массовизация и исследовательские университеты // Международное высшее образование. 2017. №91. С. 10-11.
4. Косевич А.В., Кожина В.О. К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг // Вестник МИЭП. 2016. №1(22). С. 91-98.
5. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И.В. Малофеев. М. : Дашков и К, 2013. 176 с.
6. Милло Б. Лучшие университеты или лучшие образовательные системы! // Международное высшее образование. 2014. №75. С. 12-14.
7. Чистохвапов В.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования // Вестник РУДН. Сер. История России. 2009. №6. С. 269-276.
8. Южакова Т.А., Каракчиева И.В. Международная студенческая мобильность – инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг // Наука, техника и образование. 2015. №5. С. 107-111.

Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code