ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А.Мягких

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития интеллектуального потенциала современной России. Основное внимание уделено проблеме развития талантливой молодежи и одаренных детей в РФ. Прослеживается отношение Власти других с стран к феномену «одаренности». Определен термин «одаренные дети», использующийся за рубежом, являющийся точкой отсчета для дальнейшей работы с талантливой молодежью. Определена значимость талантливой и гениальной молодежи в современных условиях. Рассматриваются виды дополнительного образования для одаренных детей в РФ и за рубежом.

Предположение создания школы для одаренных детей рассматривается как один из инструментов развития национального интеллектуального потенциала в РФ. Описываются требования, которым должен соответствовать учащийся школы для одаренных детей. Прогнозируется влияние данной школы на проблему инновационной активности, а также отражение ее влияния на достижение целей социальной политики государства.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационное лидерство, интеллектуальный потенциал, одаренные дети, научные цеха, дизайн школы.

 

В современной гонке за лидерство в инновациях между странами пристальное внимание уделяется научным кадрам, формирующим мощный мозговой центр, который осуществляет генерацию идей для новых технологических открытий с целью их коммерциализации.

В настоящее время российская наука играет важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов.

Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально- экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организация исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике и Госпланом СССР.

В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Научно- технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов.

За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопившихся в сфере исследований и разработок в 1990-е годы в период кризисного развития. Таким образом, были приняты нормативные документы, в результате которых образовались: более 60 технопарков по всей территории России, 21 особая экономическая зона (5 из которых технико-внедренческого типа). Были открыты малые инновационные предприятия при университетах. Открыт инновационный центр «Сколково», АО «Роснано».

Данный плацдарм составляет основу современной модели инновационного развития экономики [1, с. 115] страны и по существу является актуальной основой национальной инновационной системы России (НИС), как совокупности законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении. Любая НИС строится общими усилиями государства (посредством законодательства, реализующего определенную макроэкономическую политику), научной сферы (фундаментальные исследования и подготовка исследовательских кадров) и предпринимательской среды (прикладные исследования, коммерциализация технологий, производство и сбыт инновационной продукции). Ключевым элементом национальной инновационной системы выступает государство, обеспечивающее всестороннюю поддержку инновационных процессов в экономике, их стратегические приоритеты и координацию. Способность НИС решать вопросы научно-технического развития характеризуется интеллектуальным потенциалом страны.

Интеллектуальный потенциал страны – показатель научно-технического развития страны, описывающий интеллектуальные ресурсы (людские ресурсы, включая систему подготовки кадров), основные фонды, систему финансирования и результаты деятельности научной системы.

Несмотря на вышеуказанные преобразования в сфере исследований и разработок с 2002 года по настоящий момент, обеспечение стратегической цели государства, кочующей из одного нормативного документа в другой, но с более поздними сроками, а именно: обеспечение независимости и конкурентоспособности страны, достижения лидерства в глобальной экономической конкуренции – не достигнуто.

Субъекты НИС не генерируют достаточно новых идей для достижения Россией уровня инновационного развития мировых держав, таких как Китай и США, по многим показателям, характеризующим конкурентоспособность страны. Управление интеллектуальным потенциалом не эффективно на сегодняшний день.

Для преобразования управления интеллектуальным потенциалом в современных условиях необходимы:

• достижение высоких качественных показателей структурных элементов интеллектуального потенциала (интеллектуальные ресурсы – подготовка научных кадров;

• материально-техническая база – оснащение необходимым оборудованием и материалом исследователей;

• финансирование, распределение финансирования из госбюджета на наращивание научных кадров, обеспечение их необходимым оборудованием и материалом);

• генерация и воплощение инновационных идей исследователем в областях, определенных как приоритетные направления НТР.

Таким образом, исследователь должен обладать следующими характеристиками: сотрудник, имеющий искреннее желание заниматься творчеством, желающий реализовать себя в сфере науки той или иной отрасли, являющийся активным патриотом Отечества. При этом для генерации и воплощения эффективных идей исследователя, нужно обеспечить специалиста необходимым инструментарием, предоставляя возможности и условия для научного творчества.

Таким образом, решение стратегической цели находится в руках не топ – менеджера или государственного служащего, а в руках талантливых исследователей разных профилей. При этом, не важно количество ученых званий отдельно взятого специалиста, важнейшими аспектами, влияющими на эффективность достижения поставленной цели, является научный потенциал, высокая мотивация к творчеству, способность быстро находить эффективный способ решения новой нестандартной задачи.

Существующая инновационная система России нуждается в обновлении научных кадров, а именно в креативной молодежи, умеющей мыслить нестандартно, патриотично настроенной, искренне желающей реализовать себя в научной сфере, отличающиеся высокой степенью разрешения поставленных задач и высокой мотивацией. Молодых людей, отвечающих совокупности вышеперечисленных признаков, принято называть «одаренными».

Значимость талантливого человека уже оценили за рубежом. Невероятную популярность сейчас набирают «дизайн школы» (design schools) [2] «научные цеха» (design shops) [3]. В данных учреждениях преподаватели и коучи делают ставку на развитие креативности мышления и интеллекта, применяя при этом специальные методики. Также в разных странах мира создано достаточно много школ для «одаренных детей», которые имеют статус как учреждений дошкольного образования, так и образовательных курсов для учеников общеобразовательных школ. Школы для одаренных детей, находятся под эгидой частных национальных ассоциаций [4], или государственных департаментов образования [5]. В таких школах также делается упор на развитие интеллекта и креативности мышления.

Широкий диапазон мышления в сочетании с креативностью может выдать неограниченные возможности развития потенциала таких талантливых детей, что может обеспечить грандиозные научные результаты и достичь, поставленные стратегические цели страны, в инновационном лидерстве.

«Одаренными детьми» считают тех детей, которые по сравнению с другими представителями того же возраста, опыта или окружающей среды демонстрируют удивительно высокую эффективность потенциала в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная, проявление лидерских способностей или конкретных научных областях, и которые требуют услуг или деятельности, обычно не предоставляемых школой, чтобы в полной мере развивать такие возможности [6].

На сегодняшний день в таких странах как Нигерия [7], Северная Афри- ка[8], Гонконг [9], Иран [10], Иордания [11], Южная Корея [12], Китай [13], Сингапур [14], Австрия [15], Чехия [16], Дания [17], Германия [18], Греция [19], Норвегия [20], Польша [21], Ирландия [22], Сербия [23], Великобритания [24], Канада [25], США [26], Австралия [27], Филиппины [28], Бразилия [29], Индия [30] реализуется обучение по специально разработанным программам для одаренных детей в той или иной форме.

В России также проявляется интерес к феномену «одаренности» – осуществляется поиск «одаренных детей» в центре «Сириус» [31]; создаются специальные детские технопарки «Кванториум» [32], способствующие раскрытию талантов молодежи; открываются школы-интернаты при ведущих университетах страны [33].

Развитие интеллектуальных ресурсов сегодня – это успешное будущее завтра, позволяющее реализовать поставленную стратегическую цель. Это достаточно ресурсоемкий этап развития не только интеллектуального потенциала населения, но и экономики страны в целом.

Сформированная на данный момент национальная инновационная система работает недостаточно эффективно. Российским ученым не хватает креативности для разрешения поставленных целей Правительством РФ. России необходим консолидированный мозговой центр для генерирования идей, нечто новое для страны и необычайно соответствующее российскому менталитету, делающее упор именно на своих соотечественников. Необходимо производить своё национальное научное достояние.

Сочетание научного академического потенциала, высокой мотивации все чаще наблюдается в представителях нового поколения, самородков которого называют «одаренными детьми». Широкий диапазон мышления в сочетании с креативностью может выдать неограниченные возможности развития потенциала таких детей и обеспечить грандиозные научные результаты.

Если при поддержке Правительства РФ открыть специальное учебное заведение – школу-интернат, обучающую только «одаренных детей» по приоритетным направлениям науки, используя индивидуальную программу, позволяющую раскрыть потенциал, развить креативность, уровень интеллекта и углубить знания в интересующих сферах науки – результаты прорывов и грандиозных достижений в науке не заставят себя ждать. Возможно, что их апробация и реализация пройдет непосредственно во время учебы таких студентов. Одним из важных аспектов обучения является патриотизм и понимание того, что данные дети помогают реализовать стратегические политические цели страны.

Уникальность школы состоит в том, что это единственная на всю страну школа-интернат для одаренных детей, обучающая школьников по специальной образовательной программе, отбор учащихся для которой производится из самых гениальных детей со всей территории РФ. Качество образования в данной школе ориентировано на получение результатов и продвижение в исследованиях фундаментальных научных дисциплин. В силу развитых интеллектуальных способностей, маленькие гении могут осваивать программу вузов экстерном либо в другой учебной форме при параллельном обучении в школе. Сотрудничество данной школы должно по большей части быть с реальными структурами, деятельность которых связана с приоритетными направлениями научно-технологического развития, так как школа будет подготавливать кадры именно для них.

Управление и контроль деятельности школы осуществляло бы Министерство образования и науки РФ. Для внедрения результатов разработок (продуктов) студентов школа может сотрудничать с резидентами ОЭЗ, ГЧП, либо другими представителями предпринимательского сектора, имеющими производные мощности для запуска серийного производства конструкторских разработок.

Создание такой «Научной школы для одаренных детей» будет решать не только проблему инновационной активности (реальную генерацию необходимых эффективных идей, исследований и разработок, возможное обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере), но и будет иметь непосредственное отражение на социальной политике государства, попутно реализуя ее цели и задачи, а так же в области укрепления внешнеэкономических позиций России.

 

Список литературы

1. Стрелец И.А. Инновационная экономика. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 287 с.
2. Kenig, W. Design and Engineering, in Jones, G., Zeiltlin, J. (eds), The Oxford. 2007.
3. Gnaiger, A., Martin E. Science Shops: Operational Option, SCIPAS Report. 2001.
4. Национальная ассоциация для одаренных детей. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nagc.org/ (дата обращения: 10.01.2018).
5. Официальный сайт департамента образования города Нью-Йорка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://schools.nyc.gov/ChoicesEnrollment/GiftedandTalented/default.htm (дата обращения: 10.01.2018).
6. Публичный закон США 103-382, Раздел XIV, с. 388.
7. Центр для одаренных и талантливых на базе федеральной государственной академии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgasuleja.com.ng (дата обращения: 10.01.2018).
8. Официальный сайт научной школы Редфорд Хаус [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radfordhouse.co.za/ (дата обращения: 10.01.2018).
9. Официальный сайт Академии для одаренных детей в Гонконге [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hkage.org.hk (дата обращения: 10.01.2018).
10. Официальный сайт Королевской Академии [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kingsacademy.edu.jo (дата обращения: 10.01.2018).
11. Официальный сайт Юбилейной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jubilee.edu.jo/ (дата обращения: 10.01.2018).
12. Официальный сайт Высшей школы науки Кении [Электронный ресурс]. Режим доступа gs.hs.kr (дата обращения: 10.01.2018).
13. Официальный сайт специального класса для одаренной молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа http://en.scgy.ustc.edu.cn/about/201107/t20110707_115587.html (дата обращения: 10.01.2018).
14. Официальный сайт Программы образования для одаренных детей (Сингапур) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/gifted- education-programme/ (дата обращения: 10.01.2018).
15. Официальный сайт Школы Сир-Карл-Поппер-Шуль [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.popperschule.at (дата обращения: 10.01.2018).
16. Официальный сайт образовательного проекта «Талант» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.talnet.cz (дата обращения: 10.01.2018).
17. Официальный сайт образовательной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mentiqa.com/ (дата обращения: 10.01.2018).
18. Официальный сайт Немецкой государственной гимназии для одаренных детей [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.lgh-gmuend.de (дата обращения: 10.01.2018).
19. Официальный сайт Анатолийского колледжа [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.anatolia.edu.gr (дата обращения: 10.01.2018).
20. Портал о частных школах для детей с высоким IQ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.utdanningsnytt.no/nyheter/2015/november/tonsberg-kan-fa-landets-forste- privatskole-for-barn-med-hoy-iq/ (дата обращения: 10.01.2018).
21. Официальный сайт Польского детского фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fundusz.org/english/ (дата обращения: 10.01.2018).
22. Официальный сайт Центра талантливой молодежи Ирландии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dcu.ie/ctyi/index.shtml (дата обращения: 10.01.2018).
23. Официальный сайт Математической гимназии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mg.edu.rs (дата обращения: 10.01.2018).
24. Официальный сайт Национальной ассоциации одаренных детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.potentialplusuk.org/ (дата обращения: 10.01.2018).
25. Официальный сайт Школы Уэстмаунт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.westmountcharter.com (дата обращения: 10.01.2018).
26. Официальный сайт образовательной программы для одаренной молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://epgy.stanford.edu/ (дата обращения: 10.01.2018).
27. Официальный сайт научно-образовательного обучения для одаренных детей, ресурсно-информационный центр (GERRIC), Университет Нового Южного Уэльса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education.arts.unsw.edu.au/about-us/gerric/ (дата обращения: 10.01.2018).
28. Официальный сайт программы инженерного и научного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deped.gov.ph (дата обращения: 10.01.2018).
29. Официальный сайт Центра развития потенциала и таланта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pml.lavras.mg.gov.br/ (дата обращения: 10.01.2018).
30. Официальный сайт обучения одаренных детей и наставнических услуг Индии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://giftededucation.co.in/contact (дата обращения: 18.01.2018).
31. Официальный сайт образовательного центра «Сириус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sochisirius.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).
32. Официальный сайт Федеральной сети детских технопарков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvantoriumtomsk.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).
33. Официальный сайт университетской гимназии (школы-интерната) МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school.msu.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)

Просмотров: 31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code