ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

А.В.Седлецкий

Целью работы явилось выявление предпосылок, которые лежат в основе зарождения и развития креативного класса в постиндустриальном обществе. В ходе исследования были проанализированы причины появления креативного класса, особенности творческой деятельности, изменения в социальной структуре, формирование креативных организаций. Исследование опирается на системный анализ, структурно-функциональный и сравнительный методы. Новыми условиями формирования постэкономического порядка являются изменение ценностей человека, приводящее к тому, что главным мотивом его деятельности становится развитие своего личностного потенциала. Производительными силами становятся уникальные человеческие умственные способности, следовательно, главным продуктом деятельности человека являются идеи. Таким образом, креативное общество формируется как свободное от непреодолимых противоречий между людьми. Креативная деятельность становится самодостаточной и влияет на интеллектуальное и духовное развитие человека. Результаты креативной деятельности являются неисчерпаемыми и безграничными, т.к. они не зависимы от затрат труда и материалов. Результат творческого труда является индивидуальным и неотчуждаемым, реализуемым в развитии человека. Результаты исследования можно использовать для формирования социального механизма мотивации креативного класса к инновационной деятельности. Значение итогов работы может найти практическое применение в виде разработки условий для более полной реализации инновационного потенциала креативного класса. Социальные последствия исследования заключаются в том, что достижения креативного класса следует сделать доступными для всех, создавая более открытое, многообразное креативное общество. Необходимо обеспечить вовлеченность и полноценное использование способностей всех людей. Работа вносит вклад в приращение теоретического знания в область исследования инновационной деятельности креативного класса; в получении новых данных для развития таких научных направлений, как социология инноватики, мотивация инновационной деятельности.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, сетевые структуры, креатосфера, креативный класс, креативность, креативная деятельность

 

При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу произошли существенные изменения на организационном уровне. В народном хозяйстве развитых стран после Второй мировой войны стала проявляться тенденция роста разнообразия товаров и услуг, предпочтения учета индивидуальных потребностей клиентов. Начиная с середины 60-х гг. ХХ в. овладение новыми технологиями повлияло на появление у работников способностей проявления инициативы и принятия самостоятельных нестандартных решений.

По мере развития децентрализации в управлении, в организациях создавались предпосылки для передачи полномочий на низовые уровни управления. Преимущества получали работники, обладающие инновационным потенциалом и организаторскими способностями.

По оценкам Д. Белла, информационная революция стала создавать новые продукты скорее, чем в обществе успевала возникнуть реальная потребность в них. От способностей организации формировать спрос, стал зависеть успех в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе, стал определяться созданием спроса, а не его следованием [1].

Таким образом, способности генерации инновационного потенциала становится важным средством выживания и развития организации. Под действием научно-технического прогресса происходит не только рост объемов и разнообразия производимых материальных благ, но и трансформируется отношение человека к самому себе и своему месту в окружающем мире.

Новыми условиями формирования постэкономического порядка являются изменение ценностей человека, приводящее к тому, что главным мотивом его деятельности становится – развитие своего личностного потенциала [2, С. 32].

На базе новых отношений в жизни общества, развитие личностного потенциала повлияло на повышение роли творческой деятельности, которая начала становится преобладающей. Степень развития производительных сил стала соответствовать уровню преобладания творческой деятельности [3].

Преобладание творчества в различных областях креативной деятельности (креатосферы) приводится в соответствовие производственной деятельности в постиндустриальном обществе. В этой системе работник становится неотчуждаем от средств производства в процессе креативной деятельности, а его мотивация и ценности тесно связаны с самореализацией и саморазвитием [4, С. 61].

Следует отметить, что на протяжении всего исторического пути развития человеческого общества креативность всегда являлась источником формирования технологического способа производства. Проявления креативной деятельности наблюдалось в разные исторические эпохи, но в качестве хозяйственного феномена она не рассматривалась.

Значимое проявление креативности для общества возникло на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. По оценкам Р. Флориды, первые упоминания о слове «креативность» появилось в конце 2001 г. На сайте Linkedin появилась информация о том, что некоторые участники социальных сетей для описания своих качеств, чаще всего стали использовать слово «креативность» [5].

В период кризисов в экономике и высокого уровня безработицы ценность творческих навыков стала многократно возрастать. У работников появляется желание стать частью креативных программистов, дизайнеров и интеллектуальных работников. Таким образом, обладание креативными навыками стало связано со стабильностью работы и рабочего места [6, С. 10].

В условиях постиндустриального общества произошла глобальная трансформация труда, которая состояла в переходе к творческим, инновационным видам деятельности. Талант из нормы развития отдельного индивида становится нормой развития многих. В современном обществе производственный процесс можно представить в виде процесса воспроизводства человеческих интеллектуальных, креативных способностей, то есть как креативная деятельность.

В настоящее время креативный способ производства становится более значимым в экономической деятельности. В ходе инновационной деятельности креативность влияя на знания – предмет труда, – создает идею – уникальный тип продукта [7, С. 124].

Таким образом, «идея» становится экономической категорией, объектом отношений, который характеризуется товарной стоимостью. Особенность идей состоит в том, что они неиссякаемы в природе, т. к. в процессе их использования они не пропадают, а наоборот, могут многократно приумножаться. Чем больше людей принимают участие в распредмечивании фондов собранных знаний, тем больше формируется новых благ [8, С. 8].

В современном обществе меняются отношения между товаропроизводителем и потребителем.

Взаимоотношения между товаропроизводителем и потребителем сводятся к слиянию этих функций в одном субъекте. Личное время стало сложно отделить от рабочего, т. к. производственный процесс осуществляется непрерывно, а не только в рабочее время. Производительными силами становятся уникальные человеческие умственные способности, следовательно, главным продуктом деятельности человека являются – идеи. Основные интересы большинства людей креативного общества не пересекаются друг с другом как взаимоисключающие и враждебные, т. к. не всегда являются материалистическими. Таким образом, креативное общество формируется как свободное от непреодолимых противоречий между людьми.

Креативная деятельность становится самодостаточной и влияет на интеллектуальное и духовное развитие человека. Результаты креативной деятельности являются неисчерпаемыми и безграничными, т. к. они не зависимы от затрат труда и материалов. Результат творческого труда является индивидуальным и неотчуждаемым, реализуемым в развитии человека. В инновационно-креативной экономической среде трудно выявить стоимость произведенного блага, т. к. она находится за пределами материального производства. Когда большая часть товаров общественного производства становятся уникальными благами, то степень эксплуатации креативного класса становится все более неопределенной.

Анализ исторического развития показал, что преодоление эксплуатации возможно не через реформирование системы распределения, а с помощью трансформации производственной деятельности в креативную. В этом случае, у работника будет формироваться новая мотивация к деятельности. Креативную деятельность можно представить как сотворчество, проявляющееся в виде распредмечивания накопленных обществом знаний [9].

По оценкам А. В. Бузгалина, знания являются продуктом креатосферы, которые не могут быть присвоены одним лицом, владельцем капитала.

В данном аспекте можно выявить противоречие человека и капитала. Рынок капитала старается подчинить креативность, но она не может отчуждаться [8].

Креативное общество отвергает эксплуатацию и частную собственность, а отношения обмена происходят не на стоимостной природе, характерной для экономической эпохи. Материальное производство под воздействием научно-технического прогресса, получает новые уникальные возможности, оказывающие влияние на повышение жизненного уровня населения стран постиндустриального общества.

Под воздействием развития производства у работников стимулируется потребность в повышении уровня квалификации. Таким образом, возрастает значимость фактора образования, который одновременно и обеспечивает работнику общественное признание, и социальный статус.

Креативная деятельность обретает такие масштабы, которые позволяют ей изменить сформировавшиеся социальные закономерности. В креативном обществе происходят следующие фундаментальные изменения:

1. Материальные потребности большинства людей креативного общества реализуются в полной мере за непродолжительное время.

2. Научно-технические знания становятся основной производительной силой, а их обладатели воплощением достижений цивилизации.

3. Ценности повышения образовательного уровня и инновационной деятельности оказывают влияние на формирование жизненных ориентиров для будущих поколений.

4. Происходят существенные изменения в содержании потребления: акценты в этой области смещаются на нематериальные блага. Получение человеком информации, также оказывает влияние на нематериальные блага. Приобретенная человеком информация, способствующая воспроизводству новых знаний, приводят к тому, что потребление становится частью производства. Данные изменения делают креативность, значимым типом производительной деятельности, фактором общественного прогресса.

В развитии постиндустриального общества содержатся как субъективная, так и объективная предпосылки. Суть объективной предпосылки сводится к тому, что растущий уровень производительных сил приводит к быстрому развитию сферы услуг и информационного сектора. Это требует от работников постоянного повышения квалификации, а совершенствование креативных способностей необходимых для хозяйственного прогресса. Объективная предпосылка заключается в том, что при удовлетворении материальных потребностей людей, цели саморазвития и самореализации становятся наиболее важными в структуре мотивов трудовой деятельности работника [10].

С модификации структуры мотивации формируется личность, направленная на реализацию потребности в самосовершенствовании и достижении внутренней гармонии [11].

В данных условиях человеческое развитие согласуется с развитием производства знаний, являющимся основой богатства постиндустриального общества. Формирование и развитие постиндустриального общества сопровождаются коренной трансформацией в социальной структуре.

По мнению В. Л. Иноземцева, наиболее значимым классом становится класс профессионалов, наделенных не собственностью, а компетенциями. В данный класс входят четыре сословия: научное, технологическое, административное и культурное [2, С. 76].

Для того чтобы выявить креативных профессионалов, трудящихся в разных отраслях народного хозяйства, необходимо уточнить теоретико- методологический и методический аппарат учета работников, входящих в креативный класс постиндустриального общества.

Креативный класс связан с социально- экономическим и технико-технологическим уровнем развития общественного производства. Поскольку в основе экономического развития лежит креативность, то креативный класс охватывает все отрасли народного хозяйства [12, С. 72-73].

По мнению Р. Флориды, к креативному классу относится от трети до половины трудовых ресурсов в развитых странах Северной Америки, Европы, Азии и других стран мира [13].

Креативный класс насчитывает 300 млн работников в 82 странах. К представителям креативного класса можно отнести тех наемных работников, которые обладают уникальными творческими, интеллектуальными и эстетическими способностями [5].

В. Л. Иноземцев считает, что человеческий капитал креативных работников входит в состав основного капитала креативного производства. Производительная деятельность креативного класса не эксплуатируется. Следовательно, если работник занят в творческой деятельности, то это еще не означает его принадлежности к креативному классу [14].

Креативный класс можно сравнить со своего рода «рабочей аристократией» творческих профессий. Это крайне востребованные специалисты на рынке труда, вносящие значимый вклад в обеспечение прибыльности организации [15].

Основной характерной чертой креативного класса является их возможность производить экономические ценности в процессе в ходе творчества. Таким образом, работники интеллектуальной сферы могут быть отнесены к креативному классу. Р. Флорида, выделяет в креативном классе ядро (люди, влияющие на мнения в обществе) и периферию [13, С. 10].

Особенности креативного класса в том, что он продает не свой труд, а предлагает капиталократии продукт, имеющий высокую степень общественной полезности [7, С. 126].

Необходимо также рассмотреть изменения, которые происходят в структуре и управлении современными организациями.

Существенную долю персонала современных компаний стали занимать креативные сотрудники. Они характеризуются высокой социальной активностью, и не связаны с выполнением какого-то одного вида деятельности. Большинство из них выражают свои интересы в сфере самореализации и профессионального роста [2, С. 76].

Высококвалифицированные работники в большинстве случаев проявляют высокую предрасположенность к самоорганизации, автономности и самостоятельности. По мере увеличения количества высококвалифицированных профессионалов стремительно уменьшается необходимость в менеджерах, управляющих этими специалистами.

Результативное управление творческими сотрудниками требует от управленцев абсолютно других качеств, по сравнению качествами, реализуемыми в организациях индустриального типа. Управление работой креативных сотрудников требует от менеджеров не административного воздействия, а создания условий для постановки работником новых задач и нахождения путей их решения.
В креативной организации явной тенденцией становится перемещение фокуса внимания с отдельных производственных операций на процесс создания продукта. Основной задачей работников становится усовершенствование приводящих к созданию продукта процессов. В последнее время в практике управления организациями стала прослеживаться тенденция перехода от строго иерархических структур к сетевым или близким к ним.

По оценкам М. Кастельса, процессы сетеви- зации могут относиться не только к отдельным организациям, но и привести к сетевой трансформации всего общества. В современных условиях, процессы сетевизации связаны с четырьмя основными аспектами – глобализацией, ослаблением влияния института национального государства, фрагментация социальной структуры и ростом креативного класса [6].

В настоящее время наиболее действенным субъектом развития креативной деятельности могут быть не государственные предприятия, а сетевые структуры, наподобие тех, что имеются в Кремниевой долине в США. Государственные структуры не могут осуществлять эффективное управление деятельностью сетевых структур.

Развитие сетевых структур дает возможность представителям креативного класса принимать участие в формировании самостоятельных производственных единиц, являющихся подрядчиками по отношению к капиталистическим корпорациям. Данный аспект в еще большей мере повышает их самостоятельность по отношению к организациям [4].

В современных условиях данный тип деятельности имеет два существенных преимущества. Во- первых, он создает условиях для реализации инновационного потенциала креативных работников, побуждает их к инновационной деятельности. Во- вторых, малые инновационные группы создают благоприятную среду для эффективных коммуникаций между креативными работниками [16].

Главными факторами успеха в мире современного бизнеса становятся способности рационально использовать информационные потоки, генерировать новые идеи и обеспечивать ее коммерческое распространение [2, С. 84].

В современных условиях рыночная стоимость креативных организаций связана с высокой оценкой интеллектуального капитала ее работников. Высококвалифицированные работники с ярко выраженным инновационным потенциалом отдают предпочтение возможностям повышения своего культурного и интеллектуального уровня. Такие сотрудники становятся менее зависимыми от компании, т. к. могут заниматься созданием инновационных продуктов вне ее, имея требуемые средства производства в личной собственности. В креативных организациях происходят изменения в форме производственных отношений [17].

Креативные работники продают организации не свои трудовые навыки, а конечные результаты инновационной деятельности. В результате возникает ситуация, когда все большая часть сотрудников имеет намерения, как отмечает П. Дракер, «трудиться вместе с компанией, например, обрабатывая ее информационные потоки, а не на компанию. Следовательно, формируется положение, при котором организация более нуждается в креативных сотрудниках, чем они в ней [16].

Таким образом, работники и руководители современных организаций становятся деловыми партнерами, результаты работы которых зависят от того, насколько эффективно они будут взаимодействовать друг с другом.

Формирование креативной организации происходит на основе представлений ее разработчиков о наилучших способах реализации своего инновационного потенциала. Особенность креативных организаций заключается в том, что в своей деятельности они не придерживаются текущей экономической ситуации, а формирует ее, предлагая целевым аудиториям совершенно новые товары и услуги. Свойство креативых организаций состоит не только в развитии, за счет внутренних резервов, но и в постоянном изменении.

Взаимодействие между креативными работниками строятся на высоком уровне лояльности и друг к другу и солидарности в компании.

Сложности использования методологических подходов к изучению креативного класса состоят в том, что у большей части представителей креативного класса отсутствует осознание и идентификация себя как представителя единого общественного класса.

О. К. Трубицин полагает, что трудности проведения количественных социологических исследований креативного класса состоят в отсутствии четких определений и перечня признаков принадлежности к креативному классу. О географии распространения креативного класса можно судить по результатам качественных исследований. По оценкам экспертов можно сказать, что распространение креативного класса крайне неравномерно. Распространение креативного класса влияет в большей степени на страны ядра, а в меньшей степени – на страны переферии, способствуя сохранению различий между странами. Глобализация способствует формированию глобальных сетей креативного класса и неравномерность его размещения в определенных городах. Креативный класс сосредоточен небольшом числе городов, имеющих благоприятную среду для реализации инновационной деятельности [4].

Проявление креативной деятельности может быть рассмотрено в интеграции творчества и благоприятных ему условий. Р. Флорида полагает, что проявление креативной деятельности в странах и городах зависит от наличия таланта, терпимости и технологий [13].

Проведенные исследования также указывают на наличие взаимосвязи между инновациями, разнообразием и экономическим ростом. Следует отметить, что между креативной экономикой и креативностью имеются существенные различия. Для формирования и развития креативной экономики будет недостаточно проявления креативности в различных социальных группах [18].

О. Б. Лемешонок считает, что «креативная экономика» связана с процессом творчества, как социально-экономическим процессом. Понятия творчества, творческого процесса, креативного класса и креативной экономики с позиции результатов деятельности и социально-экономических трансформаций изложены в работе А. В. Бузгалина и А. И. Колганова «Глобальный капитал» [19].

Н. Ю. Замятина полагает, что для формирования креативной экономики кроме таланта, терпимости и технологий еще необходимо наличие фактора символической власти в обществе. Когда символическая власть в обществе будет принадлежать креативному классу, то проявиться эффект «креативной экономики», описанный Р. Флоридой. В ситуациях принадлежности символической власти другим социальным группам, общество будет следовать индустриальному пути развития, эффекта креативной экономики в нем проявляться не будет. Следовательно, в основе проявления эффекта креативной экономики лежит не рост большого количества креативных людей, а перемены в их статусе. Таким образом необходимо, чтобы у креативного класса имелись все необходимые ресурсы и он имел символическую власть в обществе [20, С. 131].

Особого внимания требует исследование особенностей российского креативного класса. В настоящее время представители российского креативного класса занимаются не столько даже созданием новых товаров, технологий или организацией материального производства, сколько производством символических продуктов, формированием ценностей и образа жизни людей.

Отличительными чертами представляемой ими культуры являются – унитаризм и скептицизм в отношении традиционных ценностей. Результаты деятельности такого рода креативного класса для общества не всегда позитивны. Это может приводить к ослаблению национальной солидарности и идентичности, депопуляция населения некоторых стран. Тем не менее, России необходимо развивать собственный, национальный креативный класс, чтобы не стать объектом манипуляции извне.

По оценкам Ю. Г. Волкова, современному российскому обществу присуща тенденция включения массовых слоев в креативную деятельность. Данная тенденция связана не только ростом сферы услуг. Потребности в самореализации и готовность участвовать в общественно-креативных практиках являются более важными обстоятельствами, выраженные в позициях россиян [21, С. 76].

В нашей стране для повышения инновационной активности и роста значимости креативного класса следует трансформировать образ жизни людей. В жизни большинства россиян высоко ценятся потребление и идентичность, характеризуемые фирменными знаками купленных продуктов. Необходимо стремиться к образу жизни, основанному на развитии талантов и индивидуальности, обретению смысла в работе и других значимых видах деятельности [2, С. 10].

В переходе к новому образу жизни большую роль должны играть переоценка и изменение ценностей россиян. Таким образом, главной задачей исследования креативного класса – является выявление резервов творческой энергии, таланта и потенциала российского общества. Необходимо сформировать общество, ценящее и развивающее врожденную креативность. Нужно создать условия для полной реализации потенциала креативного класса. Его достижения, следует сделать доступными для всех, создавая более открытое, многообразное креативное общество. Важно также обеспечить вовлеченность и полноценное использование способностей всех людей.

 

Литература

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Fore-casting. N.Y.: Basic Books, 1973.
2. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.:Логос, 2000.
3. Хомутова Н. Н. «Креативность» и «Творчество» личности в обществе инноваций // Logos et Praxis. 2012. № 3.
4. Трубицын О. К. Формирование креативного класса и закат «Государства развития» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18).
5. Florida R. The Rise of the Creative Class. N. Y., Basic Books, 2002 (2-nd edition – 2006).
6. Castells M. The Rise of the Network Society. Oxford, 1997.
7. Дьяченко О. В. Деструктивная природа креативной деятельности // Вестник ЧелГУ. 2013. №15 (306).
8. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактулизация классической философии и политической экономии (избранные тексты). М. : Культур. революция, 2009.
9. Седлецкий А. В. Особенности мотивации инновационного поведения в постиндустриальном обществе// Управление реформированием социально- экономического развития предприятий, отраслей, регионов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2015.
10. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997.
11. Кошарная Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 4 (36).
12. Креативный класс и проблемы развития инновационных систем в экономике. М., 2012.
13. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
14. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia «Наука», 1998.
15. Wallerstein I. The End of the World as We Know it. Social Science for the Twenty-First Century. L., 1999.
16. Drucker P. P. The Changing World of the Executive. Oxford, 1995.
17. Toffler A. Powershift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. N. Y., 1990.
18. Седлецкий А. В., Полутин С. В., Предпосылки формирования инновационного поведения в современном обществе: региональный аспект // Регионология. 2015. № 2.
19. Лемешонок О. Б. К вопросу о концепции креато- сферы А. В. Бузгалина // ПСЭ. 2015. № 2 (54).
20. Замятина Н. Ю. Креативный класс, символический капитал и территория // Общественные науки и современность. 2013. № 4.
21. Волков Ю. Г. Креативный класс как интегрирующее ядро российского общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 2.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code