ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Н.С.Зинчик

Аннотация. В статье рассмотрены возможности развития экономики Санкт- Петербурга за счет внедрения цифровых технологий на предприятиях оборонно- промышленного комплекса. Рассмотрены первоочередные направления активизации данной деятельности, задачи для ИТ-отрасли. Выявлено место предприятий ОПК в экономике Санкт-Петербурга. Исследуется роль государства в создании коммуникативной системы и единого информационного пространства. Анализируются возможности кооперации предприятий ОПК с прочими предприятиями, реализующими продукцию гражданского назначения, и определяется роль цифровых технологий в данном процессе.

Ключевые слова: цифровые технологии, оборонно-промышленный комплекс, промышленность.

 

В июле 2017 г. была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], в которой ключевым фактором экономического роста названа необходимость ведения работы с данными в цифровой форме. Период действия данной программы до 2030 г. Первоочередными целями данной программы являются: развитие информационной инфраструктуры и информационная безопасность; становление платформ и технологий, позволяющих формировать требуемые рынком компетенции, внедрение цифровых технологий в конкретные отрасли экономики, образование, кадры.

Реальные шаги по развитию данной программы будут предприняты в 2018 г., в частности будут формироваться трехлетние планы по каждому из рассматриваемых направлений.

Уже закладываются существенные объемы финансирования на данную программу, к примеру, по направлению «Информационная инфраструктура» из федерального бюджета планируется выделить 100,46 млрд руб. Совокупный объем финансирования по всем направлениям с учетом бюджетных и внебюджетных поступлений планируется на уровне 522 млрд руб.

Несмотря на многосторонние подходы к формированию цифровой экономики, предполагается, что необходимо отталкиваться от возможностей и потребностей конкретных регионов, и именно в данном контексте рассматривать доступный инструментарий и оценивать его эффективность.

Для Санкт-Петербурга необходима активизация процесса внедрения цифровых технологий в промышленном секторе экономики. Обусловлено это в первую очередь тем, что именно промышленные предприятия обеспечивают 45% поступлений в бюджетную систему РФ от Санкт-Петербурга, более 750 крупных и средних предприятий работают в данном направлении(а также более 23 тыс. малых предприятий). В промышленности трудоустроены порядка 343 тыс. человек. Следует отметить, что среди отгруженной продукции промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, 91,8% принадлежит обрабатывающим производствам [2].

У промышленных предприятий есть существенный потенциал к восприятию инновационных цифровых решений, так как данный вид хозяйственной деятельности не находится в стагнации, показывает хоть и небольшой (103,9%), но рост. Кроме того доля высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) предприятий находится на уровне 52% в обрабатывающих производствах Санкт-Петербурга.

Анализ выпускаемой продукции также показывает, что большой процент связан с необходимостью внедрения инновационных решений, особенно, что касается радиолокационной, радионавигационной аппаратуры, специализированных электрических машин, аппаратуры электросвязи. Инновационная активность обрабатывающих производств за 2016 г. составила 13%.

Что касается финансовых возможностей, промышленный сектор экономики привлекает 26% от общего количества инвестиций, приходящих в экономику города. В 2016 г. в основной капитал промышленных предприятий было вложено 118,5 млрд руб. На 32,9% выросли инвестиции в производство транспортных средств и оборудования.

Таким образом, можно сделать вывод, что благоприятные условия для внедрения цифровых технологий и возможность их восприятия в регионе существует. Но необходимо также сказать и о специфике большинства крупных предприятий. Они принадлежат к оборонно-промышленному комплексу.

В частности, в направлении производства транспортных средств и оборудования, основными предприятиями являются: АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод», ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз», АО «Концерн «Океанприбор», АО «Концерн «НПО «Аврора» и др. Также оборонно- промышленный комплекс представлен такими предприятиями как ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал», АО «ОДК-Климов», ЗАО «Завод «Уни- версалмаш»», СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз – Антей» и др. В общей сумме из 750 крупных предприятий Санкт-Петербурга около 100 относятся к оборонно- промышленному комплексу, а также в кооперации с ОПК находится по разным оценкам от 200 до 400 предприятий (с учетом предприятий малого бизнеса) [3].

Перед ИТ-отраслью для обеспечения нужд оборонно-промышленного комплекса поставлены следующие задачи:

• разработка отраслевых, целевых моделей управления ОПК;

• снижение зависимости предприятий ОПК от иностранных программных продуктов;

• разработка аппаратных, программных и аппаратно-программных средств и технологий управления предприятиями ОПК;

• внедрение адаптивных моделей управления при проектировании и в процессе производства;

• обеспечение информационной безопасности;

• разработка технологии интеграции государственных информационных систем;

• разработка ПО для инженерного анализа и расчетного моделирования.

В рамках проведения V Форума «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России 2016» было предложено создание банка «технологий ОПК и для ОПК». Это позволит обобщать лучший опыт, развивать кооперационные взаимоотношения. На данный момент, среди основных проблем развития цифровых технологий в ОПК выделяют часто встречающиеся параллельные разработки схожих по своему функциональному назначению систем. В итоге готовые продукты оказываются несовместимы между собой. Данная проблема может быть решена только при организации мониторинга существующих и внедряющихся технологий на конкретных производственных предприятиях. Если коммерческие конкурирующие структуры не готовы работать в рамках такой кооперации, то именно ОПК может себе позволить налаживание такого взаимодействия.

Темп развития цифровых технологий на данный момент превышает темп их освоения на крупных промышленных предприятиях. При существенной загруженности действующими заказами, предприятия зачастую не ощущают необходимость уже сегодня внедрять технологии будущего, отсутствует в полной мере сформированное технологическое прогнозирование. В этой ситуации координирующая функция процесса цифровизации экономики принципиально важна. На данный момент существует несколько площадок по обмену накопленным опытом, регулярно проходят форумы по возможности внедрения данных технологий. В декабре 2017 г. к данному процессу активно подключилось Министерство промышленности и торговли, представив проект «Методических рекомендаций по организации цифрового производства на предприятиях ОПК». Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разработало программу мероприятий по выполнению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная программа способствовала разработки и внесению в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД уже более 700 программных продуктов.

Государственные корпорации «Росатом» и «РОСКОСМОС» занимаются решением задачи по разработке и комплексному внедрению систем суперкомпьютерного моделирования, которые могут использоваться в любых конструкторских и технологических подразделениях на предприятиях ОПК.

Предприятия ОПК стали активно создавать пилотные зоны цифрового производства, занимаются построением связных цепочек «проектирование- производство». Стоит задача разработки и внедрения отечественных MDM- систем, MES-систем.

Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, внедрение цифровых технологий в них, станет локомотивом развития гражданской промышленности в регионе. Развитие тесной кооперации, выполнение заказов гражданского назначения на предприятиях ОПК, а также в обратном направлении, выполнение малым и средним бизнесом заказов для оборонных предприятий, может существенно развивать технологический уровень производств. К примеру, на данный момент для нужд ОПК требуются разработки современных материалов (нано-, композитных), что привлекает в отрасль большой спектр высокотехнологичных предприятий, активно занимающихся НИОКР.

Также по планам Правительства РФ и сами предприятия ОПК в ближайшие годы должны быть частично переориентированы на выпуск гражданской продукции. Если в 2016 г. доля гражданской продукции составляла 16-17%, то к 2025 г. планируется увеличить ее до 30%, а к 2030 г. объем гражданской продукции должен составлять не менее 50%. Таким образом, работа предприятий оборонно-промышленного комплекса будет существенно ориентирована на удовлетворение рыночного спроса, будет зависеть от конкуренции на рынке. Активно будет вставать вопрос снижения себестоимости, чему должны способствовать внедряемые цифровые технологии.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
2. Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Итоги развития промышленности в Санкт-Петербурге за 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/promyshlennost (дата обращения: 10.02.2018).
3. Ефимов В.С. Влияние оборонно-промышленного комплекса на развитие реального сектора экономики в условиях экономических санкций. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. №5. Т. 7.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code