ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, НАУКИ И БИЗНЕСА В УПРАВЛЕНИИ РЫБНЫМИ РЕСУРСАМИ

А.М.Торцев

Аннотация. Проведено рассмотрение взаимодействия власти, науки и бизнеса в управлении рыбными ресурсами. Использование рыбных ресурсов, с одной стороны, обеспечивает продовольствием и доходами население, а, с другой стороны, многие виды рыбных ресурсов находятся под избыточным антропогенным воздействием. Показано использование биоэкономических моделей в управлении рыбными ресурсами на примере Европейского союза в целях обеспечения долгосрочного использования ресурсов. Использование таких моделей позволяет учитывать экологические, экономические и социальные эффекты принятия мер управления. Проведен анализ управления рыбными ресурсами Российской Федерации на основе биологических и экономических мер. Предложено направление совершенствования управления рыбными ресурсами на основе социо-эколого-экономических моделей, разрабатываемых для рыбохозяйственных бассейнов, с учетом влияния мер управления на рыбные ресурсы, экономическую активность и благосостояние населения.

Ключевые слова: рыбные ресурсы, управление, взаимодействие, модели.

 

Океаны, моря, прибрежные районы и внутренние воды, а также связанные с ними отрасли «голубой экономики» (включая рыбное хозяйство, аквакультуру, охрану и восстановление окружающей среды) [1] исключительно важны для национального развития и продовольственной безопасности. С одной стороны, они являются движителями экономического роста и источниками продовольствия и занятости. Так, в 2016 г. общемировые уловы рыбных ресурсов составили 91 800 тыс. тонн, выращено 80 400 тыс. тонн продукции аквакультуры, а общая стоимость международной торговли морепродуктами достигла 141,6 млрд. долларов США [2, p. 12]. С другой стороны, чрезмерный промысел, загрязнение и неустойчивое развитие прибрежных и внутренних районов способствуют нанесению невосполнимого вреда рыбным ресурсам и среде их обитания. Следует отметить, что с 1990 г. примерно четверть всех рыбных ресурсов используется чрезмерно, что приводит к их истощению. Даже в странах, хорошо обеспеченных рыбными ресурсами и осуществляющих активное управление ресурсами, значительное число регулируемых ресурсов используется чрезмерно [3].

Учеными отмечается, что управление рыбными ресурсами – это широкий термин, который описывает процесс управления использования рыбных ресурсов. Оно тесно связано не только с запасами рыбы, но и с заинтересованными лицами их использующими, которые представлены наукой, органами власти и бизнесом [4]. При этом взгляды на управление рыбными ресурсами как социо-эколого- экономическую систему сформировались не сразу, и в целом развитие управления рыбными ресурсами в историческом аспекте прошло сложный путь: от полного отрицания возможности влияния человека на рыбные ресурсы до главной роли человека в снижении их запасов и зависимости от них. Так, с середины 70-х годов XX в. определилась тенденция к постепенному истощению рыбных ресурсов, усилением антропогенного воздействия на экосистемы, что потребовало пересмотра существующих концепций управления ресурсами и перехода на концепцию устойчивого развития, предполагающая разумное и гармоничное потребление природных ресурсов в настоящее время с учетом интересов потомков [5].

Концепцией предусмотрено, что государства, с учетом данных научных исследований, обеспечивают управление рыбными ресурсами посредством принятия мер по их сохранению и оптимальному использованию, направленных на предотвращение чрезмерной эксплуатации ресурсов. Предусматривается не только экологическая устойчивость рыбных ресурсов как четкая предпосылка поддержания стабильности рыболовства [6]. Выделяется также социальная устойчивость, обеспечивающая занятость и стабильный доход рыбакам и их семьям, и экономическая устойчивость, обеспечивающая долгосрочную рентабельность промысла и предотвращающая появление избыточных мощностей по добыче и переработке рыбных ресурсов.

В этих целях в зарубежных странах разработаны модели управления рыбными ресурсами и оценки его эффективности в рамках концепции устойчивого развития. Так, в Европейском союзе реализован проект «Оценка социально- экономических эффектов мер управления общей политикой рыболовства» [7]. В его рамках разработаны модели для оценки экологического, социального и экономического влияния мер управления рыбными ресурсами. В процедуру оценки обязательно вовлекаются заинтересованные стороны. В целях оценки эффективности мер управления используются количественные (биоэкономические модели) и качественные модели (фокус-группы, интервью). Используется метод ранжирования мер управления для выбора наилучшей меры в достижении указанных целей. Результаты проекта внедрены в систему управления рыболовством Европейского союза.

В Европейском союзе также применяется Биоэкономическая модель европейских флотов (Bio-Economic Model of European Fleets), которая представляет собой имитационную модель экономической эффективности флотов на основе исторических данных и сведений бизнеса. Оценка проводится ежегодно по каждой стране Европейского союза. Основные цели модели: оценка эффективности управления рыбными ресурсами, снижение перелова рыбных ресурсов, обеспечение рыболовства на долгосрочном уровне[8]. В модели используется информация о более чем 150 видах рыбных ресурсов, осваиваемых флотами европейских стран.

Кроме того, есть ряд моделей, разработанных для управления рыбными ресурсами определенных промысловых регионов. Таким образом, в Европейском союзе разработаны механизмы взаимодействия науки, власти и бизнеса. Научные организации проводят исследования рыбных ресурсов, определяют сырьевую базу рыбопромышленного комплекса и разрабатывают/совершенствуют во взаимодействии с органами власти и бизнесом модели, направленные на управление со- цио-эколого-экономическими системами. Органы власти осуществляют на основе научных данных и с использованием моделей принятие мер регулирования использования рыбных ресурсов и мер ограничения и стимулирования экономической активности. Бизнес осуществляет использование рыбных ресурсов в рамках определенных запасов, предоставление необходимых сведении о промысле. Это позволяет на долгосрочной основе осуществлять использование возобновляемых рыбных ресурсов, обеспечивая продовольственную безопасность, рабочие места и доходы населения, рентабельность промысла, возврат инвестиций. Так, в Европейском союзе уловы рыбных ресурсов в 2013-2015 гг. составили 6 654 тыс. тонн и ожидается, что к 2025 г. уловы немного увеличатся до 6 810 тыс. тонн [9, p. 173].

В Российской Федерации управление рыбными ресурсами осуществляется в рамках ежегодно устанавливаемых общих допустимых уловов и рекомендованных объемов добычи рыбных ресурсов, которые составляют сырьевую базу рыбохозяйственного комплекса [10].Научные организации проводят сбор данных о состоянии запасов рыбных ресурсов и разрабатывают материалы общего допустимого улова. Используются биостатистические методы, в случае недостаточности данных – экспертные методы. Вместе с тем, необходимо отметить, что в рамках указанного подхода определяется только сырьевая база ры- бохозяйственного комплекса без учета влияния ее использования на социально- экономическое развитие регионов. Дополнительно необходимо сказать, что органами власти осуществляется применение мер ограничения и стимулирования экономической активности, посредством установления запретов на осуществление рыболовства, предоставления рыбных ресурсов в пользование на инвестиционные цели, субсидирование и т.д.

Практическая реализация мер управления осуществляется по следующим направлениям:

• Изучение рыбных ресурсов. Так, в 2016 г. подведомственными Рос- рыболовству научно-исследовательскими институтами проведено более 1300 экспедиций по изучению рыбных ресурсов. По итогам ранее проведенных исследований, доступная сырьевая база отечественного рыболовства в пределах российской юрисдикции в 2017 г. оценивается в объеме 5096,19 тыс. тонн.

• Использование рыбных ресурсов. На основе заключенных договоров и принятых решений о предоставлении рыбных ресурсов осуществляется использование сырьевой базы рыбного хозяйства и производство продукции. Так, по итогам 2016 г. общий объем уловов рыбных ресурсов всеми российскими пользователями во всех районах Мирового океана, а также во внутренних пресноводных объектах составил 4 657,6 тыс. тонн. Объем валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли в основных ценах за 2016 г. составил 217,8 млрд. рублей, прибыль организаций рыбной отрасли выросла до 83,3 млрд. рублей.

Вместе с тем нельзя не отметить, что модели управления рыбными ресурсами, учитывающими одновременно экологические и социально-экономические эффекты такого управления, в Российской Федерации практически не применяются. Однако, в настоящее время учет экономических эффектов использования рыбных ресурсов частично нашел свое отражение только в порядке распределения квот добычи рыбных ресурсов для инвестиционных целей путем определения необходимого объема ресурсов на одно судно или рыбоперерабатывающее предприятие. Тем не менее, накопился ряд проблем во взаимодействии власти, науки и бизнеса. Так, имеется тренд на снижение государственного финансирования научно-исследовательских работ в рыбохозяйствен- ной сфере, что может привести в недалеком будущем к снижению сырьевой базы рыболовства. Численность государственных инспекторов не позволяет в должной мере осуществлять мероприятия по охране водных биоресурсов. Институт рыбопромысловых участков возложил на их пользователей ряд обязанностей, но не предоставил инструменты для их реализации и т.д. Более подробно эти и другие вопросы рассматривались ранее.

Таким образом, становится актуальным и необходимым разработать и внедрить в использование дополнительный инструмент управления рыбными ресурсами, направленный на поддержание биоразнообразия водных организмов и развитие сырьевой базы рыболовства. Таким инструментом могут выступить социо- эколого-экономические модели управления рыбными ресурсами, обеспечивающие разработку открытых и прозрачных основ организации взаимодействия власти, науки и бизнеса, сохранение биоразнообразия, определение запасов рыбных ресурсов, а также учет социально-экономических эффектов их использования. Модели необходимо разработать применительно к каждому рыбохозяйственному бассейну в силу их природных и социально-экономических отличий.

Основой для экологического элемента модели может выступить существующий порядок установления общих допустимых уловов и рекомендованных объемов добычи рыбных ресурсов.

Учет социальных и экономических эффектов использования рыбных ресурсов необходимо проводить на основе данных науки, бизнеса и органов власти, что позволит принимать более взвешенные и научно обоснованные меры управления рыбными ресурсами, в т.ч. об открытии/закрытии районов и длительности промысла рыбных ресурсов, ограничении инструментов лова и т.д.

При этом в целях принятия оптимальных мер управления целесообразно организовать на этапе разработки мер прохождение процедуры оценки степени достижения заявленных целей по четырем направлениям:

• вероятность достижения цели разрабатываемыми мерами управления с точки зрения экологической, экономической и социальной устойчивости;

• достижение компромисса между экологическими, экономическими и социальными аспектами устойчивости;

• наилучшая взаимосвязь между используемыми ресурсами и достигнутыми результатами;

• степень согласия заинтересованных сторон в принятии мер управления.

Это позволит провести совершенствование взаимодействия власти, науки и бизнеса в построении системы долгосрочного использования рыбных ресурсов, направленной на обеспечение максимизации уловов рыбных ресурсов при минимизации наносимого им вреда, сохранении их численности и биологического разнообразия, максимизации прибыли и рентабельности промысла, обеспечения продовольственной безопасности, занятости и доходов населения, сохранения прибрежных сообществ и традиционного образа жизни населения.

 

Список литературы

1. Инициатива ФАО «голубой рост» и аквакультура. Восьмая сессия. Подкомитет по аквакультуре Комитета по рыбному хозяйству ФАО, Бразилиа, Бразилия, 5-9 октября 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/cofi/31372-0d96f652208820299a272b 5bd477b0406.pdf (дата обращения 15.09.2016).
2. Globefish highlights. A quarterly update on world seafood markets. April 2017 Issue, with Annual 2016 Statistics. FAO, 2017. 80 p.
3. Fulton Elizabeth A, Smith Anthony D M, Smith David C, Putten Ingrid E. van Human behaviour: the key source of uncertainty in fisheries management // Fish and Fisheries. August 2010.
4. Dankel D.J., Skagen D.W., U. Оyvind. Fisheries management in practice: review of 13 commercially important fish stocks // Reviews in Fish Biology and Fisheries. May 2008.
5. Евграфова Л.Е. Теоретические подходы к управлению развитием промышленного рыболовства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №10(58). С. 81-89.
6. Кодекс ответственного рыболовства. ФАО, 2011. 108 с.
7. Socio economic effects of management measures of the future CFP [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cordis.europa.eu/project/rcn/101825_en.html (дата обращения 07.01.2018).
8. Nielsen J.R., Thunberg E., HollandD.S., et al. Integrated ecological-economic fisheries models. Evaluation, review and challenges for implementation. Fishand Fisheries. 2017. 00:1-29.
9. The State of World Fisheries and Aquaculture 2016. FAO, 2016. 200 p.
10. Федеральный закон от 20.12.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.07.2017).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code