МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СИСТЕМА ТРАНСЛЯЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ СМЫСЛОВ РЫНОЧНЫМ АГЕНТАМ

А.М.Алексанков
Д.В.Голохвастов

Аннотация. В статье представлен концептуальный анализ нового смыслового наполнения образовательных программ и международных моделей экспорта и импорта образования. Показано на примере международного образовательного кластера СПбГЭУ, что ключевыми компетенциями в глобальной экономике инновационного роста выступают способность адаптироваться к новой среде, готовность к непрерывному образованию, установка на последовательное пошаговое освоение профессиональных навыков и компетенций.

Ключевые слова: цифровая экономика, международное образование, экономика знаний, образовательные и научно-исследовательские кластеры.

 

В условиях цифровой глобальной экономики развитие функционирования международных компаний происходит не как исключительное явление, а как основная сфера деятельности компаний и как базовая среда, к которой компании вынуждены адаптировать корпоративные компетенции.

Образовательные учреждения, ранее формировавшие навыки и умения учащихся в области международного бизнеса как специфическое явление, сегодня вынуждены адаптировать учебные программы и дисциплины к ситуации, когда международный бизнес является не узкой специализированной компетентностью, а базовой общекультурной и общепрофессиональной компетенцией, которой с необходимостью должны обладать практически все выпускники экономико-управленческих направлений подготовки.

В связи с ростом неопределенности возрастают требования бизнеса к способностям выпускников к самостоятельному принятию решений, к автономному совершению рыночного выбора и к ответственному агентскому поведению.

В этих условиях целесообразно говорить не только об отдельных международных образовательных программах, но и о формировании системы сетевого международного образования, в котором для студента основной смысл прохождения обучения состоит не столько в приобретении знаний, сколько в тренировке таких компетенций, как способность учиться, открытость новой среде, готовность принимать новые социокультурные регуляторы и действовать в условиях нестандартных обстоятельств, вынуждающих к нестандартным решениям.

Международный образовательный и исследовательский кластер СПбГЭУ, формирующийся в течение последних двух десятилетий, сегодня отражает три основные потребности бизнеса и общества:

• способность студентов адаптироваться в новой институциональной и социокультурной среде с непривычным контекстом. Если в ряде ФГОС ВО этот навык носит наименование толерантности (в частности, толерантность упоминается во ФГОС ВО подготовки магистров экономико-управленческих направлений), то в рамках международного кластера эта компетенция рассматривается более широко: как открытость к новой среде, дружественное и любознательное отношение, не только способность принять новые условия и требования («толерантность»), но и желание, проактивное стремление принять новую среду и эффективно строить с ней взаимодействие, твердое намерение освоить новые правила и успешно самореализоваться в новых условиях [2];

• проактивная способность учиться, т.е. стремление узнавать новое, неприятие застоя и постоянный поиск новых навыков и инструментов достижения целей, а также способность к непрерывной постановке новых и новых целей в условиях, когда принимаемые решения позволяют достаточно быстро осуществлять поставленные задачи. Системное отношение к получению и освоению новых знаний отражает также навык «отучения» от традиционных моделей поведения и принятия решений. С точки зрения мотивационной системы А. Маслоу, эта способность отражает мета-способность постоянно ставить новые вопросы, стремиться к трансцендентному мотиву поиска истины и создания нового [4], грамотно формулировать задачи и задавать вопросы в системе научного знания, поскольку корректная постановка вопроса определяет эффективность поиска ответа;

• понимание последовательности освоения новых навыков, терпение и готовность осваивать новые компетенции пошагово, в рамках заданных алгоритмов обучения с учетом достижения поставленных задач на каждом этапе. Если ранее последовательность обучения состояла исключительно в применении дедуктивного подхода, от общего теоретического познания (например, высшей математики) к частному отраслевому применению (например, инженерно-техническому конструированию или инвестиционным расчетам для решения экономико- управленческих задач), то сегодня студенты стремятся осваивать и решать реальные задачи, двигаясь от простого навыка к более сложному. Одним из признаков трансформации подхода к освоению компетенций выступает быстро растущая значимость портфолио как набора отдельных сертификатов и дипломов, свидетельствующих о приобретении учащимся тех или иных точечных профессиональных компетенций или о достижении конкретных результатов (например, победа или успешное участие в конкурсах бизнес-идей, и т.п.). Если ранее портфолио и наличие грамот и удостоверений о достижениях в конкурсах, игровых соревнованиях и учебно-профессиональных чемпионатах отличало лишь весьма узкую группу наилучших студентов с наиболее высокими результатами, то сегодня необходимо говорить о распространении практик получения документов об освоении конкретных узко специальных навыков на практически всю когорту учащихся университетов.

С этой точки зрения, международный образовательный кластер СПбГЭУ формирует следующие условия:

(а) международная инокультурная и иноязычная среда, в которой все учащиеся, как российские, так и зарубежные (например, приехавшие в рамках международного семестра на обучение в СПбГЭУ) вынуждены адаптироваться к международному бэкграунду;

(б) постоянный поиск ответов на вопросы студентов связан не только с учебным процессом и освоением учебных дисциплин, но и с непрерывным столкновением практик (учебных, поведенческих и профессиональных, экономико-управленческих), принятых в различных странах, что заставляет студентов обращаться к компаративным исследованиям, кросс-культурному анализу и сравнительному изучению специализированных профессиональных инструментов в разных странах и регионах, различных ситуациях и условиях;

(в) при осуществлении «международного семестра» и в рамках сетевых международных программ бакалаврского и магистерского уровня, реализуемых Международным институтом экономики и политики (МИЭП) СПбГЭУ как подразделением, ответственным за осуществление образовательных программ с участием зарубежных партнеров, в том числе, с выдачей государственных дипломов европейских университетов (Италии, Германии, Франции и др.), отлажена последовательная система освоения навыков. Так, на программе «Европейский магистр» осуществляется сквозной междисциплинарный групповой проект [5], в котором студенты предлагают, разрабатывают и уточняют отдельные экономико- управленческие аспекты создания и функционирования предприятия.

Кроме того, самостоятельным конкурентным преимуществом сетевых международных образовательных программ СПбГЭУ является тесная связь между совместными магистерскими программами двойного диплома (например, программы «МиБА-ТОМ» с Брауншвейгским университетом, «Европейский магистр» с Римским университетом Сапиенца, программы подготовки высококвалифицированных финансистов с Университетом Париж-Дофин и др.) и предприятиями, которые выступают официальными партнерами программ, среди которых можно назвать BioCad, IBM, KPMG, и др. Указанная тенденция профессионализации обучения [3] отражает потребности бизнеса в выпускниках, уже знакомых с реальной деловой средой и профессиональной деятельности, а также и потребности общества в сближении академического университетского содержания и компетенций [7], необходимых рыночным агентам для эффективного функционирования в рыночной модели экономики.

Таким образом, можно признать, что международный образовательный и научно-исследовательский кластер СПбГЭУ сегодня сформировался как база для реализации как нового типа образования в условиях цифровой глобальной экономики [1], так и среда для развития научных исследований, инициируемых самими учащимися или бизнес-партнерами СПбГЭУ.

Список литературы

1. Alexankov A.M., d’Ascenzo F., Pokrovskaia N.N. The management for cyber-physical systems in the context of Industry 4.0 and regulatory mechanisms // XXI Int. conf. “Systems analysis in engineering and control” (SAEC-2017). St.-Petersburg Polytechnic University, 2017.
2. Burova N.V., Cappelli L., D’Ascenzo F., Pokrovskaia N.N., Ruggieri R. Performance management and competitive strategies of international companies. Управление эффективностью и конкурентные стратегии международных компаний / на англ. яз. / Под науч. ред. Н.В. Буровой, Н.Н. Покровской. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 129 с.
3. D’Ascenzo F., Pokrovskaia N.N. The education in quality and innovation economy as a competitive advantage for high technology companies cluster // Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации: Материалы междунар. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 15-16 окт. 2015. Самара: Самарский гос. экон. ун-т, 2015. 418 с. С. 350-356.
4. D’Ascenzo F., Pokrovskaia N.N. The education in quality and innovation economy as a competitive advantage for high technology clustering in industry and ICT-sector // Российско- итальянское стратегическое сотрудничество в области передачи знаний: Сб. материалов ме- ждунар. науч.-практ. конф. «Качество и инновации как эффективные инструменты в экономике знаний» (Quality and innovation performance in knowledge-driven economy) (7-8 апреля 2016, Санкт-Петербург) / на англ. яз. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 80 с. C. 43-49.
5. Авакова Э.Б., Покровская Н.Н., Шелепова М.В. Социологическое исследование подходов к социализации и трудовой интеграции молодых квалифицированных сотрудников // Актуальные проблемы социологии и управления: Межвузовский сб. науч. трудов. СПб: СПбГЭУ, 2017. С. 5-13.
6. Покровская Н.Н. Опыт реализации сквозного группового проекта магистрантов российско-итальянской программы «Европейский магистр» («Экономика предприятия, качество и инновации») // Материалы II Национальной межвузовской науч.-практ. конференции «Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды». 29-30 января 2018, Санкт-Петербург. СПб.: СПбГЭУ, 2018. С. 235-242.
7. Тростижкая И.Р., Сафонова А.С., Покровская Н.Н. Профессионализация образования в цифровой экономике и коммуникативные компетенции // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. СПб.: СПбПУ, 2017. Т. 1. С. 35-37.

Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code