НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Д.Жуковский
Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской академии, Тула

Аннотация. Данная статья рассматривает основные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса на экономическом рынке в условиях развития инновационной экономики. В ней отмечается, что сегодня важную роль в деятельности экономических объектов играют не только ценовые методы, но также и неценовые. А наилучших результатов добиваются те предприятия и организации, которые используют синтез ценовых и неценовых методов повышения конкурентоспособности на экономическом рынке.

Ключевые слова: менеджмент, анализ, оптимальные управленческие решения, конкурентоспособность, бизнес-процессы, инновации, интеллектуальный капитал, прибыль.

 

В современный период развития экономики все предприятия и организации уделяют пристальное внимание повышению конкурентоспособности на экономическом рынке. Особое значение имеет способность экономических субъектов противостоять экономическим кризисам за счёт оптимизации управленческих процессов и внедрения в свою деятельность инновационных технологий.

Как показывает практика, современный мир очень подвержен экономическим кризисам, то есть ряду негативных явлений, при которых существует опасность для экономической и социальной жизни.

Опыт свидетельствует, что от оптимально организованного производственного цикла промышленного предприятия, от грамотно выстроенного бизнес-процесса организации или малого предприятия зависит не только возможность функционирования данных экономических субъектов на экономическом рынке, но и получение прибыли.

Для построения оптимальной стратегии менеджмента предприятия необходим сбор достоверной и многофакторной информации, ее всесторонний анализ, выработка оптимального решения с последующим мониторингом и контролем деятельности для получения прибыли и достижения конкурентоспособности на экономическом рынке.

Конкурентоспособность экономических объектов эффективно влияет на конкурентоспособность страны в целом. Развитие цифровой экономики, инновационных технологий за последние несколько лет способствовали выходу на передовые позиции предприятий различного уровня и различных форм собственности, что в конечном итоге позволило России подняться в рейтинге стран по индексу глобальной конкурентоспособности на 5 строчек вверх по сравнению с прошлым годом и занять 38 место среди 137 стран. Эксперты отметили, что среди сильных сторон России можно назвать размер рынка (6-е место из 137, уровень образования (32 место из 137) и развитую инфраструктуру (35 место из 137). Дополнительными факторами, позволившими России подняться в рейтинге конкурентоспособности, стали ускоренная цифровизация экономики, в частности, рост проникновения интернета и услуг мобильной связи, повышение охвата населения высшим образованием и рост оценки руководителями компаний качества образования, повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности компаний. Кроме того, улучшились институциональные факторы, включая эффективность корпоративного управления.

По мнению экспертов, проблемами в достижении более высокого места в рейтинге являются следующие факторы: ставки налогов, коррупция, инфляция, недостаточное развитие финансового рынка.

В этой связи предприятиям и организациям необходимо пристальное внимание уделить вопросам устранения факторов, сдерживающих оптимизацию бизнес-процессов. Что подразумевает повсеместное использование современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, сберегающих технологий, развитие человеческого капитала [1].

Как известно, на экономическом рынке существует ценовая и неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция подразумевает представление товаров и услуг более высокого качества и обширного ассортимента, с лучшими показателями надежности и сроком эксплуатации, с более высокой производительностью и сроком службы. В современный период к товарам и услугам особые требования предъявляются в плане их экологичности, энергоемкости, эргономичности и безопасности.

Кроме того, большую роль на экономическом рынке играет бренд той или иной фирмы [2, 8].

Ценовая конкуренция, как показывает практика, использует только ценовые методы борьбы с конкурентами: увеличение или снижение цены, сохранение цены на предыдущем уровне или соблюдение лидерства в цене.

Однако, как показывает практика, в последнее время делается акцент именно на неценовые методы, подразумевающие прежде всего качество товаров и услуг. Так же следует отметить, что в последнее время в деятельности предприятий малого бизнеса стали появляться комбинации ценовых и неценовых методов.

Большое значение в неценовой конкуренции играет применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Под влиянием ИКТ, пронизавших структуру большинства предприятий, изменились многие методы и механизмы управления, повысилась эффективность управления товарно- материальными ресурсами, трансформировались каналы передачи информации и т.п. Причем, технологии напрямую влияют на развитие экономики, рост ВВП и повышение эффективности труда. ИКТ прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого индивида, повлияв на такие аспекты жизнедеятельности, как характер трудовых отношений, производительность труда, увеличение доли интеллектуального труда, территориальная ограниченность, социальный престиж многих видов деятельности, способы трансляции информации, степень её доступности и отношение общества к информации в целом и пр. [4, 5].

Повсеместная информатизация оказывает влияние не только на производственные процессы, но также и на жизнь отдельно взятого человека, посред- ствам возникновения новых форм трудовых отношений. Их изучение может способствовать решению таких актуальных проблем, как безработица, эмиграция, низкая трудовая мотивация и пр.

Кроме того, связь управленческих процессов с коммуникативными сетями позволила создать принципиально новый подход к распространению информации – передачу данных непосредственно между заинтересованными в них лицами. Сеть необратимо поменяла природу управления и рабочей деятельности, поощряя неформальные способы общения. Эта черта особенно важна в свете того факта, что информация превращается из локального ресурса в мировой, становясь ключевым инструментом глобальных социальных изменений и управленческих инноваций, расцениваясь при этом как главный ресурс управления.

Внедрение инновационных технологий позволяет существенно понизить утомляемость работников, сокращая их психофизиологические нагрузки. Кроме того, инновации предоставили возможность минимизации использования человеческого труда в опасных производствах. Данный факт не только способствовал поднятию социального престижа многих профессий, но и повлек за собой повышение уважения к человеческой личности в обществе, а также увеличение ценности жизни человека. Что с течением времени принципиально повышает качество жизни общества в целом. Но с другой стороны, при непродуманной политике внедрения информационных технологий и применении технократического подхода к управлению ИКТ, рутинная составляющая управленческого труда может многократно увеличиваться. Одним из важнейших факторов для результативного использования ИКТ, является повышение квалификации персонала и четкое соотнесение внедряемых ИКТ с целями бизнеса.

Повсеместное использование ИКТ вызвало появление принципиально новой формы трудовых отношений – удаленную работу. Данный вид деятельности требует новых подходов к работе, как со стороны работодателя, так и со стороны работника, но в тоже время, сетевые технологии и удаленное взаимодействие сотрудников предоставляет им широкий спектр дополнительных возможностей, способствующих оптимизации управленческих процессов и оптимальной организации труда на каждом рабочем месте.

Говоря о неценовых методах повышения конкурентоспособности предприятий, нельзя не остановится на интеллектуальном капитале, который сегодня является стратегическим приоритетным фактором производства и способствует формированию конкурентных преимуществ на всех уровнях управления объектов как малого бизнеса, так и на предприятиях-гигантах [3, 6].

Особую значимость в современном управлении бизнес-процессами организаций играет система управления знаниями, которая позволяет не только преодолевать кризисные ситуации, но и является основой успешного развития отечественных предприятий и организаций в долгосрочном аспекте. Задача обеспечения конкурентоспособности компаний и постоянное развитие рынков делает необходимым совершенствование системы управления трудом и повышение его эффективности.

Иными словами, в условиях глобальных изменений в производственных и информационных технологиях, широкого использования на практике достижений науки и позитивного накопленного опыта материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния, как крупных корпораций, так и предприятий малого бизнеса. Основными ресурсами конкурентоспособного развития становятся люди, знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция специалистов.

Как показывает практика, для устойчивого роста отечественным предприятиям и организациям требуются новые методы развития, основанные на управлении знаниями и интеграции гуманитарного и инженерного подходов, что позволит получить синергетический эффект от их взаимодействия. Система управления знаниями базируется на когнитивных технологиях развития современных предприятий, которые на основе реализации компетентностного подхода к стратегическому развитию, приобретают новые устойчивые конкурентные преимущества [5].

Стратегическая концепция человеческого развития основывается на четырех основных факторах: инновационная система, информационное общество, непрерывное образование, государственная инновационная политика.

Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Чтобы накопление его могло осуществляться, будущие выгоды должны компенсировать необходимые издержки. Согласно теории «человеческого капитала», накопление его может осуществляться в различных формах, например, развитие способностей и навыков во время получения образования, приобретение знаний и умений в ходе профессиональной деятельности, приобретение информации о функционировании экономики, рынка труда, миграция, а также формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека и возможности их реализации, повышения эффективности его труда.

Как свидетельствует опыт, выделение фактора «человеческий капитал» позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста, каким являются знания и компетенции и определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Решение задач повышения конкурентоспособности работников напрямую связано со следующими факторами: применением новых подходов к долгосрочному планированию развития кадров, использованием методов управления знаниями во внутрикорпоративной ротации и комплекса мотива- ционных мероприятий материального и нематериального характера, направленных на повышение заинтересованности специалистов в улучшении производственных показателей; созданием единой корпоративной системы социальной поддержки работников, а также систем медицинского, жилищного обеспечения, реализацией молодежной политики в сфере кадрового обеспечения специалистами; содействием развитию их компетенций на основе создания механизмов мотивации работников к внедрению инновационных технологий, реализации единой информационной политики и построения внутренних коммуникаций.

В условиях перехода к модели инновационного роста экономики и формирования «экономики знаний» на смену традиционным представлениям об основных факторах конкурентоспособности компании, стимулирующих рост стоимости бизнеса на основе максимизации собственной прибыли, пришли другие теории, существенную роль в которых играют институты, знания, управление компетенциями, системы доверия, корпоративная культура, интеллектуальный и человеческий капитал. Ужесточение конкуренции, появление новых компаний, постоянное развитие рынков делает необходимым совершенствование системы управления персоналом и повышение его эффективности [6].

Мобилизация творческого потенциала работников компаний и организаций оказывается основным средством, обеспечивающим их развитие как обучающихся организаций, создающих условия для подготовки и переподготовки всех работников на основе комбинации передовых управленческих инструментов, способности эффективно управлять инвестициями в человеческий капитал и собственное развитие; при этом основная часть персонала современных корпораций инновационного типа представлена интеллектуальными работниками, которым свойственна высокая социальная мобильность.

Практика показывает, что корпоративная стратегия управления знаниями, основной характеристикой которой является расширение профессиональных компетенций работников, создает условия для реализации механизмов, обеспечивающих потребность в квалифицированных кадрах (с учетом региональных и профессиональных особенностей), оптимизации их качественного и количественного состава, усиления инженерной составляющей, увеличения доли работников с профильным высшим и средним профессиональным образованием, обеспечения роста производительности труда.

Подобно физическому капиталу, формирование человеческого капитала требует как от самого человека, так и от общества и предприятия, на котором он работает, в целом значительных затрат. Однако они были бы невозможны, если бы не обеспечивали его обладателю получения высокого дохода в будущем. Поэтому значительный рост вложений в человеческий капитал не в последнюю очередь связан с высоким ожидаемым доходом. К основным формам инвестиций в человеческий капитал относят инвестиции в образование, воспитание, здравоохранение, а также весь комплекс затрат, связанных с подготовкой человека к экономической деятельности (включая поиск необходимой информации, миграцию в поисках занятости) [7].

Рациональное использование кадров – условие, обеспечивающее бесперебойность образовательного процесса и успешное выполнение поставленных задач. В этой связи можно выделить три группы методов мотивации: экономические, административно и социально-психологические, которые необходимо учитывать для эффективности управления бизнес-процессами корпораций. Экономические факторы мотивации труда персонала крупных компаний носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на оценке стратегии экономического поведения работника, которая формируются на основе сопоставления величины труда и величины дохода, при этом величины градируются на максимальные, средние и минимальные. Величина труда определяется на основе двух составляющих – экономических и внеэкономических переменных. Когнитивная стратегия компаний представляет собой систему формализации знаний, направленных на увеличение доли формализованных знаний и сохранение объема знаний, неотделимых от отдельных работников. Реализация корпоративной стратегии управления знаниями предполагает концентрацию усилий по привлечению знаний из внешних и внутренних источников, организацию обмена формализованными знаниями. Для реализации конкурентоспособной модели развития инновационно-активные предприятия и организации создают системы управления знаниями на основе метода компетенций, который позволяет стандартизировать и унифицировать основную работу с персоналом.

Конкурентные преимущества предприятий и организаций, осуществляющих управление знаниями, обусловлены конкурентными преимуществами кадрового потенциала, а также эффективно встроенными в бизнес-процессы информационными технологиями. Главное конкурентное преимущество инновационно- активных предприятий основано на развитии навыков, приобретенного опыта, понимании рынка, систем обмена информацией [7]. При этом источниками конкурентных преимуществ современных компаний выступают не столько материальные, сколько нематериальные ресурсы, к которым можно отнести патенты, навыки и способности кадров, уникальные компетенции и систему их подготовки.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что для достижения конкурентных преимуществ на экономическом рынке предприятиям малого бизнеса необходимо вести собственные научные исследования, разрабатывать и внедрять инновационные технологии, активнее использовать все имеющиеся средства и методы современных информационно-коммуникационных технологий, эффективнее развивать системный подход к развитию интеллектуальных активов.

Для достижения конкурентоспособности на экономическом рынке малым предприятиям необходимо постоянно работать над разработкой наукоемкой продукции, применением новых форм менеджмента и инструментов управления, эффективная организация бизнес-процессов, рациональное использование всех видов ресурсов, интегрированное управление жизненным циклом продукции. Как свидетельствует опыт сегодня во главу угла ставится изучение внутренних возможностей малых предприятий, развитие интеллектуального потенциала их сотрудников.

 

Список литературы

1. Барышникова Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2015. 191 с.
2. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: Матер. III междунар. науч. конференции (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки – Веди, 2015. С. 85-87.
3. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: Учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 2012. 319 с.
4. Горбашко Е.А., Максимцев И.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: Учебник. М.: Юрайт, 2015. 447 с.
5. Гулямов С.С., Жуковский А.Д. Роль интернет-технологий в маркетинговой деятельности предприятия в условиях формирования информационного общества. // Biznes – Эксперт. 2014. №4(76). С. 52-54.
6. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании: Учеб. пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. 100 с.
7. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 500 с.
8. DEAL.BY // COOO «Регион – продукт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ deal.by/cs/79650 (дата обращения: 19.01.2017).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 4

Просмотров: 1

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code