ВЛАСТЬ, ВЫСШАЯ ШКОЛА И БИЗНЕС: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ (СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОНОМИКИ)

И.В.Федосеев

Аннотация. В статье рассматриваются этапы подготовки инженеров управленцев для отечественной экономики, начиная с 1885 г. до настоящего времени на примере Университета; подробно рассматриваются исторические предпосылки для формирования ОПОП в рамках инженерной экономики; рассматриваются основные принципы и условия формирования основной профессиональной образовательной программы в рамках инженерной экономики на современном этапе.

Ключевые слова: инженерная экономика, кадровый голод, инженеры управленцы, межкафедральное взаимодействие, основная профессиональная образовательная программа.

 

Государство, которое должно стратегически определять приоритеты развития, формирования структуры экономики, снижать не централизованное рыночное нерациональное распределение ресурсов, сейчас выстраивает модель взаимодействия бизнеса и высшей школы, которая изменит положение на рынке труда, на рынке образовательных услуг. Передовые компании, флагманы отраслей становятся как заказчиками образовательных услуг, участвуя в формировании образовательных программ, так и «приемной комиссией» готового образовательного продукта – выпускника, создавая независимые от образовательных учреждений общественные комиссии по независимой профессиональной оценке. Задавая практико-ориентированный принцип формирования образовательных программ в рамках новых стандартов 3++, государство стимулирует высшую школу искать в рядах бизнеса компании, готовые включиться в процесс.

Для нас интересен пример, который я хотел бы раскрыть в своей статье, – инженерно-экономическое образование.

Инженерно-экономическое образование появилось эволюционно, также эволюционно смещаются приоритеты в связке «инженер-экономист» как комплексе знаний (компетенций) готового профессионала, существует специфика в подготовке инженеров-экономистов на современном этапе, усиление спроса рынка на таких профессионалов подтверждает мировой опыт.

Инженеры управленцы стали востребованы в период научно-технической революции, когда собственники средств производства сами стали не способны управлять процессами, протекающими на их фабриках и заводах, оснащающихся все большим количеством машин и механизмов.

К 1885 г. – началу широкой капиталистической реконструкции России – в стране действовало лишь шесть государственных технических вузов, производственной мощности которых в деле подготовки инженерных и технических кадров было явно недостаточно. Общее число различных технических специалистов (в том числе горных и гражданских инженеров, инженеров путей сообщения), выпущенных с 1871 г. техническими вузами, составляло всего около 3800 человек. В ту пору правительство и частные предприятия «были поставлены в крайнее затруднение в приискании русских инженеров по устройству и содержанию путей сообщения и в особенности железных дорог».

Ощущая «кадровый голод», острую нехватку отечественных специалистов высшей квалификации, правительство за довольно короткий период времени существенно расширило сеть высших учебных заведений в стране. Уже к 1901 г. в стране насчитывалось 13 высших государственных технических учебных заведений, а к 1917 г. их число увеличилось до 15. Количество инженерно-технических специалистов с нарастающим итогом к 1916 году составило в России 30 800 человек.

Следует обратить внимание, что хотя термина «инженерно-экономическое образование» еще не существовало, но цели, которые ставило государство перед Университетами, были очевидны – подготовка управленцев для предприятий со сложными технико-технологическими процессами («приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для Управления фабриками и отдельными частями оных» (из указа императора Николая I об учреждении Санкт-Петербургского Практического Технологического института).

Инженерно-экономическое образование как отдельная отрасль высшего экономического образования начало складываться в СССР в первые годы Советской власти. Наряду с имевшимися коммерческими институтами (факультетами) в ряде вузов были организованы факультеты по подготовке хозяйственных кадров с техническим и экономическим образованием.

В 20-е гг. ХХ в. в стране остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров в промышленности. Требовалось большое количество экономистов с высшим образованием. Промышленное отделение ЛИНХа (Ленинградский институт народного хозяйства) изначально ставило перед собой задачу подготовки экономистов высокой квалификации, которым предстояло разрабатывать промышленные планы; решать вопросы, связанные с финансированием промышленных предприятий; заниматься снабжением промышленных предприятий и складских хозяйств; решать проблемы экономики и нормирования труда; вести учет производства и калькуляции; обрабатывать статистические данные; определять пути развития и рационализации производства. ЛИНХ стремился расширять основные направления подготовки будущих специалистов – выпускников Промышленного отделения.

Следует подчеркнуть, что выпускники 1927 г. являлись первыми инженерами-экономистами в нашей стране. За время своего существования Промышленное отделение ЛИНХа подготовило 256 инженеров-экономистов (в 1927 г. – 79, 1928 г. – 31, 1929 г. – 73, 1930 г. – 73).

С 1930 года и в Ленинградском финансово-экономическом институте существует кафедра, которая ныне называется «Кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами» (руководит А.Е. Карлик). В этом же году Московский промышленно-экономический институт и промышленные факультеты Харьковского и Ленинградского институтов народного хозяйства были реорганизованы в специализированные вузы (Московский инженерно-экономический институт им. Серго Орджоникидзе, Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти, Харьковский инженерно-экономический институт).

В 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. Пальмиро Тольятти были открыты факультеты, в том числе факультеты энергетической и строительной промышленности.

Однако то, что мы называем сейчас «первой волной инженерно- экономического образования в России», появилось как ответ на потребности государства в ходе экономической реформы 1965 года в СССР. Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе – как реформа Либермана).

Именно учебные заведения, которые к настоящему времени стали единым Экономическим Университетом, обладая к тому времени сильнейшими научными школами, методическим инструментарием, высочайшим положительным имиджем в реальном секторе экономики, стали флагманами процессов подготовки инженеров-экономистов.

Это была именно «волна». В 1963 в СССР было выпущено всего 5 тыс. инженеров-экономистов. В 1971/72 учебном году по инженерно-экономическим специальностям обучалось 186 тыс. студентов.
Инженерно-экономическое образование включает подготовку инженеров по экономике и организации производства для отдельных отраслей промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, горной, нефтегазовой, лесной, полиграфической, лёгкой и др.) и транспорта (ж. -д., автомобильного, воздушного, водного), энергетики, строительства, связи, городского хозяйства, а также по организации механизированной обработки экономической информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях промышленности и транспорта).

Учебные планы по инженерно-экономическим специальностям предусматривали изучение общественных дисциплин с расширенным курсом политической экономии; курсов высшей математики, физики, химии; группы технических дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, механика, технология производства, машины и оборудование и т. д.). Экономический цикл включал курсы статистики, бухгалтерского учёта, финансов, экономики соответствующей отрасли народного хозяйства и др. Наряду с общенаучной, технической и общеэкономической подготовкой студенты получали достаточные знания в области технологии и техники производства, организации и планирования производства и труда, управления производством в конкретной отрасли хозяйства. Студенты всех специальностей изучали курсы вычислительных машин и программирования, механизации обработки информации (или применения математических методов в планировании и управлении производством).

В 1955 г. в стенах Ленинградского финансово -экономического института создаётся новая кафедра «Экономики и организации в городском хозяйстве», которая в 1961 г. переводится в Ленинградский инженерно -экономический институт.

В 1965 году появилась специальность «Экономика и управление в строительстве» при кафедре экономики и организации городского хозяйства в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. Пальмиро Тольятти. Первый заведующий кафедрой – доцент Рафаил Наумович Зельдович. Начинают набирать слушателей на факультет организаторов промышленного производства и строительства.

Итак, первый набор студентов на специальность «Экономика и управление в строительстве» начался в 1965 году. Первый выпуск инженеров- экономистов в области строительства состоялся в 1970 г. Всего за годы работы специальности было осуществлено более 30 выпусков специалистов.

Обучение ведётся по примеру 1969 года, то есть преобладают дисциплины управленческого цикла, но существуют также и специальные дисциплины.

Задачи, которые стояли перед Университетами были просты: дать инженерам, которые становились руководителями цехов, предприятий, в условиях хозяйственной самостоятельности, знания об экономических законах, самоокупаемости, самофинансировании, умения руководить экономическими процессами на предприятии с учетом специфики отрасли производства.

Эти задачи Высшей школой были быстро и успешно выполнены.

В 1970-1990-е годы в соответствии с образовательным стандартом первого поколения выпускники получали квалификацию «инженер-экономист». При этом в учебные планы входили: инженерная графика, теоретическая механика, сопротивление материалов и пр. ГОС второго поколения отразил произошедшие в обществе изменения – усиление внимания к развитию рыночных экономических механизмов. Он позволил вузам давать выпускникам квалификацию «экономист-менеджер», оставив возможность давать и прежнюю – «инженер- экономист». В ответ многие кафедры, выпускающие специалистов по специальности 080502, стали делать акцент на финансово-экономической подготовке студентов, на бизнес-планировании и анализе инвестиционных проектов и т.д. Преобладающей в результате стала квалификация «экономист-менеджер». При этом кафедры стали фактически отходить от требований образовательного стандарта в части объема инженерно-технологической подготовки студентов.

Такая позиция была, на наш взгляд, оправдана временем. Условно можно сказать, что «сработала мода» на экономистов-финансистов, менеджеров, маркетологов, юристов, которая наблюдалась в российском обществе в 90-е годы прошлого века и в первые годы века нынешнего. Именно этих специалистов очень не хватало в народном хозяйстве, и спрос на них был велик.

В последние два-три года наблюдается уже другая тенденция – рост спроса на технических специалистов, и, как результат, – интереса абитуриентов к техническим специальностям. Такая тенденция не удивляет, ведь страна вступила на путь инновационного развития, и потребность народного хозяйства в профессионально подготовленных конструкторах, технологах, строителях растет. А задачи обновления производственных фондов и создания новых технологий и материалов, строительства новых предприятий, основанных на инновационных разработках, выходят на первый план.

На наш взгляд, крупные университеты имеют прекрасную возможность продолжить традиции инженерно-экономического образования. Для этого существует необходимая материальная база и высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав.

В Европе мало специализированных инженерно-экономических институтов. Обычно подготовка специалистов с инженерно-экономическим образованием ведётся на отраслевых факультетах втузов и университетов. Широкое развитие во многих странах получило экономическое образование инженеров через различные формы повышения квалификации.

Специальное исследование, проведённое в 1998 г. Национальным научным фондом США выявило, что из 2,2 млн. человек, получивших высшее образование в инженерной области и соответствующие научные степени, только 1,2 млн. человек работали на инженерных должностях. Исследование также показало, что наибольшего успеха в карьере добиваются выпускники, которые сочетали инженерную подготовку с естественнонаучной или в области делового администрирования. Они составляют примерно 25% выпускников инженерных программ.

«Вторая волна» инженерной экономики начинается именно сейчас. В Университете проходит внутривузовский конкурс на право разработки Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) инженерно- экономической направленности в СПбГЭУ.

Указанный конкурс является первой ступенью в инициируемой в СПбГЭУ деятельности по развитию инженерно-экономического образования.

Предполагается, что инженерная экономика – это раздел экономических управленческих знаний, направленный на подготовку профессионалов экономистов и управленцев, обладающих инженерно-технологическими компетенциями в важнейших секторах экономики, что позволяет им принимать более эффективные экономико-управленческие решения с учетом развития современных технологий.

Одним из принципов формирования ОПОП в рамках инженерной экономики является практикоориентированность программ, создание их при участии и по запросам предприятий реального сектора экономики, органов власти.

Вторым принципом является важность сетевого и межкафедрального взаимодействия научных школ, привлечение в коллектив авторов работодателей, представителей сторонних образовательных учреждений высшего образования.

Предполагается, что разработка ОПОП может осуществляться как по областям знаний, непосредственно отвечающим направлению «Экономика», так и другим аккредитованным в СПбГЭУ направлениям, которые могут быть отнесены к «инженерной экономике».

Смеем надеяться, что данный пример лишь один элемент «мозаики», которая сложится в картину гармоничного взаимодействия власти, науки и бизнеса для целей быстрого развития экономики страны, обеспечения ее безопасности и мощи.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code