КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОСИСТЕМ

В.В.Ермоленко, Д.В.Ланская

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00220

Аннотация. В докладе анализируются особенные точки зрения на сущность инновационных экосистем и они квалифицируются по своему типажу как средовые и процессные. Эффективность такого сложного типа систем определяется набором факторов коммуникативного типа в динамике сложных отношений всех субъектов коммерциализации инноваций, а также качеством сервисных видов деятельности. ИЭС – это коллаборация некоторого множества пассионариев (исследователей, инноваторов – рыночников и производителей конечных товаров и услуг), направляющих интеллектуальную энергию для цели изменения окружающей среды для повышения качества жизни сообщества. В статье показано, что для обеспечения эффективной деятельности научной и инновационной подсистем необходимы различные компетенции персонала исследователей и инноваторов. Показано, что научная и инновационные подсистемы очень плотно взаимодействуют с элементами диффузии и усиливают конкурентоспособность друг друга на рынке инноваций.

Ключевые слова: инновационная экосистема, институты, интеллектуальное обеспечение управления, инфраструктура, коммуникация, предпринимательский университет, сети.

 

Инновационная экосистема (ИЭС) создается как гибридная (средовая и процессная) система, внутри которой формируется под воздействием ряда факторов целенаправленный процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, имеющей определенный результат на рынке инноваций в виде некоторых продуктов или услуг, получивших статус товара, то есть являющийся предметом спроса и предложения.

Рассел М. и Дэвлин К. понимают под инновационными экосистемами «сети устойчивых связей между людьми, организациями и их решениями, возникающие на базе совместного видения в отношении желательных преобразований» [12].

Основным отличительным признаком ИЭС от других типов систем выступают специфические отношения, взаимодействия, коммуникации и обмен. Эти признаки ИЭС можно рассматривать как факторы ее эффективности. Jackson D.J. подходит к определению ИЭС более масштабно: «…в основе экосистемы, как экономической модели, лежит динамика сложных отношений, которые формируются между субъектами инновационного процесса, чьими функциональными целями является включение и развитие инноваций» [11].

Ротшильд, один из первых исследователей ИЭС, еще в 1990 году переносил акцент на взаимодействие между участниками системы. Это актуализирует важность институционального строительства в инновационной экономике знаний.

Инновационная экосистема имеет иерархический характер и создается в стране, регионах, в отраслях экономики, в корпорациях, университетах и в муниципальных образованиях.

Цель доклада состоит в рассмотрении ключевых концептуальных основ содержания деятельности инновационных экосистем.

ИЭС – это коллаборация некоторого множества пассионариев (исследователей, инноваторов – рыночников и производителей конечных товаров и услуг), направляющих интеллектуальную энергию для цели изменения окружающей среды для повышения качества жизни сообщества [3, 9]. Важно заново отстроить эффективные институты и институции, запускающие эффективные процессы движения интеллектуального капитала и коммерциализации инноваций. Не бывает двух похожих ИЭС. Существующие ИЭС отражают ментальные свойства и традиции, а также другие факторы страны, регионального, а также корпоративного сообществ. В России ощущаются потребности в институтах, которые бы существенным образом изменяли сложившиеся стереотипы и культивировали трансформации, адекватные по масштабности своего содержания гуманистическим и ценностным традициям российского человеческого капитала.

Основное предназначение инновационной экосистемы любого уровня снижать транзакционные издержки и сделать максимально коротким путь движения РИД из лаборатории через рынок к массовому потребителю. Де-факто инновационная экосистема организует потенциально возможные траектории движения РИД в рыночном пространстве, обеспечивая информационную (продвижение), договорную, сбытовую, финансово – инвестиционную и другие сервисные функции.

Природа и особенности средовых и процессных систем или «средопроцес- сов», сочетающих черты сред и повторяющихся процессов в них», исследованы Г.Б. Клейнером. Он указывает, «что миссия средовых систем – коммуникация и координация, создание условий для обмена между различными компонентами экономики, в том числе – трансакций. Типовой продукт деятельности средовой системы – услуга. Миссия процессных систем – гармонизация деятельности и состояния всех экономических систем. Типовой продукт деятельности процессной системы – работа» [4]. Указанная средовая система предоставляет следующие ресурсы для субъектов коммерциализации инноваций: финансовые, маркетинговые, материальные, информационные. Природа ИЭС сервисная.

Сетевая природа взаимодействия субъектов инновационной и субъектов исследовательской деятельности с развитыми процедурами самоорганизации и саморазвития ее элементов и достижения эффектов синергии веление XXI века. Открытие сети, открытые инновации, свободное движение потоков идей, временные творческие группы, поток работ – это и подобное составляют тренды эволюции ИЭС практически во всех странах, а особенно в авангардных [8].

Проблематике открытых инноваций посвящено множество исследований. Гресфелд Т., Ролант Т. Дж. А. исследовали пять форм открытых инноваций – «привнесение знаний извне, передачу знаний, партнерство, венчуры, инновации по инициативе пользователей» [1]. По их мнению «открытые инновации нацелены на создание новых коммерческих возможностей путем совместного вывода на рынок новых продуктов и услуг за счет использования комплементарных знаний разных партнеров» [1].

Итак, ИЭС по содержанию деятельности является еще и коммерческой, рыночной и для успешной ее деятельности нужны не только рыночные знания, а знаний всех партнеров: исследователей, финансистов, маркетологов, инженеров, технологов, дизайнеров и др. партнеров.

Инновационная система взаимодействует, с одной стороны, с научными организациями и творческими субъектами (исследователями, разработчиками и организациями), которые выступают носителями знаний, компетенций, идей, разработок, а с другой, доводит их до инноваций и реализует на рынке (совершает сделку) с получением дохода.

Наибольшие споры вызывает вопрос: является ли автор разработки субъектом коммерциализации инноваций? И да, и нет. Он может быт таковым, исходя из собственного желания, особенно если он владелец патента на РИД.

Если права на РИД преданы им организации, то он может быть участником процесса коммерциализации инноваций, хотя и может, ограничит свою деятельность только научной.

При разрешении поставленного вопроса необходимо исходить из того, что научно-исследовательская и инновационная подсистемы вузом разные по содержанию и характеру деятельности. Исследователи в рамках первой подсистемы должны обладать научно – исследовательскими компетенциями, а рамках второй – рыночными. Применение человеческого капитала должно согласовываться с принципами бережливого производства [2]. Нельзя допускать, чтобы носители человеческого капитала превращались в фиктивный человеческий капитал в инновационной деятельности, когда его компетенции становятся избыточным [5]. И, наоборот, специалисты с развитыми рыночными компетенциями, носители человеческого капитала иного качества, в научной сфере будут испытывать дефицит научно-исследовательских компетенций. Хотя и не исключено, что найдутся такие, которые эффективны будут и в научно- исследовательской, и инновационной подсистемах.

Таким образом, в рамках университета независимо от того, как его модель реализуется, формируются и функционируют научно-исследовательская подсистема и, в некотором смысле, ее продолжение – инновационная подсистема. Однозначно вменять в обязанность исследователю обязательную инновационную функцию было бы нецелесообразно. Это разные функции и по содержанию, и по компетенциям персонала. Более того у названных подсистем разные критерии эффективности деятельности.

Критериями эффективности деятельности научной подсистемы могут
быть:

• количество опубликованных научных статей в журналах, учитываемых в наукометрических БД;

• выполненные ХД НИКТР и гранты в стоимостном выражении;

• – объекты интеллектуальной собственности (устройств, методик, БД и др.);

• реально работающие (реализованные на рынке и вновь открытые) малые инновационные компании (МИК).

• критерии эффективности деятельности инновационной подсистемы другие [7];

• доход от продажи РИД (лицензий, патентов, промышленных моделей, БД);

• количество проданных МИП на рынке инноваций;

• количество внедренных в реальное производство РИД.

Это ключевые показатели эффективности ИЭС.

Важно еще и другое измерение науки и инновационной деятельности – это последовательное формирование их потенциалов, как – то: подготовка научных (научно-педагогических) кадров и сервисного персонала с развитыми компетенциями; сертификация персонала, в том числе с фиксацией научной квалификации; -развитие коммуникационных научных площадок; развитие материально – технической базы исследовательской деятельности; выращивание молодых талантов.

Важно подчеркнуть, что научная и инновационные подсистемы очень плотно взаимодействуют с элементами диффузии и усиливают конкурентоспособность друг друга на рынке инноваций. Одна подсистема без другой лишены смысла существования в современных условиях. Об этом еще писал М. Портер, говоря о том, как поставщики и другие контрагенты усиливают и/или ослабляют конкурентные преимущества компании [6]. Практически важно создать условия в рамках конкретной ИЭС для институционализации гибкости совместного взаимодополняющего сосуществования двух подсистем – исследовательской и инновационной.

Продуктивным направлением повышения эффективности деятельности научной и инновационной подсистем и успешного выполнения представленных критериев целесообразно формирование междисциплинарных проектных научно – исследовательских и инновационных групп (команд), в рамках которых рожденные идеи исследователей сразу становятся предметов инноваций со стороны профессиональных инноваторов-рыночников. И производство РИД, и сбыт инноваций при ведущей роли сбыта. Об этом ярко написано в автобиографическом произведении Л. Якокка, когда из сферы сбыта автомобилей он, бакалавр политологии, пришел в менеджмент автомобильной корпорации, не особенно разбираясь в производстве [10]. Коммерциализация в современных условиях не менее важна, чем исследования, ибо она стимулирует развитие исследований, РИД которых востребуются потребителями на рынке инноваций. В прикладной науке рынок инноваций является тем катализатором содержания и объема исследований, в которых заинтересована практика. В процессе коммерциализации происходит взаимодействия между многочисленными субъектами внешней среды ИЭС и внутри ее самой с установлением гибких, динамичных, постоянных, временных и (или) коалиционных связей и отношений: договорных, информационных, маркетинговых (рыночных), партнерских и др., но во всех случаях взаимовыгодных. Проблема построения диверсифицированной системы проектного управления при динамических масштабах коммерческих проектов представляет собой еще одну сложность.

Список литературы

1. Гресфелд Т., Ролант Т. Дж. А. Логика открытых инноваций. Создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. №1(5). С. 24-29.
2. Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Бизнес, 2014. 472 с.
3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия- государство. Инновации в действии / Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.
4. Клейнер Г.Б. Системная парадигма в экономических исследованиях: новый подход. [Электронный ресурс] http://www.kleiner.ru/System%20Paradigm.htm (дата обращения 05.02.2018).
5. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «экономики знания»?// Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). 2012. Т. 3. №2. С. 97-105.
6. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
7. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров. СПб.: РВК, 2015. 30 с.
8. Смородинская Н.В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. 2014. №7. С. 27-33.
9. Хансен Мортен. Коллаборации. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2017. 288 с.
10. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Попурри, 2014. 548 с.
11. Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, VA, 2011 URL: www.urenio.org/wp-content/uploads/2011/05/What-is-an-Innovation-Ecosystem.pdf (дата обращения 01.02.2018).
12. Russell M.G. et al. Transforming Innovation Ecosystems through Shared Vision and Network Orchestration // Triple Helix IX International Conference. Stanford, 2011. P. 24-37.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code