ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ КАК IT-ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО, СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

М.А.Мирошниченко
И.А.Гаджиев
Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация. В статье рассмотрены основные положения приоритетных отраслевых проектов «цифровой транспорт» и «цифровая логистика», реализация которых обеспечит логистический менеджмент и глобальное лидерство в связанных областях профессиональной деятельности (транспорт и логистика), используя это, как инструмент стратегии торговой сети. Для формирования эффективной среды логистического менеджмента, по нашему мнению, необходимо создание и использование адекватных реалиям не только IT-систем, но и внедрения этих технологий в логистический менеджмент, построенный на единой транс- портно-логистической, производственной и торговой инфраструктуре, обеспечивающей сетевое взаимодействие бизнес-процессов и создание эффективной среды для достижения целей стратегии торговой сети. При грамотном сочетании современных IT-платформ, логистический менеджмент выходит на новый уровень, приобретая современные формы интеллектуального управления внутренними и внешними связями торговой сети.

Ключевые слова: инфраструктура, клиент, логистика, менеджмент, стратегия, торговая сеть, цифровая экономика.

 

На современном этапе развития логистики определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и активный рост научно- технического прогресса. Это порождает новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения, т.к. более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке [1].

Использование современных технологий в логистическом менеджменте, является на данном этапе не только важным инструментов в стратегии развития торговой сети, а жизнеобеспечивающим системным звеном в эволюции торговых сетей.

За последние время логистика из функции предприятия, чье внимание было на осуществлении физических процессов, сформировалась в управленческую концепцию и одновременно в инструмент управления, ориентирующиеся на единый подход к процессам и клиентам, с учетом современных веяний развития этой отрасли управления.

«Цифровая логистика» возникает как ответ на глобальные вызовы цифровой экономики для традиционного сектора транспорта и логистики, такие как стремительно изменяющаяся, глобализированная и сверхконкурентная торговая среда, сложность цепочек поставок, быстрое изменение ожиданий клиентов, ограниченные ресурсы инфраструктуры.

Так, цифровая экономика, и в частности, электронная торговля повышает уровень доступности информации о спросе и предложении. Тем не менее, заключение электронных торговых сделок и розничных продаж может сдерживаться проблемами логистики поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Проблемы логистики в электронной торговле связаны, прежде всего, с более быстрыми темпами формирования и реализации цепочек поставок товаров по сравнению с традиционной торговлей. Данная особенность электронной торговли определяет необходимость совершенствования механизмов прогнозирования спроса, что должно способствовать более рациональному планированию запаса товаров на складах в различных географических регионах, сокращая время оборота товаров и стоимость доставки [2].

В рамках развития электронной торговли необходимо разрабатывать и внедрять технологии анализа данных по спросу для планирования распределительной логистики. В то же время перспективным может оказаться внедрение технологий, в том числе использующих достижения интернета. Информационные технологии сами по себе нуждаются в эффективном руководстве и управлении мега данными, чтобы деловой мир знал, как их использовать при статистическом управлении процессами, и умел это делать [3].Это позволяет потенциальному заказчику самостоятельно отслеживать актуальную информацию о предложении, а именно о готовящемся к реализации товаре, через отслеживание производственного цикла (факт изготовления, отгрузки, транзитное время, ориентировочная дата прибытия на склад и т.п.), что позволит осуществлять более эффективное планирование закупок и, соответственно, их логистического обеспечения.

Цифровая трансформация логистики в формате электронной торговли должна опираться на увеличение конкурентных предложений на рынке логистических услуг, как для заказчика, так и для поставщика. Следует содействовать формированию инициативного предложения логистическими компаниями своих услуг в режиме реального времени в зависимости от потребности рынка, в частности, в формате аукционов логистических услуг для электронной торговли.

Логистические решения для электронной торговли также могут использовать цифровые инфраструктурные решения экономики совместного потребления. Перспективные направления развития цифровой логистики связаны также с развитием всемирной паутины (применение сервисов по автоматическому заказу расходных материалов и сырья для производства продукции и автоматической поставке готовой продукции потребителю, минуя посреднические цепочки) и применением беспилотных технологий в транспортных системах.

Вместе с тем, для рационального объединения и сетевой увязки бизнес- процессов различных субъектов, рынков товаров торговой сети, необходим особый инструмент – система интеграции и сетевой оптимизации транспортно- экономических процессов, а также управления информационными потоками совместно с управлением процесса формирования портфеля приоритетных разработок аналитических приложений, информационных систем, баз данных и информационных технологий на транспорте.

Иными словами, поле IT-поддержки систем управления транспортными, грузовыми, пассажирскими потоками на основе логистического менеджмента производственно-технологических, товарно-денежных, транспортно-экономи- ческих процессов находиться в единой информационной среде современной логистики.

Необходимы также прикладные информационные технологии, обеспечивающие формирование ценностной информации, достаточной для эффективного функционирования и развития транспортно-логистических систем. В этом случае логистический менеджмент в цифровой экономике можно трактовать как IT-платформу для задач инновационного, сбалансированного развития и эффективного использования единой транспортной инфраструктуры.

Цифровую среду как инструмент стратегии торговой сети используют также в целях использования ускоренного системного развития экономических систем, основанный на эффективных информационных связях, оптимизированных, ценностных потоках данных, необходимых для решения оперативных и стратегических целей, поставленных в рамках развития сети. Она затрагивает не только информационное поле систем, обеспечивавших движение материальных потоков и управления сбалансированным развитием инфраструктуры различных видов транспорта, но и систем торгового обмена, производства, управление всеми ключевыми бизнес процессами транспортно-логистических систем.

Организация пассажирских и грузовых перевозок, управления цепочками поставок, цифровая логистика, по нашему мнению, должна иметь положительный эффект, при этом отвечая всем требованиям логистического менеджмента. При этом основанная на IT-поддержке гармонизированных систем и производственно-торгово-экономических процессах по движению товарных, материальных потоков. Прикладными задачами которой являются сокращение временных, трудовых, финансовых потерь, связанных с поиском данных, а также IT- приложений для формирования оптимальных схем бизнес-партнерства на основе эффективного моделирования горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей между различными организациями.

Интеллектуальный подход как инновационный продукт, цифровой логистики, позволяет создать инновационные комплексные транспортные услуги в зависимости от постоянно изменяющихся потребностей в связи с расширением торговой сети.

Целевой группой потребителей продуктов цифровой логистики в сфере грузовых перевозок, в первую очередь, становятся предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса, которые сегодня испытывают острую необходимость в информационно-аналитических системах и технологиях, для целей управления бизнес-процессами в условиях неполной и противоречивой информации.

Таким образом, современная цифровая экономика в сфере логистики, дает серьезные конкурентные преимущества для развития торговых сетей, ускоряя все процессы взаимодействия между звеньями разного ранга сети. При грамотном сочетании современных IT-платформ, логистический менеджмент выходит на новый уровень, приобретая современные формы интеллектуального управления внутренними и внешними связями торговой сети.

Список литературы

1. Бубнова Г.В., Левин Б.А. Цифровая логистика – инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов. Internationai Journai of Open Information Technologies. 2017. №3. 72 c.
2. Зотова Т.С., Мирошниченко М.А. Перспективы развития цифровой экономики в России и ее влияние на конфигурацию глобальных рынков // В сб.: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Краснодар, 2017. С.120-127.
3. Мирошниченко М.А. Тренды современных информационных технологий и подходы к инжинирингу // Мирошниченко М.А., Мирошниченко П.А. / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №114. С. 1106-1115.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 20

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code