ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Л.Ф.Джуринская
С.А.Овчаренко

Аннотация. В статье рассмотрен опыт доступности высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа». Определены условия, необходимые для обучения лиц с ограниченными возможностями. Обоснована необходимость подготовки профессорско-преподавательского коллектива для работы со студентами с особыми потребностями. Проведен опрос (анкетирование) в группах, где есть студенты с ограниченными возможностями, на предмет выявления комфортности обучения в группе и необходимости обустройства доступной для всех учебной среды в университете. Оценены профессионально- этические качества будущих социальных работников. Даны рекомендации для адаптации учебного процесса в группах со студентами-инвалидами.

Ключевые слова: качество жизни, инвалидность, ограничения жизнедеятельности, социальная недостаточность, образовательная среда, социальная работа, высшее профессиональное образование.

 

Качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп и отдельных граждан. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, добивается признания в обществе. Наиболее важными показателями социального благополучия человека являются здоровье, которое определяет нормальную жизнедеятельность, и уровень образования, обеспечивающий его социальную активность. Особенно важно это для молодых людей — как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению. Для лиц с ОВЗ с 90-х годов появилась возможность учиться в высших учебных заведениях. Если раньше студент с ОВЗ мог учиться в ВУЗе и рассчитывать на помощь в основном родителей, так как имелись значительные ограничения в передвижении в архитектурной городской среде, то сейчас стало более доступно передвижение по городу и внутри зданий, появились требования к зданиям и учреждениям, обеспечивающие равные права для всех [2].

Инклюзивное профессиональное образование — это такой процесс обучения, при котором все обучающиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Они обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся, в том числе и с ОВЗ, получить профессиональное образование и в полном объеме участвовать в жизни коллектива учебного заведения. Инклюзивное профессиональное образование позволяет лицам с ОВЗ общаться со сверстниками, почувствовать поддержку окружения, дружить, развиваться и достигать успехов, разнообразить свою жизнь. Большинство молодых людей с заболеваниями нервной системы и органов чувств с нарушением слуха (слабый слух); с нарушением зрения (со слабым зрением); опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП); с заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, дыхательной, моче-выделительной, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта), больные с эндокринными заболеваниями (сахарным диабетом, патологией щитовидной железы) желают получить высшее профессиональное образование.

В высшем учебном заведении необходимо создание специальных условий обучения для студентов с особыми образовательными потребностями. Кроме того, необходима подготовка студентов, педагогов и родителей к сопровождению и поддержке учащихся с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех лиц с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения, передвижения). Необходимо создать условия для достижения максимального уровня развития, а также социальной реабилитации и интеграции в общество инвалидов. В свою очередь инклюзия способствует формированию в учебной среде навыков толерантности, терпимости, милосердия, взаимоуважения. Инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни студентов с ОВЗ. Однако имеются пока проблемы экономического, юридического, организационного и психологического характера в нашем обществе для того чтобы создать адекватную образовательную среду в высшем учебном заведении. До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово- экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования лиц с особенностями развития [1].

Опыт профессионального обучения студентов с ОВЗ имеется на кафедре социологии и психологии по направлению «Социальная работа». Обучение осуществляется по очной и заочной формам. Выбор гуманитарной специальности наиболее подходит для лиц с особыми потребностями. Кроме того, в студенческом коллективе преобладают девушки, а в преподавательской среде — женщины. За последние годы по данному направлению обучались студенты, имеющие ту или иную группу инвалидности и ограничения жизнедеятельности, чаще в виде ограничения передвижения, обучения. В каждой группе из 10-15 человек имелось от 1 до 2% лиц с ограниченными возможностями здоровья. Среди заболеваний чаще встречались заболевания нервной системы (эпилепсия, логоневроз, заикание, ДЦП), заболевания внутренних органов, такие как пороки сердца, заболевания мочевыводящей системы (атрезия мочевыводящих путей), эндокринной патологией, чаще с сахарным диабетом, гипотиреозом. Учитывая особые потребности данных студентов, мы обеспечивали им особые условия учебы. Студенты с нарушениями ОДА и ДЦП составляют наиболее многочисленную группу. Они имеют, кроме двигательных нарушений, еще и нарушения в познавательном, речевом, эмоционально-волевом развитии. В связи с этим эта группа учащихся требует индивидуального подхода с учетом патологии. Больному с диабетом мы предоставляем возможность сделать инъекцию инсулина в дневное время и возможность принятия пищи после инъекции. Обучали студентов правилам первой медицинской помощи больному с эпилепсией во время приступа и при гипогликемии. Преподаватели создавали особые условия сдачи зачетов, курсовых и дипломных работ, уделяя им больше времени, чем их сокурсникам. Пытались обеспечить психологическую адаптацию студенту с логоневрозом и тяжелым заиканием. В работе с данной патологией необходимо помнить, что нельзя торопить студента, необходимо выслушивать его до конца и помнить, что на общение с ним необходимо выделять больше времени, чем на других. Работа с больным эпилепсией также требует особого подхода: необходимо помнить, что любое психоэмоциональное напряжение может спровоцировать судорожный приступ, нельзя торопить его с ответом или задавать ему большого объема задание, необходимо помнить, что он должен регулярно принимать лекарство, и делать ему дополнительный перерыв для этого.

Нами был проведен опрос студентов. При опросе студентов «Какие трудности они испытывают в университете?» 80% студентов с ОВЗ отметили отсутствие безбарьерной среды в связи с тем, что кафедры находятся в старых зданиях, иногда не имеющих лифтов, отсутствуют комнаты отдыха или помещения для психологической разгрузки. На вопрос «Необходимо ли и целесообразно обучение студентов приемам первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах?» все студенты дали положительный ответ. На вопрос «Комфортно ли студентам с ОВЗ учиться со студентами, не имеющими проблем со здоровьем?» получено 82% положительных ответов. В то же время здоровые студенты на вопрос «Удобно ли им обучение совместно со студентами с ОВЗ?» также в 78% дали положительный ответ. На вопрос «Нуждаются ли студенты в психологической поддержке специалиста?» 75% студентов с ОВЗ ответили «Да» и 23% студентов без явных проблем со здоровьем дали также положительный ответ.

Безусловно, для работы со студентами, имеющими инвалидность, необходима специальная подготовка педагогического коллектива и обслуживающего учебный процесс персонала. Большую роль имеет и подготовка родителей для сопровождения учебного процесса. Мы имели опыт общения с родителями студентов, которые приходили для получения разъяснений по подготовке домашних заданий, контрольных, курсовых и дипломных работ. Кураторство студентов с ОВЗ, а также руководство курсовыми и дипломными работами поручали специалистам кафедры с медицинским образованием, которые знакомы с особенностями течения тех или иных заболеваний и имеют опыт работы с больными людьми.

Наличие в группе студента с особыми потребностями способствует формированию в ученической среде милосердия, толерантности, взаимоуважения, умения распознавать критические состояния и оказывать первую доврачебную помощь. Это соответствует этике социального работника, его гуманистической направленности личности. Для социального работника характерна личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки психолого-педагогической деятельности. Поэтому общение со студентами-инвалидами готовит их к будущей профессии и тестирует, готовы ли они к этому [5].

Таким образом, профессиональное образование студентов с ОВЗ является жизненной ценностью, обеспечивающей социальную независимость их в обществе, поэтому необходимо создание равных возможностей для профессионального обучения для всех — как здоровых, так и для студентов с ОВЗ. Для успешного образования данной группы студентов целесообразно обеспечить психолого- педагогическую поддержку, индивидуальный подход, соблюдение коррекционной направленности обучения, использовать специализированные методы обучения, введение дополнительных занятий, индивидуальных программ. Делать дополнительные перерывы и ограничивать продолжительность занятий для лиц с ОВЗ. Необходим медицинский контроль со стороны студенческой поликлиники, проведение лечебно-восстановительного лечения, коррекции дефекта. Необходима терапия нервно-психического состояния и сопутствующих болезней, занятия ЛФК, логопеда на базе поликлиники или реабилитационного центра. Для проведения текущей и итоговой аттестации с учетом психофизических особенностей студента могут использоваться тестирование или письменная работа, может быть продлено время подготовки на зачете или экзамене. При прохождении учебной и производственной практики следует предоставлять студенту возможность выбора места с учетом доступности и адекватности его возможностям. В студенческой среде необходимо формировать культуру отношений, способствовать воспитанию дружелюбия, партнерских взаимоотношений.

Высшей наградой для профессорско-преподавательского коллектива является известие о рациональном трудоустройство выпускников с ОВЗ по полученной профессии и закрепление их на рабочих местах.

 

Список литературы

1. Муминов Т.А., Даулетбакова М.И. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских вузов. Алмааты, 2013. 70 с.
2. Шашкова О.В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. М.: Эксмо, 2012. 128 с.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 2018 года (№181-ФЗ (ред. 2018 г.).
5. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 2010.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code