ПРОЕКТЫ КСО В СФЕРЕ IT-БИЗНЕСА (SAP, NEC)

Е.С.Бондаренко
И.Ю.Вострикова

Аннотация. В статье рассмотрена многоплановость понятия КСО, приведены примеры проектов КСО в сфере IT-бизнеса компаний SAPи NEC, определены особенности развития стратегии корпоративной социальной ответственности в IT-сфере.

Ключевые слова: КСО, IT-бизнес, IT-компания, корпоративная социальная ответственность, инновации, устойчивое развитие, большие данные, технологии.

 

Процессы глобализации и интернационализации бизнеса рождают новые требования к его организации, побуждают к участию государственные структуры, институты гражданского общества, более конкретно – активизируют использование потенциала «мягкой силы» при применении средств экономической и публичной дипломатии, реализуя их через корпоративную социальную ответственность (КСО). Многоплановость понятия КСО привела к отсутствию единого понимания этого явления. Социальная ответственность может пониматься как «добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды», или как благотворительность, или как инструмент для максимизации прибыли компании. Такая неоднородность понятия затрудняет применение концепции и усложняет процесс оценки социально ответственной деятельности бизнеса. В 2010 году был составлен стандарт ISO 26000, который объясняет, что такое социальная ответственность, какими методами компании могут наиболее эффективно повысить ее уровень. Однако все еще далеко не все осознают саму сущность понятия. Но, несмотря на разнообразие трактовок, смысл КСО заключается в осознанной заинтересованности бизнеса в благосостоянии не только своей компании, но и всего общества.

В стратегию западноевропейских компаний КСО начинает внедряться еще с середины 20 века. Например, в Германии некоторые исследователи ведут отсчет истории КСО от 1521 года, момента возникновения старейшего социального жилья в г. Аугсбурге – квартала Фуггеров. В 2010 году правительством Германии введен Aktionsplan CSR (План инициатив КСО), таким образом, соблюдение КСО возведено в ранг национальной идеи проектом «CSR – Made in Germany». Чтобы получить право поместить на товар Made in Germany, уровень производства продукта в стране должен составлять не менее 55%, и, кроме того, соответствовать конкретным подходам устойчивости, которые реализуются в соответствующих этапах производства по всей цепочке добавленной стоимости.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) продолжает укреплять свои позиции и в современном российском деловом сообществе. Концепция КСО становится ответом бизнеса на проблемы устойчивого развития. Компании усиливают сотрудничество с государством для повышения социально- экономического уровня жизни, так как современный потребитель требует от компаний больше, чем просто продукцию и услуги. Он заинтересован в социальном, культурно-гуманитарном сопровождении, которое несет тот или иной бизнес. Компании ответственны за сознание людей, которое меняется благодаря трансформации всех сторон жизни, которой способствуют информационные технологии. Такие изменения в сознании и потребностях являются намеренными, основная цель компаний в конечном итоге – получение прибыли.

Статистика нефинансовой отчетности российских компаний растет. С 50 отчетов в 2006 году их число увеличилось до 120 в 2008 г. На начало 2014 года в библиотеке нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей зарегистрировано 469 нефинансовых отчетов компаний, работающих на российском рынке. Основным стимулом развития КСО в России являются внешние причины – заинтересованность в данной области или требования международных партнеров, условия международных рынков, а также и рост экономического благополучия населения. Главной сложностью развития КСО в России является ее высокая стоимость, а также методики оценки ее эффективности. Решение компаниями социальных и экологических вопросов рассматривается как долгосрочные инвестиции, которые открывают новые рыночные возможности, позволяют избегать рисков, но масштабность затрат на КСО становится ключевым аргументом их сокращения. В большинстве случаев программы КСО сфокусированы на обеспечении современных безопасных условий труда для сотрудников, охране здоровья и промышленной безопасности. Среди внешних программ лидируют проекты корпоративной филантропии или благотворительности (помощи больницам, детским домам, обществам инвалидов и пр.). Для крупных российских компаний с широчайшей географией присутствия в КСО политике центральными становятся экологические проекты (например, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и проч.).

Серьезным отличием российского опыта от практик международных компаний выступает неразвитость российских компаний в области корпоративного управления и внедрения этических кодексов, неактивное участие топ- менеджмента в КСО проектах. Если в иностранных компаниях стратегии устойчивого развития и КСО находятся в ведении совета директоров и глав предприятий, то в России зачастую утверждение данных программ остается на уровне подразделений и рассматривается как элемент связей с общественностью.

Данная статья ставит задачей проанализировать деятельность IT-компаний, проявляющих социально-ответственное поведение в области инноваций, появляющихся в мире. Предлагается рассмотреть примеры проектов КСО иностранных IT-компаний: немецкой компании SAP и японской компании NEC, которые занимаются не только расширением возможностей, информационно- технологическим прогрессом, но и отдают себе отчет в том, что они делают для общества.

По данным исследовательской компании Gartner, в 2017 году мировые расходы на информационные технологии составили более $3,5 трлн (увеличились на 3,8%). Мировой рынок информационных технологий состоит из сегментов: ИТ- услуги, программное обеспечение, компьютерная техника и оборудование связи. Самыми передовыми направлениями являются проекты, которые связаны с цифровым бизнесом, блокчейн-технологиями, Интернетом вещей, большими данными, искусственным интеллектом. В 2017 самой затратной категорией стали коммуникационные сервисы, на них пришлось около $1,39 трлн. Вторым по значимости направлением были ИТ-сервисы ($933 млрд), а самые скромные расходы были в сегменте оборудования для ЦОД ($178 млрд).

Таблица 1
Ключевые тенденции развития отрасли в 2018-2020 гг.

 

Источник: https://icl-services.com/company/news/analiz-rynka-it-tendentsii-2018/

В современном цифровом мире существует тренд ориентации на работу с«большими данными». Если посмотреть на него в аспекте КСО, то можно сделать вывод: существует проблема осознания людьми того, сколько данных присутствует в мире и к каким изменениям они приводят, какие последствия могут быть вследствие их применения или игнорирования. Компания SAP совместно с INTEL спонсировали и участвовали в создании фильма «The Human Face of Big Data», в котором около 30 экспертов в области науки о данных, искусственном интеллекте, технологии и цифровой медицине пытаются объяснить, как «инструменты визуализации больших данных решают некоторые из крупнейших проблем человечества, включая загрязнение окружающей среды, голод и болезни».

Использование больший данных будет иметь широкое воздействие на устойчивое развитие. И речь идет не просто о решении таких сложных задач, как голод, болезни, рабство, экологические катастрофы, но и о развитии отстающих экономических районов. Правильное использование больших данных приведет к неоценимому вкладу в развитие общества.

Вот пример того, как данные уже помогают. Более 10 лет International Barcode of Life (iBOL) документирует всю многоклеточную жизнь, используя идентификацию штрих-кода на основе ДНК. С помощью технологии программного обеспечения SAP они создали мобильное приложение Life Scanner для штрих-кодирования и идентификации экземпляров.

Это самая большая инициатива по геномике и биоразнообразию, когда- либо проводившаяся. IBOL и SAP выступили с миссией документирования каждого живого существа на Земле, чтобы улучшить качество охраны и защиты исчезающих видов.

Еще один социально ответственный проект был претворен в жизнь компанией NEC. В сотрудничестве с Национальным центром предупреждения стихийных бедствий (NDWC) NEC провела испытание своей системы для прогнозирования областей затопления и зон оползней. Этот проект показывает необходимость и важность сотрудничества государства и IT-компаний для улучшения жизни людей и предотвращения катастроф. Этот процесс является первым проектом NDWC по сотрудничеству в области предупреждения стихийных бедствий между Таиландом и Японией. NEC провела это исследование в сотрудничестве с Посольством Японии в Таиланде в рамках проекта «Исследования для разработки проекта по затоплению в Таиланде», заказанного Министерством внутренних дел Японии, и «Исследование для разработки проекта «Оползневые симуляторы в Таиланде».

В Таиланде часто происходят наводнения и сходят оползни, которые наносят значительный ущерб не только самому Таиланду. Это также приводит к нарушению глобальной цепи поставок и оказывает серьезное влияние на мировую экономику. По этой причине, разработка программ по предупреждению природных катаклизм оказывает существенное содействие устойчивому развитию.

Если рассматривать стратегии КСО тех компаний, чья деятельность так или иначе связана с загрязнениями окружающей среды, то можно сделать вывод: в их случае концепция КСО это нечто принудительное, что позволяет компаниям функционировать дальше. Однако ситуация с IT-сферой состоит в другом. Компании, занимающиеся разработками высоких технологий, ответственны за будущее развитие мира, за те направления жизни, которые будут появляться в будущем.

Таким образом, IT-бизнес должен понимать свою роль в жизни всего человечества и, с помощью КСО, может направлять все свои действия на его благо. Перед IT-компаниями стоит непростая задача: не просто дать людям новые технологии, но подготавливать их, знакомить и объяснять их значимость. Те компании, которые занимаются проектами по предотвращению чрезвычайных ситуаций, несут огромный вклад в устойчивое развитие. В таком случае, КСО – это собственный осознанный выбор компании, которая чувствует свою ответственность и действует, зачастую выходя за рамки своих возможностей, переходя на общегосударственный или глобальный уровень.

Список литературы

1. Анализ рынка IT: тенденции 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icl-services.com/company/news/analiz-rynka-it-tendentsii-2018/ (дата обращения 14.02.2018).
2. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2006. Вып. 2. С. 3-24.
3. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1. С. 44-55.
4. Вередюк О.В. Нормативное регулирование корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета., Сер. Экономика. 2009. Вып. 2. С. 40-49.
5. Лагутин С.Г. Корпоративная социальная ответственность в коммерческой организации // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер. Экономика. 2014. №1. С. 67-71.
6. Международный менеджмент / Под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. СПб., 2001.
7. Сайт базы Tadviser [Электронный ресурс] // tadviser.ru. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения 14.02.2018).
8. Сайт компании NEC [Электронный ресурс] // nec.com . Режим доступа: http://www.nec.com/ (дата обращения 14.02.2018).
9. Сайт компании SAP [Электронный ресурс] // sap.com. Режим доступа: https://www.sap.com/index.html/ (дата обращения 14.02.2018 г.).

Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 45

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code