Защита прав несовершеннолетних в административном порядке

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение – ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, – которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, – ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Существует внесудебная защита прав и интересов ребенка – административная защита (обжалование решений или действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности). Ее осуществляют органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека, общественные правозащитные организации, международные организации. Согласно закона г. Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» № 12 от 13.04.2005 года. Основными  задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссии) являются:

1) осуществление  мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения  несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия –

4) употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы  других лиц, не являющиеся преступлением или административным правонарушением;

5) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; родителей;  опекунов,  попечителей, приемных  родителей  (далее – законные представители), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет лиц данных категорий;

6) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

7) осуществление  мер  по  координации  вопросов,  связанных  с соблюдением условий воспитания,     обучения,     содержания несовершеннолетних,   а   также  обращением  с  несовершеннолетними  в учреждениях   системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних;

8)рассмотрение материалов  в  отношении  несовершеннолетних, совершивших  противоправные  деяния до достижения возраста, с которого наступает  ответственность,  а  также  рассмотрение  дел  о поведении, отклоняющемся  от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и  об антиобщественных действиях;

9)  осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей;

10)  иные  задачи,  определенные  федеральными  законами  и  иными нормативными  правовыми  актами.

Государственное регулирование деятельности по опеке и попечительству носит разносторонний характер. Правоохранительные органы власти также нацелены на защиту прав и законных интересов подопечных.

Органы прокуратуры осуществляют надзорную функцию и много внимания уделяют проблемам несовершеннолетних. Судебные органы   способствуют формированию положительной практики в сфере опеки и попечительства, помогают восстановлению и защите нарушенных прав.

Органы опеки и попечительства осуществляют внесудебную защиту прав ребенка в административном порядке. Помимо семейного и гражданского законодательства данное положение также закреплено в ст. 4 Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все, в том числе административные меры, для защиты прав ребенка. Между тем следует уточнить, что же следует понимать под так называемыми всеми мерами, поскольку законом их перечень не установлен, тогда как административный механизм внесудебной защиты несовершеннолетних достаточно полно представлен в нормах гражданского, семейного и административного права.[1]

Любой из подопечных граждан, равно как и любое другое лицо, которому стало известно о нарушении или попытке нарушения прав или законных интересов несовершеннолетнего, вправе обратиться в орган опеки и попечительства или уполномоченный правоохранительный орган власти. В частности, акты органов опеки и попечительства, которые заинтересованное лицо считает незаконными, могут быть обжалованы в судебном порядке. Защита нарушенного права возможна как в судебном, так и в административном порядке.

Муниципальные комиссии в пределах своих полномочий, в частности, осуществляют меры по координации деятельности расположенных на территории муниципальных образований органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, рассматривают материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, руководителей учреждения, должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъекта Федерации, а также принимают иные меры, решения и осуществляют контроль за их исполнением.[2]

Российское законодательство предусматривает, что при передаче в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого ребенка выплачивается пособие в размере 8 тысяч рублей плюс районный коэффициент.

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.

Выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, а также принятие к ним мер в соответствии с законодательством РФ является обязанностью сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых уполномоченных милиции согласно пункту 9.17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. Приказом Министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 г. N 900.

О нарушении прав и интересов ребенок может сам сообщить об этом в органы внутренних дел.

Конституция РФ в статье 38 провозглашает, что забота о детях и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей. Семейный кодекс РФ, разъясняя это правило, устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей: они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ родители при осуществлении своих прав не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

_______________

[1] Конвенция ООН о правах ребенка // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2002.

Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве //Семейное и жилищное право. 2006. № 2.
[2]  Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. N 858-ОД “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав” // Волгоградская правда. 2003. 26 июля.

Шишов П.В. Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления  // Административное и муниципальное право. 2009. № 6.

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code