МОДЕРНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.Р.Абдульзянов, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии Академии наук РТ, г. Казань

Основной задачей является выявление влияния изменений городской дорожной инфраструктуры, а также внедрений интеллектуальных транспортных систем на повышения безопасности дорожного движения в Республики Татарстан. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе результатов проведенного, совместно с автором, социологического исследования, направленного на изучения причин дорожно-транспортного происшествия, а также вторичного анализа социологических исследований. Основными методами исследования были анкетный опрос. На основе результатов социологического исследования выявлено, что дорожно-транспортная инфраструктура оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения. Для ее повышения необходимо не только улучшения транспортной системы, но и внедрения различного рода интеллектуальных транспортных систем.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, транспортная инфраструктура, городское пространство, интеллектуальная транспортная система

 

Современный этап развития общества характеризуется модернизацией всех сфер его жизни, деятельности всех людей, для которых проблема безопасности дорожного движения приобретает актуальное значение. Модернизация дорожно- транспортной системы в условиях постоянно растущих требований общественности к безопасности, приводит к тому, что возникает необходимость принятия ряда мер по повышению безопасности дорожного движения.

Президент РФ В. В. Путин неоднократно говорил о том, что «сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры уже стала «тормозом» экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития. И нам жизненно важно перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию. … Причем на самой современной технологической базе. Это прямая обязанность государства – развитие инфраструктуры» [1]. За 10 лет произошли большие изменения, сделана огромная работа, которую необходимо продолжать и сегодня. С 17 по 22 июля 2018 г. прошел VIII Московский урбанистический форум «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни», на котором участники обсуждали результаты городских трансформаций последних лет. Было отмечено, что в настоящее время города играют главную роль в глобальном развитии. Для пространственного развития России необходимо использовать потенциал передовых технологий, формировать новую транспортную инфраструктуру. Все это необходимо для того, чтобы создать в городах гармоничную модель развития, где будут решены социальные проблемы, связанные с качеством жизни, комфортом и безопасностью людей [2], в том числе и безопасности дорожного движения.

Под транспортной безопасностью, следует понимать состояние защищенности от опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Структура данного понятия включает в себя: ответственное отношение к личной безопасности и безопасности других людей; целостное представление о безопасности на дорогах; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; умения и навыки обеспечения безопасного поведения на дорогах с учетом своих возможностей, дорожное состояние. Некоторые исследователи рассматривают безопасность дорожного движения в качестве системы организации движения, которая обеспечивает перевозку грузов и пассажиров без ущерба для жизни и здоровья людей, состояния техники и грузов. Главное в том, что безопасность дорожного движения обладает определенным характером организации его системных компонентов (инфраструктуры и участников дорожного движения).

В связи с этим, важным становятся вопросы управления и организации дорожного движения, безопасности, улучшение обстановки, устойчивой мобильности, доступности транспортной инфраструктуры и повышение качества транспортных услуг для населения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий.

По данным Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан за 12 месяцев 2017 г. на территории республики зарегистрировано 4654 (-8,3 %) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 425 (-5,8 %) человек и 5688 (-9,2 %) получили ранения (табл. 1).

Таблица 1
Основные показатели  аварийности

В результате дорожно-транспортных происшествий гибнут и получают травму очень большое количество людей. Об этом свидетельствует анализ основных факторов, влияющих на жизнедеятельность населения Республики Татарстан. В год в республике гибнут примерно 300 человек, равное одному поселению и более 25 детей (это почти один класс).

Для эффективной работы по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо изучение количественных показателей дорожно- транспортных происшествий, а также причины их возникновения. Проблема безопасности дорожного движения имеет две стороны: социальную (необходимость сохранения жизни и здоровья населения Республики Татарстан) и экономическую (снижение экономического ущерба от последствий дорожно- транспортного происшествия, так как он составляет примерно 2-3 % валового национального продукта). Реализация государственной политика в сфере безопасности дорожного движения, которая определена в законодательных актах, возможна только в условиях разработки на местах системы мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом местных особенностей и условий ее реализации.

Ученные Центра семьи и демографии АН РТ совместно с автором провели мониторинг общественного мнения по проблемам безопасности движения с применением одного из основных социологических методов – метод анкетного опроса (анкетирования). Цель исследования – получение достоверной информации по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения и изучение мнения граждан по этому вопросу.

В ходе исследования было установлено, что хорошее качество дорог, усовершенствование дорожной разметки, в качестве условий БДД занимает 5 место (34,8 %), после соблюдение ПДД, безопасность движения транспорта, аккуратное поведение, взаимоуважение и высокую квалификацию водителей, отсутствие дорожно-транспортных происшествий на дорогах (рис. 1).

В результате социологического исследования был составлен рейтинг различных аспектов дорожно-транспортной безопасности на дорогах с применением трехбалльной оценки (где 3 – опасно; 2 – средняя степень опасности, 1 – неопасно). Именно плохое состояние дорог и качества покрытия может являться причиной, влияющей на безопасность дорожного движения (2,2 балла).

Мониторинг работников Госавтоинспекции также выявил, что 25 % респондентов убеждены, что рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах происходит вследствие плохого состояния дорог (рис. 2).

Для повышения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан в качестве мер было предложено улучшить качество дорожного полотна и обслуживания дорог (54,1 %). Также респонденты высказывают свое мнение активнее применять автоматические системы фото и видеофиксации, и другие технические устройства для обеспечения безопасности дорожного движения (14,7 %) от нерадивых водителей.

В целом, большинство респондентов оценили степень безопасности дорожного движения в городе, в котором они проживают, удовлетворительно (41,8 %). Треть всех опрошенных считает ее хорошей (34,8 %), тогда как одна пятая часть – неудовлетворительной (19,8 %).

54,2 % городских жителей, считают, что произошли позитивные изменения в обеспечении безопасности дорожного движения за последние 10 лет. 28,7 % считают, что особых изменений не произошло. И только 9,6 % утверждают, что все изменилось в худшую сторону.

Рис. 1. Причины дорожно-транспортных происшествий

Рис. 2. Причины роста дорожно-транспортных происшествий

В исследованиях российских ученых подчеркивается, что аварийность в большой степени определяется уровнем развития автотранспортной системы в целом и ее отдельных элементов в частности. Автомобилизация развивается опережающими темпами относительно развития автодорожной инфраструктуры. При этом тяжесть ДТП, определяемая общим числом пострадавших, в значительной степени зависит от уровня автомобилизации и развития транспортной инфраструктуры [4].

Начиная с 2016 г. Министерством экономики Республики Татарстан проводится опрос населения республики об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и организаций, оказывающих услуги населению городских округов и муниципальных районов [3]. В опросах населения с 1 января по 31 декабря 2017 г. приняли участие 9 209 человек (2016 г. – 6 197). В ходе исследования было установлено, что в 2017 г. удовлетворенность состоянием автомобильных дорог в муниципальном районе (городском округе) составило всего 59,7 %, что на 11,7 % меньше, чем в 2016 г. (71,4 %). При этом, если рассматривать отдельные муниципальные районы, административными центрами которых являются города и поселки городского типа, то мы увидим, что среди них удовлетворенных больше (78,8 %).

Другим важным показателем, влияющим на безопасность дорожного движения является удовлетворенность организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе (городском округе), который составил в 2017 г. 66,8 (2016 г. – 78,8 %). Удовлетворенность в муниципальных районах, административными центрами которых являются города и поселки городского типа, также выше (72,2 %).

Социологическое исследование по безопасности дорожного движения в г. Казани и Республике Татарстан, проведено с целью оценить степень состояния безопасности дорожного движения на се
годняшний день, получить достоверную информацию по проблемам в сфере дорожного движения и изучить мнение граждан.

На пути дальнейшего развития дорожно- транспортной сферы стоит барьер в виде отсутствия интеллектуально-интегрированных систем управления транспортной отрасли. И в Транспортной стратегии РФ до 2030 г. отмечается, что создание единой информационной среды транспортного комплекса будет способствовать развитию информационного обеспечения российских транспортных систем.

Решить проблемы транспортной мобильности в крупных городах, можно только внедрением современных интеллектуальных транспортных систем, что повысит удовлетворенность жителей городов и повысит безопасность дорожного движения.

Интеллектуальные транспортные системы представляют собой системную интеграцию современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, которая ориентированна на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта [5].

Главная задача интеллектуальной транспортной системы – является повышение эффективности функционирования транспортной системы. Это возможно достигнуть за счет оптимизации управления дорожным движением на основе информации в реальном масштабе времени, посредством специальных моделей, которые способны прогнозировать развития дорожной ситуации, обеспечивая возможность упреждающего принятия решения.

Функционирование транспортных систем городов и зон их влияния, предусматривает взаимодействие населения (потребитель услуг), предприятий (организаций) – перевозчиков, оказывающих дорожно-транспортные услуги, органы власти.

Сегодня уже реализуется ряд программ по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Российской Федерации, одним из лидеров в данной области можно отметить Республику Татарстан [7, С. 358-362.].

Интеллектуальные транспортные системы включают в себя целый комплекс мероприятий, которые способствуют эффективности управления дорожным движением, борьбе с нарушениями правил дорожного движения и решению проблем весового контроля.

За достаточно короткий период времени в Республике были реализованы несколько крупных проектов. К ним можно отнести навигационные системы (ГЛОНАСС+112, хозяйственное управление на базе ГЛОНАСС), адаптивную АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением), фото- / видеофиксацию и имитаторы, технологию радиочастотной идентификации (RFID) для выявления автомобилей с сильно загрязненными номерами и др. Для того, чтобы повысить уровень безопасности перевозки пассажиров, все транспортные средства, которые осуществляют перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам (486 единиц) и перевозку детей: школьные автобусы (740), автобусы детских спортивно-юношеских школ (171), а также учреждений дополнительно образования (131), оснащены навигационным оборудованием, комплектом громкой связи и тревожной кнопкой, а также подключены к системе «ГЛОНАСС+112».

В результате, отклонения от маршрута сократились на 81 %, скоростные нарушения сократились на 91 %, отклонения от расписания сократились на 55 %, количество ДТП сократилось на 15 % (по сравнению с 2013 г.), экономия ГСМ – на 20 %, сокращение ГСМ на 20 %.

Также, в Татарстане внедрены и функционируют аппаратно-программные комплексы взвешивания транспортных средств в движении (Weight- In-Motion). Планируется внедрение комплексов взимания платы за перемещение транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 т. И на сегодняшний день в рамках пилотного проекта уже ведутся работы по их интеграции.

Проект «Единое городское парковочное пространство г. Казани» позволяет решить проблемы, которые связаны с хаотичными парковками на улицах города; позволяет создать условия для комфортного передвижения пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта и автомобилей (27 зон контроля на 1200 парковочных мест). В ближайшее время планируется увеличение пар- ковочных мест.

Созданная на основе платформы OMNIA компании SWARCO (Австрия) и доработанная под нужды города интегратором из Татарстана, компанией «Инспектра», система адаптивного управления дорожным движением г. Казани способствует оптимальной организации дорожного движения, сокращению времени простаивания автотранспорта в пробках и увеличению средней скорости его движения за счет обеспечения приоритетного проезда, например, для городского транспорта и экстренных служб.

Республика, является передовым регионом по использованию систем автоматической фотови- деофиксации нарушений ПДД. На сегодняшний день в республике используются, как широко распространенные в мире решения для выявления нарушения скоростного режима и проезда на запрещающий сигнал светофора (около 1000 стационарных датчиков и 300 передвижных), так и решения, только набирающие оборот в мире, такие как системы по среднему значению скорости (около 150 участков) [6, С. 482-489.].

Не менее важным является и контроль за соблюдением правил остановки и стоянки ТС. Для этого используется система «ПАРКОН»С – это установленная на стационарном объекте камера, которая с определенной периодичностью осуществляет просмотр и запись на контролируемой зоне с целью выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств. В среднем на 1 комплекс приходится более 10 тыс. нарушений в год.

Ряд направлений в области фиксации нарушений весовых параметров, ограничения движения по максимальной массе имеют сходные технические решения и при интеграции могут привести к сокращению расходов как на постройку, так и на эксплуатацию.

В основном все применяемые устройства используют систему идентификации ТС. При этом различные системы идентификации используют различное оборудование, стандарты телекоммуникации и пр.

Для обеспечения научного и инженерного потенциала, призванного решить задачи разработки, внедрения и эксплуатации современных и перспективных ИТС Республика Татарстан ставит перед собой задачу в ближайшее время создать образовательный кластер по подготовки специалистов в области ИТР. Уже сегодня воплощается в строительстве «Иннополиса» – города высоких технологий для образования и профессионального развития, который объединит молодых высококвалифицированных специалистов со всей территории страны, и «СМАРТ Сити» – новой инновационной площадки для развития международного и российского бизнеса, научно-образовательной и деловой активности.

В Республике Татарстан при создании и применении технических средств управления и надзора за обеспечением безопасности дорожного движения учитываются следующие особенности, связанные как с основными направлениями в развитии ИТС: навигационные системы; адаптивная АСУДД; приоритет общественного транспорта; приоритет для экстренных служб; системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД; мониторинг обстановки (видеонаблюдение); платное использование УДС; мониторинг окружающей среды; так и с обеспечивающими направлениями: коммерческие перевозки; создание условий для пешеходов; предоставление электронных услуг; менеджмент УДС; дата-центры; обучение и подготовка специалистов; учет ИТС при разработке градостроительных проектов.

Итак, в Республике Татарстан за определенное время были реализованы такие проекты, как: ГЛО- НАСС +112 (координация действий служб экстренного реагирования при ДТП или чрезвычайных ситуациях); адаптивная АСУДД г. Казани (позволяет увеличить пропускную способность общественно- транспортного средства на 20-25 %); автоматическая фотовидеофиксация нарушений ПДД (выявляет нарушителей, минимизирует ДТП, мониторинг обстановки на улично-дорожной сети и менеджмент улично-дорожной сети, мониторинг окружающей среды) и т. д.

Для реализация ИТС в глобальном масштабе необходимы условия коммуникационного пространства, для передачи больших объемов цифровой информации в реальном времени в любой точке транспортной сети. В связи с этим нужно создать такую инфраструктуру, которая бы позволила объединение отдельных элементов ИТС.

Структура «ИТС-Татарстан» совместно с ведущими министерствами, муниципальными образованиями должна координировать все действия по созданию и реализации проектов ИТС в области разработки научных программ.

Применение ИТС как системы интеллектуального управления инфраструктуры урбанизированной территории, в том числе и транспортными потока, позволяет повысить уровень организации движения, улучшить характеристики сети, усовершенствовать дислокацию технических средств организации дорожного движения, оптимизировать процесс управления потоками на всех фазах движения, уменьшая транспортные задержки, повышая безопасность движения.

Проведение в республике Летней Универсиады 2013, Чемпионата мира по футболу 2018 в г. Казани дают возможность модернизировать городское пространство и дороги.

Таким образом, в последнее десятилетие в Республике Татарстан проблема аварийности особую остроту приобрела в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Однако, уже проводится большая работа по улучшению дорожно- транспортной системы и повышению безопасности на дорогах. Реализация данного направления возможна при условии внедрения ИТС.

 

Литература

1. Выступление Президента РФ В. В. Путина на совещании по вопросам развития транспорта, 20 мая 2008 г., г. Сочи. URL: http://archive.premier.gov.ru/points/73/?count=10;page=10 (дата обращения 22.07.2018)
2. Московский урбанистический форум «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/page/2 (дата обращения 25.07.2018)
3. Министерство экономики РТ. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/TerritorialDevelopment/Poll_abo ut_localgovernments_efficiency.htm (дата обращения 25.07.2018)
4. Петров А. И. Влияние автомобилизации развития инфраструктуры транспортного комплекса на аварийность в ХМАО, ЯНАЛ и Тюменской области // Транспортные и транспортно-технологические системы. мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2010. С. 231-236.
5. Интеллектуальные транспортные системы. [Сайт]. URL: http://www.connect.ru/article.asp? id=9558 (дата обращения: 23.07.2018)
6. Сахапов Р. Л., Николаева Р. В. Формирование образовательного кластера подготовки специалистов по интеллектуальным транспортным системам в Республике Татарстан // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. Р. Н. Минниханова. Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности. 2016.
7. Минниханов Р. Н. Интеллектуальные транспортные системы в Республике Татарстан // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы: мат-лы Междунар. науч. – практ. конф. / под общей ред. Р. Н. Минниханова. Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности. 2016.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code