МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

А.М.Маратова, проректор по воспитательной работе Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, Республика Казахстан, г. Уральск
И.А.Носков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Самарского филиала ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

В статье предпринята попытка описания модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан. Раскрыты структурные части и функциональное назначение модели, установлены их взаимосвязи. Исследованы наиболее важные методологические подходы и принципы, характеризующие процесс организации академической мобильности. Целью исследования является разработка модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан, раскрытие структурных частей и функционального назначения модели, установления их взаимосвязей. В исследовании использованы методы когниции и анализа предмета изучения на моделях-аналогах какой-либо определенной части природной или общественной материи. Практическая польза исследования состоит в том, что внедрение результатов позволит улучшить обеспечение работой выпускников, показывать высокие результаты в их успешной трудовой деятельности, повысить репутацию казахстанских вузов в мировом образовательном пространстве. Целью исследования является: вычленить, научно обосновать и проверить опытным путем составные части и взаимосвязь процесса организации академической мобильности студентов в учебной деятельности и ее влияние на формирование во внеучебной деятельности. Орининальность исследования состоит в том, что представлен личностный подход, который основные акценты в организации академической мобильности обучающихся расставляет в интересах студента как активной личности, осуществляющую свой собственный образ жизни и обретающую личностную суть (самость). Практическая значимость исследования состоит в том, что культурологический подход относительно академической мобильности студентов способствует инкорпорированию в иной, отличный от своего, культурный поток, активизации его жизненной позиции через когницию и эволюцию взглядов и идей индивидуума. Мы понимаем это как рост индивида и его становление как творческой, самостоятельной и мобильной личности. Обобщение вышесказанного позволяет нам прийти к выводу, что моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Разработанная модель организации академической мобильности трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, ориентированной на интеграционные процессы при сохранении и развитии национально-культурологического принципа.

Ключевые слова: академическая мобильность, моделирование, системный подход, теоретико- методологические подходы, личностный подход

 

Введение. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, обозначая стратегические цели страны до 2050 г., выделил самые главные задачи и первостепенные направления развития государства, одним из которых является акцентирование внимания на улучшении качества национального образования, поскольку Казахстан стремится стать развитой страной, а в основе развитых стран лежат уникальные системы образования [1].

Один из кардинально важных путей к реализации этой цели мы видим во вхождении в Болон- ский процесс, а академическая мобильность обучающихся и преподавателей является обязательным условием формирования Европейского образовательного пространства, что особо выделяется в документах Берлинской конференции (2003 г.) [2]. Соответственно перед вузами Казахстана стоит проблема выбора модели развития: то ли сохраняться в национальной модели; то ли встраиваться в интеграционные модели, типа международных университетов в русле развития международных проектов и того же Болонского процесса; то ли выстроить интеграционную модель с учетом национально-культурологического принципа [3].

Теория. В Республике Казахстан разработан основной документ по академической мобильности, в котором даются основные понятия и термины, приводится анализ состояния данной проблемы, четко и конкретно излагаются стратегические направления, цели и задачи развития академической мобильности [4].

Кроме того, эти вопросы рассматриваются в Концепции академической мобильности обучающихся в вузах республики [5], в Посланиях Президента страны Н. А. Назарбаева.

Проблемные аспекты академической мобильности в Республике Казахстан осветили Г. И. Абдикеримова, Д. А. Куланова, А. Д. Умбиталиев [6], А. М. Газалиев, В. В. Егоров, В. Н. Головачёва [7], О. А. Яновская, Г. Н. Сулейменова [8] и др.

Данные и методы. За последние двадцать лет в высшем образовании Казахстана наблюдается активизация совместной деятельности с вузами других стран, что обеспечивает открытое образовательное пространство, в свою очередь предполагающее увеличение роста мобильности обучающихся и сотрудничества профессорско-преподавательского состава (I II 1С) университетов. Ожидаемые результаты от реализации этих стратегически важных приоритетов – обеспечение работой выпускников, их успешная трудовая деятельность, возрастание репутации казахстанских вузов в мировом образовательном пространстве.

Здесь необходимо отметить, что в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем (КазУИТС) проводится большая комплексная работа с целью создания условий для академической мобильности студентов: подготовлены сотрудники из числа администрации вуза и ППС для организации процесса мобильности; до периода мобильности предприняты шаги в изучении иностранных языков, обеспечена доступность к информации, создана статистика по имеющейся мобильности. Безусловно, все эти шаги требуют непрерывной работы по созданию соответствующей обстановки в организации учебного и внеучебного процесса, усиливающих мобильность и закрепляющих совместную деятельность с вузами-партнерами из-за рубежа.

В данной статье сделана попытка описания модели процесса организации академической мобильности обучающихся в КазУИТС, раскрытия структурных частей и функционального назначения модели, установления их взаимосвязей.

Моделирование – это такой метод когниции и анализа предмета исследования на моделях- аналогах какой-либо определенной части природной или общественной материи. По мнению А. С. Белкина, при помощи моделирования возможно познание от трудного к простому, от скрытого глазу и неощущаемого к замечаемому и ощущаемому, неизвестного к известному. Исследователь считает, что моделирование является отражением особенностей реального конструкта на созданном с определенной целью материальном или идеальном объекте, который называется моделью. Модель – это есть продукт исследования, и его целью является системный и регулярный поиск путей решения очередных принципиально новых проблемных вопросов. Ученый полагает, что модель – это деятельность, ценность которой состоит в интегрировании в метод [9].

В. Г. Афанасьев, исследуя вопросы системности, познания и управления социумом, останавливается на проблеме корреляции моделирования и модели. С его позиции, модель является отображением чего-либо (например, явления) в определенной схематической форме и создается в процессе имитирования и воспроизведения объекта исследования в другой системе – модели [10].

В. А. Штофф выделяет такие основополагающие свойства модели: 1) сходство с оригиналом; 2) согласование параметров модели с предложенными задачами и предполагавшимся результатом; 3) индифферентное отношение к личностным оценкам и предпочтениям участников процесса моделирования; 4) абстрагирование от определенных тонкостей и характеристик системы- оригинала [11].

Разработка аналога модели представляет из себя конкретизацию общенаучного принципа связи целого и единичного, где их совокупность и создаваемая при этом интерактивность порождают совершенно новую сторону устанавливаемой модели. Данный эталон нуждается в существенных теоретико-методологических разъяснениях, так как без них описание модели станет бездейственной схоластической схемой [12].

В связи с тем, что цель имитирования модели устанавливается предметом, мы сформулировали ее следующим образом: вычленить, научно обосновать и проверить опытным путем составные части и взаимосвязь процесса организации академической мобильности студентов в учебной деятельности и ее влияние на формирование во вне- учебной деятельности.

Модель. Исходя из исследований ученых- педагогов [13-15], создание модели организации академической мобильности студентов выполнялось нами на основании принципов целостности структурных частей, поэтапного прогресса и ускорения предлагаемой системы.

Принцип целостности структурных частей определяется анализом структуры и функциональности предлагаемой системы, принцип поэтапного прогресса анализировалась с точки зрения генетики системы, принцип ускорения предлагаемой системы путем вычленения и аргументации педагогических принципов и состояния эффективности жизнедеятельности предлагаемой системы.

В соответствии с принципом целостности структурных частей системы при разработке модели организации академической мобильности обучающихся выделяются компоненты, обладающие целостностью и работоспособностью, то есть модель должна складываться из модулей, отражающих важные стороны сущности исследуемого педагогического процесса. На основе данного принципа нами выделены следующие компоненты модели организации академической мобильности обучающихся: целеполагание, содержание, технологии реализаци- ии оценка результатов [16; 17].

Вычленение названных компонентов мы связываем с тем, что в моделировании организации академической мобильности в учебной деятельности студентов необходимо обеспечивать следующий алгоритм:

– формулирование целей и задач и установление общей структуры процесса академической мобильности студентов КазУИТС;

– разработка содержания и структуры данного процесса; выявление и аргументирование основных принципов и подходов к организации академической мобильности студентов;

– определение совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативное функционирование предлагаемой модели, технологию реализации исследуемого процесса;

– разработка структуры и сущности оценки результатов исследуемого процесса, в том числе критериев академической мобильности студентов и методики их диагностирования.

Считаем, что вышеназванные процессы иерархически взаимосвязаны, поскольку достижение исполнения одного из них употребляется в качестве исходных данных для последующего, а также может выступать средством его продуктивной реализации.

Теоретико-методологическое обоснование модели раскрывает сущность понятия о принципах целостности, поэтапности и ускорения предлагаемой системы. Наряду с этим, соответственно принципу ускорения системы можно вычленить два главных направления устойчивости педагогического процесса, который обеспечивается рецепцией содержания компонентов модели организации академической мобильности обучающихся к переменам внешней и внутренней среды: определить педагогические принципы, соответствующие целям конструируемой модели; установить педагогические условия, обеспечивающие более продуктивное осуществление этих педагогических принципов.

Теоретико-методологические подходы в предлагаемой модели тесно взаимосвязаны, кроме того, между ними есть единство корпуса принципов организации исследуемого процесса: ценностного наполнения, рефлексивной динамичности, осмысленных индивидом планов на будущее, интегративно- сти, коллаборации, проблемности, имитационного моделирования [18-20]. Теоретико-методологические подходы модели формировались в зависимости от целей и задач модели, и все названные принципы представляют собой условия к содержанию процесса организации академической мобильности студентов.

Полученные результаты. Исследование теоретико-методологических основ процесса развития академической мобильности обучающихся позволяет осуществить вычленение наиболее важных методологических подходов.

1) Системный подход, формирующий понимание того, что есть постоянное и переменное в системе, главное и второстепенное. Учет требований системного подхода позволяет сформулировать основную цель организации академической мобильности: формирование сознательного и созидательного усвоения знаний и умений по изучаемой специальности, креативности в овладении профессиональными качествами, совершенствование у обучающихся характерных для мобильной личности качеств. Декомпозиция в данном аспекте усматривается нами в области мотивации, организационной деятельности, рефлексии, творческом подходе, адаптивности и других составных частях академической мобильности обучающихся, следствием чего и является развитость академической мобильности студентов КазУИТС.

2) Научное обоснование процесса организации академической мобильности студентов требует также соблюдения деятельностного подхода, ориентированного на активизацию студента в моделировании своей мобильности.

3) Важное значение для нашего исследования имеет личностный подход, который основные акценты в организации академической мобильности обучающихся расставляет в интересах студента как активной личности, осуществляющую свой собственный образ жизни и обретающую личностную суть (самость). Анализ личностного подхода в теоретической литературе применительно к академической мобильности, позволил прийти к выводу о том, что академическая мобильность как структурный элемент современной системы образования способствует формированию индивидуальной оценки и понимания данного явления на основе личного опыта [21; 22].

4) Мотивационный подход, назначение которого при организации академической мобильности студентов заключается в учете мотивации и ее динамики в процессе развития мобильных качеств индивидуума. Основное назначение данного методологического подхода мы видим в создании среды для саморазвития студентов, их самодвижения к мобильности, в самосовершенствовании.

5) Национально-педагогический подход зиждется на этнических традициях и культуре народа и заключается в целостности двуединого процесса обновления содержания казахстанской системы образования и организации условий для академической мобильности обучающихся Республики Казахстан. Этнопедагогика рассматривается с точки зрения построения образовательной системы на основе максимального использовании воспитательных возможностей национальных традиций и обычаев.

6) Аксиологический подход подразумевает рассмотрение студента как высшей ценности данной системы через панораму его достижений и результатов его развития.

7) Когнитивный подход, в соответствии с которым обучающийся является активным участником образовательного процесса: условия для осуществления личностных ориентиров возникают при их вовлечении в активный когнитивный процесс, а учет личностных интересов и индивидуальных качеств обучающихся позволит им стать более активным участником педагогического процесса.

8) Культурологический подход. Задачу культурологического подхода относительно академической мобильности студентов мы видим в познании ими новых элементов человеческой культуры, что способствует инкорпорированию в иной, отличный от своего, культурный поток, активизации его жизненной позиции через когницию и эволюцию взглядов и идей индивидуума. Мы понимаем это как рост индивида и его становление как творческой, самостоятельной и мобильной личности.

9) Полисубъектный (диалоговый) подход, является следствием понимания того, что природа индивида намного богаче, объемней и глубже, чем его деятельность. Эти понятия не сопоставимы, не тождественны, поэтому необходимо обратить внимание на понимание диалогового подхода, как личностно- равноправных позиций сотрудничающих между собой участников образовательного процесса, когда преподаватель побуждает желание студента к расширению горизонтов познания, обеспечивает условия для поступательного движения его развития. Также нельзя не отметить значение социально- трудовых ориентаций диалогового подхода, связанных с будущей трудовой деятельностью студентов.

10) Детерминированный подход поясняет основы развития психики обучающегося, являющегося продуктом взаимодействия природных, общественных и биологических факторов. Социальная детерминированность психических характеристик студента в процессе академической мобильности обусловлена следующим: 1) общественные отношения, когда через трудовую деятельность (в нашем случае, обучение) он осуществляет связь с иным социумом, постигая новый социальный опыт; 2) не менее значимым социальным фактором является общение, понимаемое нами не только как коммуникацию со сверстниками в вузе другого государства, но и как процесс передачи и восприятия информации; 3) любая интеракция и коммуникация возможны только на основе наличия языка, поэтому общение на языке другой страны в период академической мобильности неизбежно оказывает воздействие на стиль мышления студента, внешний образ, способы репрезентации языковых фактов.

Заключение. Обобщение вышесказанного позволяет нам прийти к выводу, что моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Разработанная модель организации академической мобильности трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности профессорско- преподавательского состава и обучающихся Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, ориентированной на интеграционные процессы при сохранении и развитии национально-культурологического принципа.

 

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participati on_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera- nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya- kazahstan-2050-novyi-politicheskii-
2. Кунанбаева С. С. Болонская конвенция и международное научно-образовательное пространство: материалы круглого стола. Алматы, 2007.
3. Носков И. А. Федеральный университет: анализ отечественного и зарубежного опыта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2(4). С. 850.
4. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012-2020 годы. Астана, 2012. URL: http://enic-kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobi- lnost/strategia-acad-mob-2020.pdf
5. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки РК от 19 января 2011 года). Астана, 2011.
6. Абдикеримова Г. И., Куланова Д. А., Умбиталиев А. Д. Проблемные аспекты академической мобильности в Республике Казахстан. URL: http://www.- konspekt.biz/index.php?text=51286
7. Газалиев А. М., Егоров В. В., Головачёва В. Н. Проблемы и перспективы развития академической мобильности // Вестник высшей школы. 2014. № 3.
8. Яновская О. А. Академическая мобильность как фактор интеграции в мировое образовательное пространство // Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования: Сб. мат-лов конф. Алматы, 2013. URL: https://articlekz.com- /article/9468
9. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
10. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике. Екатеринбург, 2005.
11. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000.
12. Орлова Л. В. Социальное становление малого и среднего бизнеса России в региональном измерении: процессы, структуры и институты самоорганизации: автореф. дис. … д-ра соц. наук. Саранск, 2011.
13. Сулейменова Г. Н. Академическая мобильность как необходимость для повышения конкурентоспособности вуза. URL: https://yandex.kz- /clck/jsredir?bu=uniq15100419039732389859&from=yande x.kz%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B
14. Козлова Е. С. Международно-правовое регулирование академической мобильности как социального процесса в высшей школе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9(80). С. 261-268.
15. Шакирова А. А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 56-63/
16. Орлова Л. В. Модель продвижения инновационных проектов // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием.
Научный центр социально-экономического мониторинга. Саранск, 2017. С. 169-176.
17. Academic Mobility in a Changing World: regional and global trends / ed. by P. Blumenthal et al. London : Jessica Kingsley Publisher, 1998.
18. Hoffman, D. Changing Academic Mobility Patterns and International Migration // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13, № 3. -P. 347-364
19. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, В. Wachter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10, № 3. P. 194-223.
20. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundlegung interkulturellen Lernens. В: Bundeszentrale fur politische Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.
21. Orlova L., Afonin Y. The Tactic of Strengthening One’s Influence and Intercepting the Initiative // Japanese Educational and Scientific Review, 2015, No.1. (9) (January-June). Vol. XI. «Tokyo University Press», 2015. P. 282285.
22. Orlova L., Afonin Y. Indicator-Based Management // Harvard Journal of Fundamental and Applied Studies, 2015. № 1. (7) (January-June). Vol. VII. P. 422-427.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018

Просмотров: 10

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code