РЕСУРСНАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ

Д.В.Разумовская

Целью статьи было выделить водный ресурс предприятия основным при выборе направлений модернизации непроизводственных фондов промышленных предприятий. В рамках этой цели с использованием статистико-экономического метода и функционального анализа выделены основные ресурсы предприятия, без которых невозможна его основная производственная деятельность, и выделен водный ресурс как один из самых значимых для любого промышленного предприятия. Показаны состояние водных ресурсов РФ на данный момент и необходимость учета фактора загрязнения водных объектов страны сточными водами промышленных предприятий при формировании себестоимости продукции и производительности предприятия. На основе представленных данных вынесено предложение о концентрации внимания предприятий на модернизации не только производственных фондов, но и их непроизводственных фондов, таких как водоочистные системы предприятия.

Ключевые слова: промышленное предприятие, модернизация, водные ресурсы, ресурсная база, модернизация водоочистных систем.

 

Современные условия хозяйствования как промышленных предприятий, так и предприятий сферы услуг характеризуются высоким уровнем конкуренции со стороны отечественных и иностранных компаний. В связи с этим для сохранения своих позиций и достижения лидерства предприятия вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. Наличие продуманной стратегии, а также ее соотношение с общей промышленной политикой государства является одним из ключевых факторов, обеспечивающих требуемое развитие предприятий, без которого невозможны их дальнейшее успешное функционирование, экономический рост и процветание.

Выделяют следующие основные ресурсы, которые необходимы промышленному предприятию для бесперебойной работы:

1) человеческие ресурсы;

2) денежные ресурсы;

3) сырье;

4) технология;

5) информация.

Однако ни одно промышленное предприятие не может работать без такого важного ресурса, как вода. Важно знать актуальное состояние поверхностных вод страны, чтобы планировать деятельность, связанную с работой и возможным расширением промышленных производств. Качество поверхностных вод, которые предприятие забирает из природных источников для нужд производства, непосредственно сказывается на себестоимости продукции и рентабельности деятельности предприятия.

Поэтому главной целью развития промышленных предприятий России на современном этапе является не только повышение эффективности и конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, которое направлено на подъем экономики, но также и соответствие деятельности промышленных предприятий и выпускаемой ими продукции экологическим стандартам, которые направлены на улучшение экологической обстановки в стране.

В своем послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент Российской Федерации В. В. Путин обратил особое внимание промышленных предприятий на то, чтобы они переходили на «экологичное производство». Президент сказал: «Мы ужесточили сейчас экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы. С 2019 года на экологичные, наилучшие доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды. Мы много раз “подходили к этому снаряду”, и представители промышленности все время ссылались на трудности, с которыми они сталкиваются. Всё, дальше отступать уже некуда. Хочу, чтобы все знали: никаких переносов больше не будет… Для сбережения здоровья людей усилий только лишь медицины будет недостаточно. На всей территории России мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия» [1].

Повышение экологичности производства, в том числе за счет улучшения качества сточных вод промышленных предприятий, становится одним из ключевых ориентиров развития промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования. При этом отсутствие четкой взаимосвязи между ресурсной базой предприятия, его направлений развития и модернизации, а также увеличение себестоимости производимой продукции за счет увеличения затрат на очистку входящих вод на предприятие являются серьезным препятствием на пути повышения экологичности производства и соответствия требованиям, предъявляемым государством к современным промышленным предприятиям.

Водные ресурсы являются одним из ключевых факторов размещения предприятий различных отраслей, в первую очередь предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП). В свою очередь специфика производства целлюлозно- бумажной продукции подразумевает не только большое водопотребление, но и большой сброс сточных вод в водные объекты страны. На долю предприятий ЦБП приходится 8,4 % общего объема сброса загрязненных сточных вод. В связи с этим важно уделять особое внимание состоянию водоочистных систем промышленных предприятий во избежание ухудшения экологической ситуации в регионе, стране.

На данный момент в водные объекты РФ сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке. Свыше 72 % сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % — загрязненными без очистки и только 11 % — очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн т загрязняющих веществ (рис. 1) [2].

Основные виды загрязняющих веществ, которые попадают в водные источники вместе со сточными водами, по отраслям промышленности представлены на рис. 2.

При этом на основании рис. 2 можно сделать вывод, что целлюлозно-бумажная промышленность сбрасывает такие опасные загрязняющие вещества, как ртуть, отбеливатели, кислоты и красители.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых как источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Наиболее напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейнах рек Волга, Обь, Енисей, Амур, Северная Двина и Печора, загрязнены также поверхностные воды бассейнов рек Дон, Кубань, Терек и рек бассейна Балтийского моря [3]. Распределение загрязненных сточных вод по бассейнам морей РФ представлено на рис. 3.

Из рис. 3 можно сделать вывод о том, что водными территориями, наиболее страдающими от сбросов загрязненных сточных вод являются Каспийское, Карское, Балтийское и Азовские моря.

Все стандарты качества воды, используемые в Российской Федерации, основаны на биологических параметрах и требованиях обеспечения здоровья населения. Все водоемы различают по потенциальному использованию (табл. 1) [9].

Таблица 1
Категории водоемов по потенциальному использованию

По последним данным, большая часть рек и озер Российской Федерации относятся ко 2-му и 3-му классам и характеризуются как «умеренно загрязненные» или «загрязненные».

Все крупнейшие реки являются «загрязненными», а их притоки — «недопустимо загрязненными». Наиболее распространенными загрязнителями являются нефть, фенол, легкоокисляющиеся органические вещества, соединения металлов, нитраты, нитриты и формальдегиды.

Качество подземных вод в общей сложности лучше, чем качество наземных вод, но вблизи крупных промышленных центров и районов интенсивного сельскохозяйственного освоения выявлено около 2000 областей с загрязнениями подземных вод. Из них 78 % находится в европейской части России. Главными веществами, загрязняющими подземные воды, являются сульфаты, хлориды, нефтепродукты, а также обычные для сельского хозяйства азотные соединения.

Континентальные моря (Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское) сильно загрязнены нефтью, фенолами,тяжелымиметаллами иСПАВами (веществами, которые при растворении в воде понижают ее поверхностное натяжение на границе с воздухом, а также на границе раздела с другими телами) [9].

Региональная составляющая сброса недостаточно очищенных сточных вод подробно представлена в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» (рис. 4).

Вклад указанных десяти регионов в общий объем сбросов загрязненных сточных вод по России составляет чуть более 50 %.

В последние годы наметилась тенденция на снижение сброса загрязненных сточных вод, однако эти улучшения составляют лишь около 1 % всего объема сбрасываемых загрязненных сточных вод.

Именно поэтому сточные воды, загрязненные органическими и биогенными веществами, а также опасными соединениями, оказывают значительное негативное воздействие на водные ресурсы. Главной причиной высокой антропогенной нагрузки на водные объекты РФ является неспособность промышленных предприятий обеспечить достаточный уровень очистки всего объема сточных вод. В свою очередь невозможность обеспечить достаточный уровень очистки сточных вод обусловливается их высокой степенью износа, недостаточной мощностью и неэффективным использованием [4].

По объему сброса загрязненных сточных вод в расчете на одного жителя субъекта Федерации лидируют Мурманская область (384 куб. м/чел.) и город Санкт-Петербург (257 куб. м/чел.). Наименьшие показатели у Псковской обл. (84 куб. м/чел.) и Ненецкого автономного округа (32 куб. м/чел.) [5]. Наглядно данные цифры представлены на рис. 5.

Из рис. 5 видно, что Санкт-Петербург и Мурманская область являются наиболее загрязняющими водные объекты регионами Северо-Западного федерального округа. Рассмотрим загрязнение водных объектов Северо-Западного федерального округа сточными водами подробнее.

Рис. 1. Поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы по РоссийскойФедерации.По данным[2]

Крупными источниками загрязнения водных объектов выступают предприятия, отраженные в табл. 2.

В шеста районных центрах Республики Карелия: городах Кемь, Беломорск, Медвежьегорск, Пудож, поселкахЛоухи иКалевала — отсутствуют канализационные очистные сооруже- ния,неочищеиные стосные во°ы сбрасо1ваюлся в водные объекты, которые, как правило, являются источниками водоснабжения населения. В г.Tаpаaвела значительная часть сточных вод сбрасывается в Ладожское озеро без предварительной очистки [5].

Рис. 2. Основные виды загрязняющих веществ, которые попадают в водные источники,
по отраслям промышленности

В шести районных центрах Республики Карелия: городах Кемь, Беломорск, Медвежьегорск,
Пудож, поселках Лоухи и Калевала — отсутствуют канализационные очистные сооружения, неочищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, которые, как правило, являются источниками водоснабжения населения. В г. Сортавала значительная часть сточных вод сбрасывается в Ладожское озеро без предварительной очистки [5]

Относительно других федеральных округов РФ увеличение объема сбрасываемых загрязненных сточных вод по сравнению с 2010 г. зарегистрировано в Московской (в 2 раза), Белгородской (в 1,5 раза), Курской (36,6 %), Ярославской (21 %), Воронежской (6,7 %) областях [6].

Рис. 3. Распределение загрязненных сточных вод по бассейнам морей РФ [2]

Рис. 4. Перечень регионов РФ с наибольшим объемом сбрасываемых в поверхностные воды загрязненных сточных вод. По данным [6]

Все описанные загрязнения комплексно наносят ущерб здоровью населения страны. Под ущербом принято понимать лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества, повреждение природной среды [8].

Виды ущерба классифицируют в зависимости от решаемойзадачи(оценка илипрогноз),поме- сту и времени проявления (прямой, косвенный или косвенный отдаленный во времени) и по объектам воздействия. По объектам воздействия выделяют влияние:

— на отдельных людей (медико-биологический ущерб), население (социальные потери);

— физические и юридические лица (материальный, экономический, моральный виды ущерба);

— социально-экономичесдсюсистему(социально-экономический ущерб);

— государство (социально-политический ущерб);

— пдиродндяс среду(экологический ущерб) [8].

Рис. 5. Наиболее загрязненные регионы РФ с точки зрения объема сброшенных загрязненных сточных вод предприятий на 1 чел., куб. м/чел.

Таблица 2
Объемы сбрасываемых загрязненных сточных вод в природные водоемы крупными предприятиями РФ

Загрярнение предприятиями водных объектов плохо очищенными сточными водами нсгативно воздействует на каждую из перечисленных областей, а значит, приносит огромный ущерб всем, начиная от одного отдельно взятого гражданина и заканчивая государством и природной средой всей страны. Около 68 % городского населения РФ обеспечивается водой из водоемов с поверхности суши, которые настолько загрязнены, что их нельзя напрямую использовать без глубокого очищения для питья. Это служит причиной роста числа вспышек инфекций в результате употребления некачественной воды, и повышается риск эпидемии холеры. Высокий уровень содержания в воде бора,магнш1ибро]тс стал основнийгфичи- ной растущегочдснасердач нсоиосудистых и желудочно-кишечных расстройс тв у молодой части населения страны. В Ленингй адской, Кемеровской и Пермской областях устано влена прямая зависимость между уровнями содержания хлорорга- нических соединений и желудочно-кишечными, почечными и мочеполовыми расстройствами у людей [9].

На данный момент основное внимание экономистов уделяется тарифам на водопользование, и при этом практически не рассматриваются проблемы, связанные с формированием стоимости воды, которую промышленное предприятие получает из природного водного объекта. Следовательно, отсутствует контроль за процессом забора и сброса воды из водных источников, по каким-либо причинам не учтенных в водном реестре России [14].

Одной из важнейших нерешенных проблем является определение способа включения экологических затрат в себестоимость производства продукции. Для того чтобы понять, как их учитывать, необходимо понимать, какие именно затраты входят в экологические в случае устранения ущерба от загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами предприятий. К таким затратам необходимо отнести:

1) очищение природных источников воды;

2) устранение ущерба флоре и фауне;

3) устранение влияния на другие сферы жизнедеятельности человека: уменьшение количества добываемой рыбы, гибель леса и пр.;

4) затраты на здравоохранение в зоне заражения;

5) другие трудно учитываемые параметры.

Все эти затраты в совокупности можно условно назвать «социальными затратами». Важность такого вида затрат состоит в том, что если в ценах на сырье и продукцию их не закладывать, а также не устанавливать стоимость используемых ресурсов воздуха, воды и земли (которые в настоящее время часто являются бесплатными приемниками отходов), то обозначенные ресурсы и дальше будут использоваться нерационально, а степень загрязнения окружающей среды будет возрастать [10].

Одним из возможных позволяющих добиться ответной реакции шагом по решению проблем в области больших социальных затрат является решение о повышении налоговой ставки водного налога. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.2, ст. 333.12 «Налоговые ставки») начиная с 2015 г. ставка водного налога будет постоянно увеличиваться и к 2024 г. возрастет в 4,65 раза [14]. Обозначенный рост заметен уже на примере 2017—2018 гг. Так, с 01.01.2017 по 31.12.2017 ставка водного налога для водоснабжения населения составляла 107 р. за 1000 куб. м водных ресурсов, а уже начиная с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет 122 р. за 1000 куб. м [11].

Приведенные цифры свидетельствуют о значительном увеличении платежей в бюджет страны, а значит, о новом направлении к сохранности водных ресурсов в Российской Федерации, а также рациональному водопользованию промышленными предприятиями [14]. Увеличивается необходимость обеспечения внутреннего контроля водопользования местными властями и промышленными предприятиями, включая водоочистку сточных вод. В настоящее время прозрачная структурированная информация о затратах на водопользование промышленных предприятий отсутствует. Поэтому для формирования полной картины об объемах затрат на водопользование и водоочистку на промышленных предприятиях сформировалась необходимость в систематизации таких затрат, в формировании унифицированной отчетности, охватывающей все этапы, которая должна отражать как количественные показатели водопользования и водоочистки, так и финансовые — платежи, налоги, затраты на очистку и повторное использование [Там же].

Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов в своем интервью «Российской газете» указал, что «для водоканалов вода стоит в пределах 8—10 копеек за тысячу литров (за кубометр). Для промышленных предприятий — 30—50 копеек за ту же тысячу литров. При выработке одного киловатт-часа электроэнергии ГЭС обязана заплатить примерно одну копейку». Кроме того, в этом же интервью он указал, что потребности в финансовых ресурсах на содержание, очистку, ремонт водных ресурсов по стране достигают от 40 млрд до 50 млрд в год, а собирается в виде платежей и налогов порядка 15 млрд р. [12].

Например, взносы иностранных инвесторов организаций для обрабатывающих производств составили 789 648 млн р. в год. Распределение по производствам видно на рис. 6.

В качестве примера решения проблем водопользования и водоочистки сточных вод промышленных предприятий можно обратиться к опыту водоканалов городов России. Рассмотрим пример водоканала городов Санкт-Петербурга. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» имеет опыт привлечения зарубежных инвесторов. В проекте по постройке Юго-западных очистных сооружений, осуществленных в 2005 г., участвовало 15 участников, в том числе 5 крупных международных кредитных институтов, 4 организации, предоставившие безвозмездную техническую помощь, и ведущие скандинавские строительные компании. Привлечение зарубежных партнеров к инвестированию стало возможно благодаря акцентированию внимания на том, что загрязненные сточные воды после территории Санкт-Петербурга попадают в Балтийское море, которое активно используется в первую очередь Финляндией и Швецией. Поэтому ближайшим странам — соседям России выгоднее инвестировать в проекты модернизации воды на территории РФ, чем дополнительно устанавливать оборудование на территории своих стран для очистки поступающих в страну сточных вод. Такой же подход можно применить ко многим другим регионам страны, с целью привлечения зарубежных инвестиций.

Рис. 6. Объем инвестиций по подотраслям обрабатывающей промышленности РФ. По данным [13]

Водные ресурсы Российской Федерации на данный моментобладаютзначительной степенью загрязненности сбрасываемыми неочищенными сточными в одами пртммшленныхпроизюодчтв. Данная проблема пока имеет малое освещение на уровне городского и государственного управления, однако она представляет большую угрозу для экономики предприятий, экологии страны и здоровья населения в будущем. На данный момент проблема является решаемой, и процесс загрязнения поверхностных вод страны и восстановления экологического баланса территории является обратимым, поэтому сейчас особенно важно сосредоточиться на ее решении. Эффективным инструментом решения данной проблемы может стать модернизация водоочистных систем промышленных предприятий.

Модернизацию системы водоочистки на предприятиях стоит начать с тех предприятий, которые наносят наибольший урон качеству водных объектов, например с предприятий ЦБП. Научно обоснованный подход к осуществлению модернизации водоочистных систем предприятий ЦБП, а также разработка инструментария, позволяющего расширить возможности предприятий по реализации данных проектов могут стать одним из ключевых аспектов успешного функционирования и развития предприятий на рынке.

В свою очередь активная заинтересованность государства в «экологичном производстве» также должна подкрепляться необходимым инструментарием, направленным на стимулирование и обеспечение реализации проектов по модернизации промышленных предприятий. И в данном ключе водный ресурс является значимым фактором, определяющим направления модернизации промышленных предприятий. А аккумулирование взаимодействия промышленных предприятий и государственных органов управления в области модернизации водоочистных систем позволит добиться максимального результата в рассматриваемом направлении.

 

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/56957.
2. Поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы по Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oxrana/tabl/oxr_vod4.htm.
3. Распоряжение правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28.12.2010 № 2452-р) «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Список регионов с наибольшим объемом сбросов загрязненных сточных вод за 2012 год [Электронный ресурс]. — URL: http://sg-pro.ru/artides/ochistka-stokov/spisok-regionov-s-naibolshim-obemom- sbrosov-zagryaznennykh-stochnykh-vod-za-2012-god/.
5. Загрязнение России. Северо-Западный Федеральный округ [Электронный ресурс]. — URL: http:// geo. 1september.ru/view_article.php?ro=200801409.
6. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году : гос. докл. — М., 2011. — 120 с.
7. Чижов, С. Г. Как изменилась очистка сточных вод в России за последние 10 лет? / С. Г. Чижов // Россия в окружающем мире-2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика : аналит. ежегодник. — М., 2008. — С. 97—119.
8. Ущерб [Электронный ресурс]. — URL: https://it.rfei.ru/course/~4VxS/~razdel_1/~hfkRXjy0.
9. Масленникова, И. С. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов : учеб. пособие / И. С. Масленникова, В. В. Горбунова. — СПб. : СПбГИЭУ, 2007.
10. Ковылин, Ю. А. Зеленая экономика как предпосылка устойчивого развития / Ю. А. Ковылин, Н. М. Мамедов // Вестн. экол. образования в России. — 2013. — № 7. — С. 33—35.
11. Водный налог в 2018 году: таблица со ставками [Электронный ресурс]. — URL: https://buhguru. com/uplata-nalogov/stavki-vodnogo-naloga-tablica.html.
12. Смольякова, Т. Вода платит за воду [Электронный ресурс] / Т. Смольякова. — URL: https:// rg.ru/2008/07/22/voda.html.
13. Промышленное производство в России. 2016 : стат. сб. — М. : Росстат, 2016. — 347 c.
14. Цой, Е. В. Учет и контроль водопользования хозяйствующего субъекта : дис. канд. … экон. наук / Е. В. Цой. — СПб., 2015.

Источник: Научный журнал “Вестник Челябинского государственного университета”. 2018. № 12 (422). Экономические науки. Вып. 63.

Просмотров: 25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code