ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

И.Е.Жуковская
Ташкентский государственный экономический университет

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные инновационные подходы к организации управленческих процессов в Республике Узбекистан. Приводятся правовые основы развития инноваций в национальной экономике в условиях формирования цифровой экономики, указываются статистические данные по развитию технологических, маркетинговых и организационных инноваций в стране, которые призваны обеспечить экономический и социальный рост государства.

Ключевые слова: управление, инновации, конкурентоспособность, оптимизация, эффективность, прибыль, информационно-коммуникационные технологии.

 

Современный процесс формирования цифровой экономики оказывает огромное влияние на все отрасли и сферы мировой экономической системы.

В Республике Узбекистан развитие инновационной деятельности так же является ключевым направлением государственной экономической политики. Доказательством этому утверждению служит Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева от 3 июля 2018 года № ПП-3822 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», в котором говорится: «Государством принимаются широкомасштабные меры по развитию цифрового сектора экономики. внедряются системы электронного документооборота, развиваются электронные платежи и совершенствуется нормативно- правовая база в сфере электронной коммерции.

Цифровая экономика, функционирующая на информационно- технологических платформах, развивается с интенсивной скоростью, что обуславливает необходимость создания новых моделей таких платформ.

Технологии «блокчейн» (технологии распределенного реестра данных), «искусственный интеллект», использование возможностей суперкомпьютеров, а также деятельность по крипто-активам являются одним из направлений развития цифровой экономики во многих странах мира. Технологии «блокчейн» постепенно внедряются не только во многие сектора экономики, но и в систему государственного управления и другие общественные отношения [1].

Ранее также был принят целый ряд правовых документов, посвященных инновационному развитию государства. Например, в Указе Президента Республики Узбекистан от 22.01.2018 г. за № УП-5308 «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» отмечается: «Во исполнение Стратегии действий, а также в целях реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 22 декабря 2017 года: «Утвердить Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», предусматривающую в сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства – повышение престижа и эффективности государственной службы, пересмотр задач и структур органов исполнительной власти, повышение самостоятельности руководителей министерств, ведомств и органов государственной власти на местах, передачу отдельных полномочий центральных органов местным органам власти, кардинальное повышение доступности, качества и оперативности государственных услуг, всемерную поддержку институтов гражданского общества и средств массовой информации» [2].

В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики», опубликованного 8 мая 2018 года, сказано: «За короткие сроки в стране проделана масштабная работа, направленная на формирование инновационно-ориентированной экономики и создание условий для широкого внедрения инноваций.

Одним из важных этапов в данном направлении стало создание органа, осуществляющего единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития республики, формирование при нем Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, препятствующих налаживанию эффективных механизмов взаимодействия, укреплению связи между научными исследованиями и производственными отраслями» [3].

Все инновационные меры в условиях формирования цифровой экономики направлены на повышение конкурентоспособности всех ее отраслей и сфер.

В этой связи в научной литературе отмечается целый ряд работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных вопросам инновационной проблематики в управлении различными отраслями и сферами экономики в целях повышения конкурентоспособности на мировом экономическом рынке.

В трудах зарубежных ученых, таких, как Водачек Л., Водачкова О [4], Мицуаки Симагути [5], Питер Фердинанд Друкер[6], Чарльз Пратер, Лайза Гандри [7], Клайтон М. Кристенсен [8] показана прямая взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности.

В российских источниках этой же традиции следуют известные ученые, такие, как Аверченков В.И. [9], Агабеков С.И., Кокурин Д.И., Назин К.Н. [10], К.В. Балдин [11], Волкова Г.Ю., Зиядуллаев Н.С. [12], Хомутовский Д.[13] и др.

Отечественные ученые Ходиев Б.Ю. [14], Бегалов Б.А. [15], Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. [16], Алимов Р.Х., Дадабаева Р.А. [17] также неоднократно в своих трудах обращаются к вопросам взаимосвязи инноваций в управленческих процессах, которые являются залогом эффективности функционирования экономических объектов.

Анализ литературных источников показывает, что инновация представляет собой внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Исходя из этого, обязательными свойствами научно-технической инновации являются высокая степень новизны, способность к материализации в производстве с целью получения прибыли для удовлетворения определенных потребностей, а также применимость на практике в различных сферах деятельности. Ключевыми критериями инновации является не только наличие новой идеи, но и ее реализация на практике.

Невозможно отметить все функции, которые выполняют инновации в сфере экономического и социального развития. Последствием внедрения инноваций является формирование новых отраслей экономики. В рамках этой функции можно выделить два типа инноваций: улучшающие и радикальные.

Улучшающие инновации лишь дорабатывают, совершенствуют уже существующий продукт, в то время как радикальные инновации предлагают совершенно новый продукт, метод или услугу и способствуют появлению новых отраслей, которые в будущем становятся доминирующими.

Как показывает опыт, инновации оказывают влияние на развитие экономики страны в долгосрочной перспективе. В начале эры постиндустриального и информационного общества инновации стали основой экономического роста. Они влияют на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе и на экономическую составляющую.

Инновационная деятельность ведет к повышению конкурентоспособности как страны, так и отдельного физического лица, предприятия, организации. Это видно хотя бы на примере того, что если организация внедряет в свое производство инновационный продукт, пользующийся спросом, то это способствует повышению ее конкурентоспособности перед другими организациями, находящимися в том же сегменте рынка, вследствие чего появляется возможность создания естественной монополии и получения сверхприбыли. Организации- конкуренты, в свою очередь, стремятся конкурировать путем разработки и внедрения своих инновационных идей с целью разрушить монополию. Инновационная деятельность является основой обеспечения производственной, информационной и экономической безопасности, а также укрепления обороноспособности страны.

Благодаря инновациям происходит также открытие и захват новых рынков, формирование общего международного рынка. Одновременно инновационная деятельность ведет к увеличению числа потенциальных покупателей. Наиболее характерный пример общего рынка – это интернет-магазины.

Вследствие развития новых технических и организационных решений создаются условия для обновления производственных процессов на предприятиях. Снижаются издержки производства за счет использования технологий, позволяющих переводить процесс производства в автоматический режим (без участия человека), сокращать объемы использования энергии, воды и т. п. Улучшается качество производимой продукции. Инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными характеристиками, предоставлению более качественных услуг, максимально соответствующих человеческим потребностям. Всё это ведет к получению более высокой прибыли [20].

Как показывает практика, инновации являются фактором роста качества образования. С использованием современных достижений науки происходит формирование творческого раскрытия личности, максимальное развитие природных способностей обучающихся. Инновации в образовании ведут к увеличению количества квалифицированных кадров. Это особенно необходимо на этапе их переподготовки. Следовательно, происходит повышение как общей, так и специальной профессиональной подготовки кадров.

Таким образом, можно сказать, что инновационная деятельность стимулирует появление новых идей в решении глобальных проблем человечества. В том числе новых способов борьбы с международным терроризмом, вакцин против неизлечимых болезней. Большинство проблем невозможно решить без новых методик и продуктов с заранее заданными свойствами. Решение глобальных проблем человечества, основанное на тесном взаимодействии всех стран мира (обмене информацией, результатами научных работ и т. п.) должно быть первостепенной задачей стран мирового сообщества. Вместе с тем введение инноваций способствует повышению уровня жизни населения. Получение положительных результатов при осуществлении инновационной деятельности благоприятно сказывается на доходах физических лиц. Внедрение потребительских инноваций делает жизнь человека более комфортной (например, создание бытовой техники). Появление новых средств связи открывает доступ к большему объему информации, что способствует культурному и профессиональному развитию. Практически каждая инновация в той или иной степени способствует удовлетворению потребностей человека. Создание инновации способствует повышению самооценки человека, осознанию своей социальной полезности.

Исходя из того, что существует множество направлений инновационной деятельности, каждая конкретная инновация, относящаяся к определенному виду деятельности, сфере производства, территории выполняет определенные функции.

Как свидетельствуют данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике количество предприятий и организаций, производящих инновационные товары, работы и услуги с 2010 по 2017 год увеличилось в 7,5 раз, т.е. с 289 до 2171 единиц. Число предприятий, впервые освоивших производство инновационных продуктов, работ и услуг, увеличилось на 1007 единиц (рис. 1) [19].

Как видно из рис. 2. объем инновационных товаров, работ, услуг в 2017 году составил 18543,3 млрд. сум. Этот показатель в 1,7 раза больше, чем в 2017 году, и в 14 раз, чем в 2008 году. Затраты на инновации выросли в 8 раз по сравнению с 2008 годом, снизившись на 1,6 процента по сравнению с 2016 годом.

Следует также отметить, что в 2010 году инновации финансировались в своем большинстве за счет собственных средств организации (69,7 процентов).

В 2017 году затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации финансировались за счет собственных средств в размере 71,0 процента (2956,0 млрд. сум), 19,2 процента (799,1 млрд. сум) за счет иностранного капитала, 2,1 процента (88,4 млрд. сум) за счет кредитов коммерческих банков и 7,7 процента (318,8 млрд. сум) за счет других средств [19].

Рис. 1. Количество предприятий и организаций, производящих инновационные товары, работы, услуги собственными силами (2010-2017 годы)

Источник: данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике.

Рис. 2. Динамика объема производства и затраты на инновационные товары, работы, услуги (2010-2017 годы)

Источник: данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике

Большую роль в инновационной деятельности играют современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В настоящее время отмечается динамичный рост услуг связи и информатизации. За период с 2010 по 2017 гг. общий объем услуг связи и информатизации возрос в 4,3 раза [19] (рис 3.).

Рис. 3. Рост объемов услуг связи и информатизации по отношению к 2010 году

Источник: данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике
2017 г

Классификация современных ИКТ-инноваций по применению на различных экономических объектах представлена в табл. 1.

Большую роль в формировании цифровой экономики играет развитие системы «Электронное правительство». В этой связи Центру развития системы «Электронного правительства» в Узбекистане определен целый комплекс задач: выработка концептуальных и стратегических направлений для дальнейшего совершенствования государственной системы «Электронного правительства», постоянное совершенствование системы органов государственной власти и управления в сфере оказания качественных и своевременных услуг населению, а также субъектам частного предпринимательства, системный мониторинг тенденций развития современных информационно-коммуникационных технологий в мире, а также оказание практического содействия в их внедрении в Республике Узбекистан. Эффективное функционирование системы «Электронное правительство» способствует сокращению издержек на взаимодействие юридических и физических лиц с государственными органами, повышению прозрачности их деятельности, оперативности выполнения функций государственных органов по оказанию государственных услуг [21].

Таблица 1
Классификация современных ИКТ-инноваций по применению на различных экономических объектах

Таким образом, инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающих динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующих эти потребности. Инновационный путь является наиважнейшим направлением развития в республике Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики.

 

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» № ПП-3822 от 3 июля 2018 года // Национальная база данных законодательства. 04.07.2018. №07/18/3832/1452.
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 22.01.2018 г. за № УП-5308 «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». // Народное слово. 2018. 23 янв.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» // Народное слово. 2018. 8 мая.
4. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. (Пер. с чешского). М.: Экономика, 2001. 167 с.
5. СимагутиМ. Эпоха системных инноваций. Сер.: «Бизнес по-японски». М.: Изд-во Миракл. 2006. 248 с.
6. Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2018 г. 292 с.
7. Пратер Ч., Гандри Л. Как создавать инновации М.: Солон-Пресс, 2012. 96 с.
8. Кристенсен К. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2018. 240 с.
9. Аверченков В.И. Автоматизация проектирования технологических процессов: Учеб. пособие для вузов / В.И. Аверченков, Ю.М. Казаков. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2011. 229 с.
10. Балдин К.В. Инвестиции в инновации. М.: Изд-во «Дашков и К», 2010. 232 с.
11. Агабеков С.И., Кокурин Д.И., Назин К.Н. Инновации в России: системно- институциональный анализ. М.: ФЛИНТА, 2011. 376 с.
12. Волкова Г.Ю., Зиядуллаев Н.С. Новая индустриализация как инновационный драйвер модернизации экономики // Экономист. 2017. №6. С. 90-96.
13. Хомутовский Д. Управление инновациями в компании. М.: Изд-во Солон-Пресс, 2008. 160 с.
14. Ходиев Б.Ю. Узбекистан: построение «цифровой экономики» // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №12. C. 5-12.
15. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Методологические аспекты влияния информационного общества на инновационное развитие экономики: Монография. Т.: Fan va texnologiya, 2016. 135 с.
16. Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. Роль России во внедрении инновационных проектов в республике Узбекистан. // Инновационные процессы и технологии в современном мире. 2016. №1. С. 176-178.
17. Дадабаева Р.А., Махкамов А.А. Проблемы информационной безопасности мобильных приложений и пути их решения // Электронный журнал Ташкентского финансового института «Международные финансы и учет». 2018. №1.
18. Цифровая экономика даст России шанс на рывок в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/economics/37305388-tsifrovaya-ekonomika-dast- rossii-shans-na-ryvok-v-buduschee.
19. www.stat.uz – официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
20. Bulin D. Gref: Russia needs a new management system. BBC Russian Service. 05/22/2016 [Electronic resource]. Access mode: http://www.bbc. com/russian/business/ 2016/05/160522_gref_skolkovo_lecture (circulation date August 10, 2017)
21. www. mitc.uz – официальный сайт Министерства информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 4

Просмотров: 8

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code