АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

С.Е.МАЧАЛКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
С.Н.МОРЕВА

В статье обосновывается экономический анализ туристкой отрасли. Несмотря на постоянно растущие и непредсказуемые потрясения, связанные с террористическими актами, политической нестабильностью, пандемиями, стихийными бедствиями, путешествия и туризм продолжали демонстрировать его устойчивое развитие в 2017 г., с ростом ВВП на 3,1 % и поддержка 6 млн дополнительных рабочих мест в этом секторе экономики. Туристический сектор экономики составлял 6,6 % от общего объема мирового экспорта и почти 30 % от общего объема экспорта глобального сервиса. Рост туризма и путешествий опережает рост мировой экономики (2,5 %). Следовательно, в ближайшие годы за счет туристической отрасли ожидается ускорение ВВП до 3,8 % и будет инвестиционно-привлекательным сектором экономики. Авторами на основе экспертных оценок туристического бизнеса в России выделены факторы, которое оказали воздействия на развитие въездного туризма и выездного туризма. Решающим фактором при выборе тура россиян является цена, основные выездные потоки ориентированы на направления более дешевых стран как Болгария и Абхазия, Таиланд. Выделены основные проблемы развития внутреннего туризма, как гостиничный сервис, IT-технологии и инфраструктура. В ближайшие десять лет инвестиции вырастут на 3,0 % до 547 млрд руб. в 2027 г. Доля туризма в общем объеме национальных инвестиций вырастет с 2,2 % в 2017 г. до 2,7 % в 2027 г. В 2017 г. в России наблюдался рост на 1,0 %. По прогнозам, к 2027 г. общее число международных туристских посещений увеличится на 5,4 %, к 2027 г. туризм поддержит 3 774 000 рабочих мест (5,8 % от общей занятости). Таким образом, развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, внесет существенный вклад в региональную экономику, приведет к укреплению материально- технической базы территории. При нормализации политической обстановки и принятии мер по повышению безопасности другими странами, уровень конкуренции на международном туристическом рынке существенно возрастет и российский туристский бизнес будет конкурировать как с западными, так и с восточными партнерами.

Ключевые слова: туризм, экономический анализ, экспертная оценка, статистика туристской отрасли, проблемы туристской отрасли

 

В настоящее время туризм как отрасль непроизводственной сферы оказывает серьезное воздействие на развитие экономики России и мирового хозяйства в целом. Вторая половина ХХ и начало XXI вв. характеризуется особым скачком в развитии техники, технологий, общественных отношений, в связи, с чем приоритетное направление получила сфера услуг, к которой относится и туристский бизнес [1].

Утвержденный ООН 2017 г. Международным годом устойчивого развития туризма, создало уникальную возможность для продвижения туристического сектора в аспектах – экономическом, социальном и экологическом.

Более 25 лет Всемирный Совет по путешествиям и туризму (WTTC) изучает статистику влияния путешествий и туризма на экономику и занятость, проводит экономический анализ, который показывает следующие данные.

В 2017 г. экономические отчеты охватили 185 стран и 26 регионов мира, сравнивая данные с 2016 г., а также экспертные оценки на 10-летние прогнозы по развитию потенциала туристской отрасли. Несмотря на постоянно растущие и непредсказуемые потрясения, связанные с террористическими актами, политической нестабильностью, пандемиями, стихийными бедствиями, путешествия и туризм продолжали демонстрировать устойчивое развитие в 2017 г., с ростом ВВП на 3,1 % и поддержка 6 млн. дополнительных рабочих мест в этом секторе экономики. В общей сложности путешествия и туризм принесли 7,6 трлн долл. США
(10,2 % от глобального ВВП) и 292 млн рабочих мест в 2016 г., что эквивалентно 1 из 10 рабочих мест в мировой экономике. Туристический сектор экономики составлял 6,6 % от общего объема мирового экспорта и почти 30 % от общего объема экспорта глобального сервиса. Шестой год подряд рост туризма и путешествий опережает рост мировой экономики (2,5 %). Кроме того, в 2016 г. прямой рост ВВП в сфере туризма и путешествий не только опередил экономический рост в 116 из 185 стран, охваченных ежегодными исследованиями (в том числе в крупных туристических экономиках, таких как Австралия, Канада, Китай, Индия, Мексика и Южная Африка), но он также был выше, чем рост в финансовом секторе экономики, деловых услуг, коммунальных услуг, розничной торговли и транспорта. Следовательно, перспективы для сектора туризма и путешествий в последующие годы остаются стабильными и будут генератором процветания и создания рабочих мест в глобальной экономике, несмотря на появление ряда сложных препятствий.

За счет туристической отрасли ожидается ускорение ВВП до 3,8 %, по сравнению с 3,1 % в 2017 г. и не смотря на создание барьеров для торговли и передвижения людей, роль путешествий и туризма становится еще более значимой, как двигатель экономического развития и как средство культурного обмена, укрепления мира и взаимопонимания между странами и народами. В долгосрочной перспективе, рост туристического сектора будет оставаться стабильным, поскольку является инвестиционно- привлекательным сектором экономики (рис. 1).

Общий вклад туризма в ВВП (включая более широкие эффекты от инвестиций, цепочки поставок и воздействия на индуцированный доход) составил 4 197,2 млрд руб. в 2016 г. (5,0 % ВВП) и вырос на 1,5 % до 4 261,7 млрд руб. (5,0 % ВВП) в 2017 г. Прогнозируется рост на 2,6 % до 5 494,9 млрд руб. к 2027 г. (5,7 % ВВП).

Рис. 1. Вклад туризма в ВВП России

Рис. 2. Вклад туризма в занятость населения

По экспертным оценкам, в туристической отрасли к 2027 г. будут работать более 380 млн рабочих, этот показатель будет продолжать расти (рис. 2).

Общий вклад туризма в занятость (включая более широкий эффект от инвестиций, цепочки поставок и воздействия на индуцированный доход, составил 3365 500 рабочих мест в 2016 г. (4,7 % от общей занятости). Этот показатель снизился на 0,6 % в 2017 г. до 3,345,000 рабочих мест (4,7 % от общей занятости) [2].

Рис. 3. Капитальные вложения в туризм РФ

По экспертным оценкам развития туристического бизнеса в России и ее результатов по итогам последних лет, можно выделить следующие факторы, которые оказали прямое воздействие на отрасль:

– с начала 2004 г. российский рубль снизился по отношению к евро (на 55 %) и доллару (на 58 %);

– российская экономика показала самые худшие показатели среди развитых и развивающихся стран в 2015 г. с сокращением ВВП на 3,5 % в сравнении с 2014 г.;

– уровень безработицы начал расти в начале 2016 г., так как многие компании частного сектора и государственные органы начали инициировать массовые увольнения;

– среднестатистический российский гражданин тратит больше, чем зарабатывает;

– «закредитованность» российских граждан перед банками.

Следовательно, с учетом вышеперечисленных факторов, мы можем отметить, что с 2014 по 2015 гг. количество поездок российских граждан по европейским направлениям сократилось на 3050 %. Это самое большое падение за последние двадцать лет, основными причинами этого являются резкое падение стоимости рубля и падение доходов граждан России. Резко сократился поток туристов на турецкие курорты из-за сбитого в конце 2015 г. российского самолета. Однако, продажи некоторых предметов роскоши достигли рекордного уровня в России в 2015 г., например, у Rolls-Royce 2015 г. был самым успешным годом с тех пор, как он начал работать в 1910 г. Возможно, сегмент luxury не такой уж большой, но он не очень чувствителен к цене. Индивидуальные туры, эксклюзивные предложения по-прежнему привлекательны для российских потребителей. Таким образом, последствия кризиса могут сохраняться в течение довольно долгого времени. Решающим фактором при выборе тура будет цена, что отразится на дорогих направлениях, таких как Греция, Кипр, Италия, Испания, Германия, ОАЭ и др., и повысит спрос на более дешевые страны как Болгария и Абхазия. Существующие туристические потоки были частично перераспределены между Болгарией, Таиландом, Черногорией, Египтом и некоторыми другими странами
[3].
Следовательно, любая страна с хорошими пляжными услугами, скорее всего, получит дополнительный доход при условии достаточной маркетинговой активности в России. В настоящее время широкие возможности открыты для ОАЭ, Иордании, Туниса, Израиля, Марокко, Китая и др. Непредсказуемые ситуации в Сирии, Турции, Египте и в других местах неизменно несут на рынке риски. Поскольку индустрия туризма по всему Ближнему Востоку, Азии и Европе работает в контексте возможности внезапных и мощных потрясений (таких как теракты в Париже в конце 2015 г. или в Брюсселе 22 марта 2016 г.), основной риск в отношении между Российской Федерацией и западным миром – возможность введения новых санкций и, следовательно, дальнейшее снижение числа российских туристов.

В 2014 г., после начала конфликта по поводу Украины и Крыма, российское правительство столкнулось с санкциями, введенными ЕС и США, и запретило некоторым категориям специалистов выезжать на отдых за границу, включая полицейских, офицеров безопасности и военных. Правительством было предложена альтернатива в виде внутреннего туризма с акцентом на курорты Сочи, Анапы, Геленджика, Ейска на побережье Черного и Азовского морей, а также на пляжи Крымского полуострова. Запрет в сочетании с падением российского рубля в конце 2014 г., снижением доходов российских домохозяйств в 2015 г. способствовали росту национальных курортов. В период январских каникул 2016 г. (с 1 по 11 января), гостиницы г. Санкт-Петербурга были забронированы на 95-97 %. В 2015 г. средний гостиничный номер в г. Москве дал на 7 % прибыли больше, чем в 2014 г., в Санкт- Петербурге рост составил 26,3 %. По данным службы бронирования Oktogo, в 2015 г. 60 % из 100,000 бронирований пришлось на внутренний туристический сегмент. Количество бронирований гостиниц за пределами городов Москвы и Санкт-Петербурга вырос на 70 % по сравнению с 2014 г. [4].

Нельзя не отметить, что практическое отсутствие инфраструктуры для туристов за пределами признанных для нашей страны туристических центров (Москва, Санкт-Петербург) является серьезной проблемой для России. Региональные центры и рады были бы принимать туристов, но не имеют для этого возможностей и характеризуются сложностями с размещением гостей, отсутствием профессионального сервиса, неудовлетворительным качеством дорог. Следовательно, вскрылись основные проблемы отрасли, на которые не обращали внимания до этого. Как отмечают отраслевые эксперты, Россия отстает в плане гостиничного сервиса, IT-технологий и инфраструктуры. В связи с этим, утвержденная государством «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 года» предполагает реализацию мер поддержки зон приоритетного развития туризма (Крым, г. Сочи, Северный Кавказ, Дальний Восток, Арктика, озеро Байкал, Алтайский край, Поволжье и др.) [5].

Проанализировав статистику въездного туризма в Россию за 2017 г., можно сделать вывод о том, что за этот период не произошло отличительного роста количества иностранных туристов, за исключением туристов из стран Юго-Восточной Азии. Лидирующие позиции заняли такие страны как Китай, Япония и Южная Корея, благодаря интересу к круизным турам во Владивосток (Приморье), а также Ульяновскую область, которая в июне 2017 г. представила Красный маршрут в КНР. Число въездных туристических поездок в Россию за три месяца 2017 г. снизилось на 2,5 % до 4,4 млн с 4,5 млн за тот же период 2016 г. (по данным Рос- стата). В 2016 г. общее число въездных туристских поездок иностранцев в Россию составило 24,5 млн [2]. По-прежнему, наиболее часто выбирающими Россию для посещения странами остаются Украина, Казахстан, Финляндия.

Для более правильного учета и статистического анализа рынка туристических услуг в России, Росстат проводит работу по развитию российской статистики туризма в соответствии с международными стандартами и согласно специальному плану, который учитывает основные практические результаты туристского предложения: организация статистического обследования деятельности туристических компаний и жилых помещений в соответствии с международными стандартами; проведение разовых опросов по туризму (экскурсионные услуги, туристическое питание, круизный туризм, аренда автомобилей); расширение статистического обследования цен на товары и услуги в сфере туризма и расчет сводного индекса «потребительской туристской корзины»; цены с выделением внутренних туристических услуг; внедрение туристической составляющей в разработки по труду, строительству, финансам, статистики транспорта и т. д., которые публикуются в изданиях на русском и английском языках. Результаты данных исследований раскрывают риски для желающих инвестировать в российский туристический сектор.

Туризм, как один из крупнейших в мире экономических секторов создает рабочие места, управляет экспортом и создает процветание во всем мире. Правильная политика и инвестиционные решения принимаются на основе эмпирических данных, в результате макроэкономической ситуации в 2018-219 гг. гостиничный и туристический бизнес должен находиться в постоянном диалоге с рынком по цене своих услуг и товаров.

Литература

1. Калимуллин Д. М., Тишакова А. А. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России. URL: https://nauchforum.ru- /conf/economy/ix/25871
2. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/
3. Российский выездной туризм 2014-2017: тренды и ретинги URL: http://internationa- linvestment.biz/uploads/files/2018-02/1517939625_rossi- iskogo-vyezdnogo-turizma-2014_2017.pdf
4. Бронирование отелей по всему миру. URL: http://oktogo.ru
5. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: https://www.russiatourism.ru/

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 104, 2018

Просмотров: 10

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code