УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.О.Мельниковская

Аннотация. В статье рассмотрен опыт формирования показателя «удовлетворенность жителей деятельностью органов МСУ» в системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления путем опросов населения с применением IT-технологий. Автором изучены нормативно-правовые акты выбранных субъектов РФ, данные сводных докладов о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, официальные сайты органов государственной и муниципальной власти, и приведены результаты анализа итогов опросов населения, формирующих показатель удовлетворенности граждан. На основе полученных результатов выявлены основные проблемы формирования показателя с применением IT-технологий и даны рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: оценка эффективности, органы местного самоуправления, оценка, опрос населения, применение IT-технологий.

 

В процессе реализации административной реформы, нацеленной на совершенствование деятельности публичных органов власти, одним из приоритетных направлений является оценка эффективности такой деятельности. Необходимость проведения подобной оценки закреплена в изданных нормативно-правовых актах страны, среди которых ключевыми документами для оценки эффективности органов местного самоуправления являются Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Эти основополагающие в вопросе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления документы в совокупности определяют перечень необходимых показателей для проведения такой оценки, методику мониторинга эффективности, а также правила и критерии оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Указанные нормативно-правовые акты не только закрепляют необходимость самой оценки, но и дают ориентиры по ее измерению, предлагая показатели этой оценки. Показатели эффективности для органов местного самоуправления сгруппированы по 9 сферам деятельности и делятся на два типа – количественные и качественные, ко второму типу относятся проводимые социологические опросы населения по нескольким обязательным критериям с целью определения уровня удовлетворенности граждан деятельностью органов МСУ.

Согласно ст. 12 федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления организационно не включены в систему управления государством, что делает их своеобразным посредником между органами государственной власти и местным населением, представляющим интересы последних. Отличительной чертой органов местного самоуправления заключается в их близости к народу и наличии у них возможности тесного взаимодействия с населением. Понимая важность мнения местного сообщества, законодатели постарались учесть данный факт при формировании оценочных показателей местной власти, так как именно жители муниципальных образований могут наиболее полно и достоверно оценить соответствие происходящих изменений изначальным потребностям населения, насколько эффективно решаются поставленные задачи и достигаются цели, отражающие результативность работы органов МСУ.

Изъявление мнения населением о работе администраций муниципальных образований следует учитывать, как один из видов непосредственного участия в местном самоуправлении, и должно поддерживаться и развиваться как форма взаимодействия между муниципальной властью и местными жителями. Наличие качественной обратной связи от жителей муниципального образования крайне важно в системе оценки эффективности деятельности органов местного управления, т.к. она должна отражать ход процессов социально – экономического развития муниципального образования и является индикатором для определения проблемных сфер. Качество этой связи напрямую влияет на качество оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления и зависит от информированности граждан о:

• содержании деятельности органов МСУ, связанное с вопросами местного значения,

• результатах этой деятельности,

• наличии возможности дать свою оценку данной деятельности и др.

Все вышеперечисленное характеризует информационную открытость местной власти и является следствием информационной политики местного самоуправления. Эффективность такой политики напрямую зависит от открытости и прозрачности деятельности публичной власти в системе государственного и муниципального управления, что влечет за собой повышение доступности различного вида информации. В рамках настоящей действительности обладание информацией становится главным условием развития, т.к. сама информация является одним из важнейших инструментов в принятии эффективных управленческих решений, что в конечном итоге должно способствовать решению глобальной задачи повышения качества и уровня жизни населения.

С развитием информационных технологий, которые все глубже проникают во все сферы жизни человека, возможности доступа к информации стали шире, а способов установления связи увеличилось. Не стало исключением в этом направлении развития общества и проведение опросов населения для выявления удовлетворенности граждан деятельность органов местного самоуправления, которые наряду с традиционными формами с 1 января 2014 года реализуются с использованием IT-технологий и сети Интернет. Функционал по реализации таких опросов, начиная от утверждения порядка их проведения и содержания до их фактического проведения и обработки, был возложен на органы исполнительной власти субъекта РФ, в связи с чем результаты опросов различных регионов страны могут существенно различаться.

Постановлением правительства РФ от 09.07.2016 года №654 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. №1317» с 2016 года рекомендовано осуществлять идентификацию респондентов при проведении опросов с применением IT-технологий. Данное требование появилось в связи с необходимостью улучшения качества таких опросов и в целях получения более достоверной информации. Идентификацию опрашиваемых респондентов рекомендовано осуществлять с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Результаты опросов было рекомендовано размещать в государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

В рамках данного исследования была поставлена задача проанализировать опыт проведения опросов населения с применением IT-технологий для формирования показателя «удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления» в исследуемом регионе в динамике и в сравнении с другими регионами. Другие регионы выбирались с отличным от исходного региона уровнем качества жизни населения, который должен отразиться в оценке населением эффективности деятельности органов местной власти. Также данное сравнение может показать насколько изменения в техническом улучшении играет роль на качестве и объеме опрошенных и формировании итогового показателя удовлетворенности. Обнаружение данных связей позволит определить состояние работоспособности данного инструмента на настоящий момент в исследуемом регионе и выявить проблемные области.

Для сравнения было взято три региона:

• Ленинградская область – как объект основного исследования, позиция в рейтинге по уровню качества жизни в регионе по итогам 2017 года №12, с рейтинговым баллом 56,61 (по данным рейтингового агентства РИА РЕЙТИНГ).

• Белгородская область – как объект, занимающий самую высокую позицию в рейтинге по уровню качества жизни в регионе в 2017 году среди областей РФ, позиция №5 с рейтинговым баллом 64 (по данным рейтингового агентства РИА РЕЙТИНГ).

• Курганская область – как объект, занимающий самую низкую позицию в рейтинге по уровню качества жизни в регионе в 2017 году среди областей РФ, позиция №77 с рейтинговым балом 77 (по данным рейтингового агентства РИА РЕЙТИНГ).

Несмотря на то, что опрос населения в целях определения их удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления с использованием IT-технологий реализуется с 1 января 2014 года, временной диапазон данного исследования был выбран с 2015 по 2017 год, т.к. в указанный период работа в данном направлении должна была быть налажена и отработаны ошибки первого года функционирования системы. Результаты проведенных опросов были взяты из сводных докладов выбранных регионов о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, полученные результаты по итогам опросов населения представлены в табл. 1.

Как видно из приведенной таблицы, в целом во всех регионах наблюдается повышение уровня удовлетворенности граждан деятельность органов МСУ, также эти данные соотносятся с результатами рейтинга по уровню качества жизни населения – все области продемонстрировали рост качества жизни населения по сравнению с предыдущем годом. Также наблюдается рост как числа граждан, участвовавших в опросе, так и их доли от общей численности населения муниципальных образований, что может свидетельствовать о растущем уровне информированности граждан о проводимых опросах и повышению их доступности для населения. Однако, не смотря на положительную динамику, в Ленинградской области самые низкие результаты по трем исследуемым показателям среди анализируемых субъектов РФ, даже в сравнении с существенно отстающей по выбранному рейтингу Курганской областью. Для прояснения ситуации было проведено сравнение субъектов по качеству организации проведения интернет-опросов, результаты которого приведены в табл. 2.

Таблица 1
Сводные данные по результатам опоросов населения при формировании показателя «Удовлетворенность населения деятельностью органов МСУ»

Таблица 2
Сравнение качества организации интернет-опросов в исследуемых регионах

По результатам проведенного исследования явно прослеживается корреляция между качеством организации опроса населения, выявленным уровнем удовлетворенности местного населения деятельностью органов местного самоуправления и количеством участников опроса:

• в Белгородской области организация опросов населения происходит на отельном ресурсе (https://ocenka.belregion.ru/), ссылка в виде баннеров на данный опрос имеется на всех официальных сайтах муниципальных образований области и присутствует на официальном сайте администрации региона.

• в Курганской области также опрос населения проходит на отдельно ресурсе (https://poll.kurganobl.ru/), ссылка в виде баннера размещена как на официальном сайте администрации региона, так и на 24 сайтах муниципальных образований региона.

• в Ленинградской области опрос население организован на странице главного сайта администрации ЛО, однако действующая ссылка в виде баннера на данный опрос есть только на одном сайте муниципального образования, на 7 сайтах муниципальных образований дана ссылка на устаревший опрос (несуществующую страницу), на сайтах оставшихся муниципальных образований подобная ссылка или баннер вовсе отсутствует.

Чем выше информированность граждан, тем выше количество участников опроса и выше уровень удовлетворенности населения. Также, для повышения качества поросов с применением IT-технологий на порталах Белгородской и Курганской областей с 2016 года, согласно рекомендациям Правительства РФ, организуется идентификация опрашиваемых граждан через систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при формировании показателя удовлетворенности населения деятельностью местной власти путем проведения интернет-опросов, на данный момент схожи, и декларируются многими авторами работ, рассматривающих данную тематику – это проблема охвата и привлечения населения и проблема репрезентативности проводимых опросов. Также часто можно отметить такие проблемы, как формальность проведения подобных опросов, низкое качество составления опросных листов и др.

Для разрешения проблемы охвата и привлечения населения к опросам об оценке эффективности деятельности органов МСУ, местным властям необходимо использовать все доступные каналы связи для информирования населения о результатах реализации различных муниципальных программ, проектов, итогов расходования средств местных бюджетов и достижения поставленных целей. Информационная политика должна быть направлена не только на повышение открытости путем увеличения объемов представляемой информации, но и на реализации мер по повышению ее доступности для восприятия населением, т.е. она должна приводиться в краткой форме и содержать аналитические сводки о текущем состоянии. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления может быть реализована путем популяризации информации о своей деятельности при использовании всех доступных каналов связи, что возможно только при заинтересованности в этом самих местных властей.

Каналами для реализации информационной политики могут быть как местные СМИ (доступные печатные издания, информационные доски, новостные блоки, телевидение и т.д.), так и официальные сайты местных администраций и популярные социальные сети, с которыми в условиях цифровизации надо уметь работать. Дополнительным каналом для распространения информации о проводимых опросах в цифровом пространстве может стать постоянно растущий и развивающийся портал государственных и муниципальных услуг, где опрос населения может быть сделан дополнительным модулем программы и быть доступным каждому пользователю приложения или сайта.

Успешное разрешение первой проблемы в значительной степени поможет преодолению проблемы репрезентативности. Введение требования идентификации при проведении опросов также направлено на решение данной проблемы, подобным свойством может обладать и проведение опросов через портал госуслуг.

Что касается конкретно Ленинградской области и ее муниципальных образований можно порекомендовать как минимум воспользоваться успешным опытом других регионов в данной сфере: организовать отдельный, интуитивно понятный и удобный портал для организации интернет-опросов населения с возможностью идентификации опрашиваемых; разместить ссылки на данный портал на главных страницах сайтов администраций муниципальных образований; привести к единому эргономичному формату сайты муниципальных образований, отвечающему требованиям удобства пользования и восприятия информации.

 

Список литературы:

1. Официальный портал администрации Ленинградской области / «Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenobl.ru/mestnoe-samoupravlenie/monitoring-effektivnosti-deyatelnosti-organov- msu/ (дата обращения 31.10.2018).
2. Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области / Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://belregion.ru/activity/monitoring_effectiveness/activities_subjects.php (дата обращения 31.10.2018).
3. Официальный сайт правительства Курганской области / Интернет-опрос населения региона об оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления Курганской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kurganobl.ru/internet-opros- naseleniya-regiona-ob-ocenke-effektivnosti-deyatelnosti-rukovoditeley-organov-0 (дата обращения 31.10.2018).
4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 №1317 (ред. от 06.02.2017) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139508/ (дата обращения: 31.10.2018).
5. Рейтинговое агентство «РИА РЕЙТИНГ» / «Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/ 20180214/630082471.html (дата обращения 31.10.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 4

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code