ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Л.П.Горобцова, И.С.Цыганков

Аннотация. Переход к цифровой экономике в нашей стране – актуальный, необходимый, но сложный и трудоёмкий процесс. Данная статья объединяет в себя рассмотрение как проблем, затрудняющих этот процесс, так и перспектив образования в условиях цифровой экономики. Уделяется внимание формированию и совершенствованию профессиональной компетентности выпускников, организационным и интеграционным аспектам развития информационно-образовательной среды, автоматизации и экологичности. В статье освещены вопросы, связанные с инновационными изменениями, необходимыми в подготовке студентов для того, чтобы они соответствовали новым потребностям общества. Рассмотрены ключевые компетенции и надпрофессиональные навыки, обладание которыми становится принципиально важным для профессионального выполнения широкого спектра задач в цифровой экономике.

Ключевые слова: инновации, персонал, образование, отрасль, компетенции, цифровая экономика.

 

В настоящее время большой интерес развитых и активно развивающихся стран вызывают перспективы модернизации отраслевой структуры промышленности в условиях становления цифровой экономики. Для того чтобы объективно оценить их, эксперты проводят масштабные аналитические исследования и, в том числе, составляют перечни работ и профессий, которые будут наиболее актуальны в ближайшие десятилетия высокотехнологичного XXI века. Очевидно, что большинство из них будут требовать компетенций, обновлённых с учётом современных потребностей предприятий. В них найдут отражение новейшие тенденции в сфере науки и образования, а также межотраслевой подход, значимость которого возрастает с каждым годом.

В результате возрастёт сложность и системность работ, выполняемых специалистом высокой квалификации, но одновременно он станет более востребованным на рынке труда за счёт своей универсальности. В промышленности это можно рассмотреть на примере инженеров-экономистов, которые разбираются в технологических аспектах деятельности предприятия, а также грамотно учитывают их экономическую составляющую, что позволяет комплексно разрешать сложные производственные ситуации.

Необходимо учесть, что по аналогии с быстрым моральным устареванием компьютерной техники и компетенции неизбежно будут терять актуальность в рамках динамично развивающейся цифровой экономики. Это одновременно и проблема, требующая кропотливой работы, но, что важнее – это вызов для конкурентоспособных предприятий. Например, они могут воспользоваться принципами кайдзен, провозглашающими необходимость непрерывных улучшений на каждом рабочем месте. В тех же случаях, когда в рамках предприятий необходимые компетенции не создать, образовательные учреждения должны восполнять этот пробел за счёт широкого спектра направлений подготовки и программ повышения квалификации. При этом сами вузы тоже должны быть готовы к модернизации и решению комплексных задач: «Качество управления вузом сегодня характеризуется своевременностью и достаточностью воздействия на него… Обеспечение качества управления вузом как экономической системой обуславливается сложностью этой системы» [2, с. 212-213].

С каждым годом всё более возрастают темпы НТП, поэтому неудивительно, что самые смелые мечты фантастов становятся реальностью. Ещё сто лет назад было неизвестно само слово «робот», а теперь специалисты предприятий и даже студенты участвуют в соревнованиях в области робототехники. На многих предприятиях уже сложно представить производственные процессы без участия роботов.

Даже такая древняя и стабильная сфера как финансы претерпела множество изменений в областях, связанных с инновациями, инвестициями, страхованием и т.д. Интернет позволил раскрыть потенциал таким технологиям как блокчейн, краундфандинг, краудсорсинг и др. Согласно докладу «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса»: «в таких отраслях, как финансовый сектор, розничная торговля, связь, уровень цифровиза- ции уже сейчас находится на высоком уровне» [4, с. 1].

Автоматизация решений произвела революцию и в управлении. Ранее типовая система управления имела строгую иерархию и выглядела как пирамида, состоящая из нескольких вертикальных уровней-ступеней (линейная или линейно-функциональная организационная структура в большинстве случаев). В настоящее время возрастает роль горизонтальных связей между персоналом, что позволяет лучше раскрыть их возможности, потенциал, а также снизить нагрузку на менеджеров, которая часто непропорционально велика. Так, американская компания Valve, специализирующаяся на выпуске компьютерных игр, наделила своих сотрудников равными правами, а в ходе работы они сами формируют команды без участия руководителей [3, с. 188].

В будущем главной задачей менеджмента станет поиск механизмов распределенного управления – то есть возможности формировать и координировать рассредоточенные в пространстве и мобильные команды специалистов для конкретных проектов. Все больше профессионалов будут работать удаленно и по частичной занятости, вкладывая свое время и силы параллельно в несколько проектов. Кроме того, изменения в обществе и культуре потребления будут происходить так быстро, что руководству компаний понадобится постоянный анализ новых тенденций. Кроме того, в ближайшие годы будет только возрастать количество неиерархических организаций, которые могут объединять ассоциации независимых производителей и др.

Все вышеперечисленные отраслевые изменения, несомненно, повлекут и коррективы в подготовке соответствующих специалистов. Несомненно, что компетенции в области управления нужны как в работе государственных служб, так и предпринимательским структурам, некоммерческим организациям и т.д. Стоит отметить, что автоматизация затронула не только производственные процессы, но и деятельность менеджеров разных уровней, что приводит к новациям в структуре их задач и полномочий. Общей рекомендацией для людей, стремящихся к управленческой карьере, является получение технического или экономического образования в соответствующих головных вузах. На этой базе позднее (через пять лет и более) можно будет получить второе высшее образование в сфере менеджмента в ведущих экономических, управленческих вузах и бизнес-школах, если потребность в этом станет явной.

Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт будущих компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий [1, с. 8].

Исходя из вышесказанного, каждый вуз совместно с ведущими отраслевыми компаниями, деятельность которых будет выстраиваться в соответствии с темпами развития экономики, проектами по выпуску инновационных товаров и пр., может формировать новые «пучки компетенций» и воспитывать новых специалистов, обладающих ими. Причем приступать к такой работе необходимо уже сейчас, если целью является подготовка специалистов для цифровой экономики.

Самое важное изменение – это повсеместное распространение технологий информатизации и автоматизации. Эти изменения – требование глобальной конкуренции, и, разумеется, их применение оправдано только в случае повышения производительности труда в результате их внедрения. Также существенный эффект состоит в снижении человеческого фактора на производстве, ведь робототехника не устаёт, не испытывает стресс, не нуждается в отпуске, больничных и т.п.

По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impactsof Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся совсем без работы – они должны будут заняться такой работой, которую роботы выполнять не смогут. Значительная часть этой работы станет творческой, и, как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек-творцов будет становиться массовым явлением.

Во-вторых, все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах – люди меньше будут работать с механизмами и больше – с другими людьми. Поэтому одним из важных и повсеместно распространенных умений станет навык (компетенция) организации работы с отдельными людьми и коллективами. Наконец, в XXI веке многим сотрудникам надо быть готовыми к работе в условиях высокой неопределенности – а значит, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять и перераспределять ресурсы, управлять своим временем в условиях постоянно меняющегося потока рабочих задач [1, с. 13].

Другое ключевое направление развития – бурная динамика роста требований к экологичности товаров и услуг. Экологичность здесь понимается не столько в аспектах выбросов в окружающую среду (хотя и это, безусловно, важное тенденция), сколько в рациональном использовании всех видов ресурсов (и особенно невосполнимых природных ресурсов). Применяемые технологии отличаются большим разнообразием: рационализация производства с использованием возвратных отходов, применение системы датчиков для снижения энергопотребления и др. Очень важно, чтобы компетенции в области ресурсосберегающих технологий вошли в программы подготовки специалистов всех профилей.

Итак, перечисленные тенденции отражают изменения, что найдут место в большинстве отраслей экономики. Для их успешной реализации необходимо развитие уже существующих компетенций и появление совершенно новых над- профессиональных компетенций, которые в настоящее время ещё не разработаны в должной мере. Важность же их трудно переоценить, так как с их помощью станет возможным повышение эффективности труда на предприятиях и в отраслях в целом. Для работника это направление развития также важно, так как повышает его квалификацию и востребованность на предприятиях.

В качестве примеров таких надпрофессиональных компетенций, которые были отмечены работодателями как наиболее важные, могут быть приняты следующие:

• умение работать с информационными системами, умение работать с искусственным интеллектом;

• системное мышление, умение определять сложные системы и работать с ними;

• стремление к устранению потерь и вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника;

• современное экологическое мышление;

• обладание способностью к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;

• умение выполнять свои обязанности в режиме динамично меняющей рабочей среды;

• знание иностранных языков (английский язык приоритетен в большинстве случаев);

• коммуникативные навыки.

Проблематика достижения всех вышеозначенных компетенций очевидна. Обществу предстоит проделать долгий путь, чтобы цифровая экономика стала реальностью для ключевых отраслей и большинства людей. Тем не менее, несомненно, что двигаться в этом направлении необходимо.

Список литературы

1. Атлас новых профессий. Сколково. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения 13.02.2018).
2. Бездудная А.Г. Экономическая диагностика в системе управления высшим учебным заведением // Современные проблемы экономики и организации промышленных предприятий: Сб. науч. тр. Вып. 7 / Г.А. Краюхин (отв. ред.) [и др.]. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 234 с.
3. Горобцова Л.П., Цыганков И.С. Управление компетенциями в условиях инновационной экономики // Проблемы инновационного развития промышленного предприятия в современных условиях: Сб. науч. тр. кафедры производственного менеджмента и инноваций // А.Г. Бездудная (отв. ред.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
4. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса (резюме доклада). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://imi.hse.ru/data//2017/10/05/ 1159517843/!Цифровая%20экономика%20РЕЗЮМЕ^ (дата обращения: 13.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 9

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code