СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Е.А.Колесниченко, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой кадрового управления Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Н.Г.Выжимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры кадрового управления Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Т.А.Труфанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры кадрового управления Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Определяющим фактором, призванным способствовать разрешению проблем народонаселения, является политика социального обеспечения, нацеленная на всеобъемлющую поддержку семей, имеющих детей. Учитывая принципиальный характер означенного вопроса, следует обратить внимание на его общегосударственный характер, выражающийся в разрешении вопросов семьи, на всех уровнях государственной, региональной и местной власти. Соответственно, используя инструменты социальной защиты, семей, имеющих детей, государство проявляет не только социальную заботу об означенных категориях населения, но и пытается разрешить общегосударственные вопросы народонаселения, играющие принципиальную роль в развитии государства в целом. В частности, речь идет о разрабатываемых в рамках общегосударственной политики национальных проектов, ориентированных на разрешение проблем семьи с детьми. В этой связи, следует выделить в качестве основных направлений, направления, связанные с разрешением вопросов доступного жилья, современного здравоохранения, качественного образования. Авторами в процессе исследования выявлены проблемы, возникающие в ходе работы с семьями, имеющими детей и определены основные мероприятия по созданию определению перспектив совершенствования мер социальной поддержки семьям с детьми силами местной администрации: совершенствование функций отдела по делам семьи и детей администрации муниципального образования, основной задачей которого выступает повышение результативности деятельности на основе более четкого распределения функций между сотрудниками отдела и осуществление наиболее эффективного взаимодействия с органами власти регионального и федерального уровня; разработка и внедрение в состав администрации мобильной структуры по оказанию социальной помощи. Реализация мероприятий будет способствовать повышению уровня жизни семей с детьми; более эффективному использованию бюджетных средств, направленных на социальную поддержку семей с детьми, проживающих на территории района; повышению уровня представления в денежной форме мер социальной поддержки семьям с детьми.

Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка семей, социальное развитие муниципалитета

 

Введение. Истоки понятия семьи, берут свое исследовательское начало в рамках социологических наук и только после транслируются в правовые науки, а также в науки общественного цикла, в частности, речь идет о специфике исследования социальной поддержки семьи [1].

Социальная поддержка семей с детьми как наиболее уязвимой категории современного российского общества представляет собой актуальную проблему для теоретической трактовки, а также объект для практического преломления, выражающейся не только в реализации, но и в правовом регулировании.

В качестве основополагающих норм, регулирующих вопросы социальной защиты семей с детьми, следует рассматривать положения основного закона – Конституции РФ. В частности, в положениях статьи 7 Конституции РФ закрепляется подход, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В свою очередь, в рамках статьи 38 Конституции РФ было провозглашено, что семья находятся под защитой государства [2].

Наряду с конституционными основами, необходимо выделить систему федеральных нормативно-правовых актов, призванных урегулировать вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей на общегосударственном уровне. В частности, в 2014 г. утверждена «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [3], цель которой – сохранение позитивных демографических тенденций; в 2015 г. принят ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», срок действия в рамках которого относительно программы материнского (семейного) капитала продлен до 31 декабря 2018 г. включительно [4].

Наряду с представленными выше нормативно- правовыми актами, особого внимания заслуживает анализ норм, закрепленных в Семейном, Трудовом и Гражданском Кодексах, где закрепляются положения, призванные урегулировать не только правовой статус семей с детьми, но и установить особенности нормативной базы социальной поддержки, оказываемой данной категории населения со стороны государства в целом и местных властей, в частности.

Представленная нормативно-правовая значимость социальных проблем поддержки семьи с детьми, позволяет говорить о большом ее общественном значении [5].

По сути, речь идет о том, что для достижения поставленной цели – социальной поддержки семей с детьми, целесообразно использовать, нормативно закрепленные в действующем законодательстве средства, обеспечение которых возможно посредством использования социальных, экономических и правовых меры.

Таким образом, в качестве основных целей правового регулирования социальной поддержки семей с детьми следует рассматривать необходимость:

– осуществлять законные права и интересы членов семьи, не допускать их дискриминации, гарантировать права и интересы детей, восстанавливать права в случае их нарушения;

– содействовать физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и др.

На сегодняшний день социальная поддержка семей с детьми считается важной в семейной государственной политике и в национальных проектах. На рисунке 1 показана схема муниципальной социальной политики.

 

Рис. 1. Социальная политика на муниципальном уровне

Рассмотрев теоретические особенности и специфику правового регулирования социальной поддержки семей на местном уровне, следует обратить внимание на ее проявление в рамках отдельно взятого муниципалитета в качестве которого рассматривается один из районов Тамбовской области.

Материалы и методы. В рамках представленного подхода авторами: во-первых, дана общая характеристика данного муниципального образования и исследована на основе применения метода монографического обследования деятельность органа муниципального уровня власти – администрации муниципального образования; во- вторых, авторами проведен анализ значений критериев оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Источником для анализа послужили данные отдела социологического мониторинга управления по связям с общественностью администрации области, а также данные Интернет-опроса по проблемам удовлетворенности населения. В-третьих, авторами проведен анализ проблем семей с детьми, а также результативности реализации инструментов государственной политики по поддержки семей с детьми на муниципальном уровне.

Оценка эффективности социальной защиты семьи с детьми позволяет определить недостатки в работе администрации муниципального образования и хода реализации муниципальной социальной политики проводимую федеральными, региональными и местными органами власти [6].

Методика анализа системы социальной защиты семьи с детьми состоит из двух блоков: анализ системы социальной защиты семьи с детьми; анализ эффективности деятельности органов социальной защиты семьи с детьми.

Обсуждение. Исследуемое муниципальное образование было образовано в 1926 г. Одной из важнейших отраслей в реальном секторе экономики города, как и в прежние десятилетия, остается промышленность, которая формирует экономический потенциал города. При этом, следует отметить возрастающий с каждым годом вклад в экономику города предприятий малого и среднего бизнеса.

Общая численность постоянного населения района по состоянию на 01.01.2017 г. составила более 21000 чел. Численность трудовых ресурсов муниципального образования составляет около 15 тыс. чел. или около 70 % от общей численности населения. Численные характеристики семей муниципального образования за период 20152017 гг., с которыми непосредственно работает отдел социальной защиты населения, представлены в таблице 1 [7].

Таблица 1
Численность семей по различным категориям

Из таблицы видно, что больше всего семей – это малообеспеченные семьи. На втором месте – неполные семьи. В 2017 г. мы видим рост таких семей, по сравнению с 2015 г. Также, в районе много одиноких матерей.

Главной задачей муниципальной власти было и остается повышение качества жизни населения. Деятельность Главы и Администрации города, городского Совета народных депутатов нацелена на достижение развития экономики и повышения уровня благосостояния местных жителей, на благоустройство муниципалитета, обеспечение бесперебойной работы системы учреждений социальной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства. В целом, работа Администрации муниципального образования строится в пределах полномочий, определенных федеральным, областным законодательством и Уставом города.

Важным показателем оценки деятельности органов местного самоуправления является удовлетворенность населения. По данным проведенного авторами анализа, удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления города за 2017 г. составила 73,7 %. Показатель снизился по сравнению с 2016 г. на 8,8 пункта (в 2016 г. составлял 82,5 %). Однако, значение показателя выше среднего значения по области по группе «городские округа» на 29,7 % (среднеобластной показатель – 44 %).

Следует отметить, что все показатели удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления и качеством предоставляемых услуг в муниципальном образовании (согласно результатам социологического мониторинга и Интернет-опроса) выше пороговых значений, кроме показателя «удовлетворенности качеством автомобильных дорог» по результатам социологического мониторинга). Значения показателей по обоим вариантам опросов выше средних значений, либо незначительно ниже их (кроме показателя «удовлетворенность качеством услуг холодного водоснабжения» по результатам социологического мониторинга).

Сравнение значений оценок удовлетворенности населения по результатам социологического мониторинга и результатам Интернет-опроса показывает, что показатели удовлетворенности по результатам социологического мониторинга ниже показателей удовлетворенности по результатам Интернет-опроса. Возникшие отклонения объясняются различием характеристик опрашиваемого населения по возрасту, уровню образования, социальному статусу, уровню доходов [8].

Особого внимания в данной статье заслуживает характеристика мер социальной поддержки, оказываемых семьям с детьми. Отметим, что основные проблемы семей, имеющих детей могут быть представлены на рисунке 2.

Особое внимание в данном аспекте необходимо уделять неблагополучным семьями и семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей (табл. 2).

Таким образом, на учете состоят 10 социально- опасных семей, в которых воспитываются 25 детей, 30 семей группы риска (72 ребенка) и 102 семьи, состоящих на контроле (187 детей).

В качестве систематизирующего звена разработана Подпрограмма «Социальная поддержка семей и детей», представляющая собой своего рода продолжение на местном уровне общегосударственных программ социальной поддержки семей с детьми (табл. 3).

Следует указать, что специалисты социальной защиты 52 раза выезжали в такие семьи в течение года. Использованные в этой связи меры и проведенные мероприятия, составляют целостную, организованную работу, осуществляемую на местном уровне.

Таблица 2
Характеристики неблагополучных семей в муниципальном образовании, в 2016 г.

Рис. 2. Наиболее острые проблемы семей с детьми в РФ

Эффективность организации социальной защиты семьи с детьми в муниципальном образовании заключается в двух направлениях:

– снижение численности малообеспеченных семей на территории муниципального образования за счет: увеличения занятости населения, увеличения уровня заработной платы, изменения в законодательстве для изменения минимального размера оплаты труда, и приравнивание его к прожиточному минимуму в регионе;

– усиления социальной поддержки нуждающихся семей с детьми в муниципальном образовании за счет: разработки и реализации новых программ в области помощи малообеспеченным семьям, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и неполным семьям, увеличение охвата по численности нуждающихся в помощи, увеличение объема финансирования малообеспеченных граждан.

Таблица 3
Общая характеристика Подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей» [9]

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы – улучшение демографической ситуации;

– повышение уровня и качества жизни семей с детьми за счет предоставления мер социальной поддержки из бюджетов разных уровней, снижение уровня бедности, укрепление института семьи;

– эффективное использование денежных средств для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми;

– расширение охвата несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактическими мероприятиями;
– повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;

– расширение охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями мерами социальной реабилитации и повышение эффективности мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество;

– расширение охвата семей с детьми, в том числе семей с детьми-инвалидами мерами социальной поддержки;

– формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов;

– расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей – инвалидов;

– снижение доли безнадзорных и беспризорных детей;

– сохранение кровной семьи, профилактика социального сиротства

Результаты

В результате проведенного анализа выявлены следующие недостатки организационного характера в реализации мер по социальной поддержке семей с детьми, обеспечиваемой на местном уровне:

– наличие пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы социальной поддержки семей с детьми;

– отсутствие единых трактовок основных категорий: семья, брак, виды и функции семей, что препятствует полному и целостному исследованию проблемы социальной поддержки семьи с детьми;

– отсутствие полного анализа социально- экономического положения различных категорий семей, положения женщин и детей, определения статуса малообеспеченной семьи;

– отсутствие полного межведомственного взаимодействия в работе по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений;

– отсутствие тесной взаимосвязи между государственной политикой, направленной на социальную поддержку семей с детьми на федеральном, региональном и местном уровнях;

– недостаточно высокий уровень организации работы по назначению, перерасчетам государственных пособий гражданам, имеющим детей с использованием автоматизированной системы назначения.

Также проведенное исследование позволяет выделить содержательные недостатки в социальной поддержке семей с детьми, оказываемой на местном уровне.

– недостаточное финансирования программ по социальной поддержке семей с детьми;

– необходимость постоянного изменения программ, мер и мероприятий по совершенствованию социальной поддержки семей с детьми с учетом социально-экономических и политических изменений в жизни муниципалитета, региона и государства в целом.

Выводы и рекомендации

Учитывая изложенные выше проблемы, возникающие в ходе работы с семьями, имеющими детей, представляется необходимым наметить основные мероприятия по созданию определению перспектив совершенствования мер социальной поддержки семьям с детьми силами местной администрации.

1. Совершенствование функций отдела по делам семьи и детей администрации муниципального образования, основной задачей которого выступает повышение результативности деятельности на основе более четкого распределения функций между сотрудниками отдела и осуществление наиболее эффективного взаимодействия с органами власти регионального и федерального уровня. Результативность внедрения данного направления будет определяться повышением показателей, характеризующих масштабы помощи семьям с детьми, а также уровень и качество жизни семей с детьми.

2. Разработка и внедрение в состав администрации мобильной структуры по оказанию социальной помощи. Сотрудники данной структуры будут оказывать семьям, имеющим детей, бесплатную консультационную помощь или разовые социальные услуги на безвозмездной основе. Важно учитывать, указанные услуги не должны входить в территориальный перечень гарантированных государством услуг. Целевым индикатором эффективности мероприятий в части предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми является «доля семей с детьми, которым предоставлены меры социальной поддержки, в общем числе семей, обратившихся за их предоставлением». Показатель позволяет оценивать объем охвата предоставления мерами социальной поддержки семей с детьми от общего количества обратившихся за указанными мерами. Показатель определяется как отношение семей с детьми, получивших меры социальной поддержки, к общему числу семей, обратившихся за мерами социальной поддержки.

Заключение

Реализация мероприятий будет способствовать достижению следующих результатов:

– повышение уровня жизни семей с детьми на основе расширения сферы применения адресного подхода ее предоставления;

– эффективное использование бюджетных средств, направленных на социальную поддержку семей с детьми, проживающих на территории района;

– повышение уровня представления в денежной форме мер социальной поддержки семьям с детьми.

В процессе исследования было предложено два мероприятия, улучшающие систему социальной защиты семей муниципального образования.

В силу высказанных соображений, необходимо уточнить, что реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных с целью совершенствования мер по социальной поддержке семей с детьми, позволит усилить эффективность означенных процессов, создать в районе полноценную систему комплексных мер.

 

Литература

1. Тарент И. Г., Юдников С. А. Система социальной защиты населения в Российской Федерации. Ногинск, 2015. С. 40.
2. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. // КонсультантПлюс: справ.правовая система. М., 2017. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2018)
3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. URL: https://rg.ru- /2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 12.05.2018)
4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон РФ от 29.12.06 № 256-ФЗ // КонсультантПлюс :справ.правовая система. М., 2017. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2018)
5. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России. М., 2017. С. 28.
6. Корчагина Л. М. Региональные аспекты социальной работы с семьей // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 30. С. 19.
7. Население и социальная сфера Рассказовского района URL: http://p.120-bal.ru/voda/4566/index.- html?page=2 (дата обращения: 04.06.2018)
8. Холостова Е. И., Кононова Л. И. Технология социальной работы. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. С. 60.
9. Подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»: Подпрограмма «Социальная поддержка семей и детей». URL: https://er.ru/projects/krepkayasemya/userdata/files/2013/09/ 04/programm_podderjka.pdf (дата обращения: 12.06.2018)

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code