ВАРИАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.А.Ярлыченко

В статье представлена трактовка импортозамещения как процесса формирования неоиндустриальной экономики, способствующей развитию экспортно-импортных взаимоотношений, а также обеспечению экономической и политической независимости. Доказано, что внедрение инструментов импортозамещения в систему регионального управления способствует повышению инвестиционной привлекательности региона и росту уровня конкурентоспособности отечественных производителей. Представлена характеристика динамики основных показателей экономического развития Республики Татарстан и сделан вывод о необходимости внедрения инструментов инновационного импортозаме- щения в систему регионального управления. Выявлены угрозы развития региональной экономики, обусловленные введением запретительных санкций со стороны ряда зарубежных государств. Сформулированы цели реализации стратегии импортозамещения, выявлены приоритетные для этих целей рыночные ниши, способствующие повышению самообеспеченности Республики Татарстан. Оценивается деятельность по импортозамещению в агропромышленном комплексе Республики Татарстан. Разработаны целевые индикаторы развития промышленных отраслей Республики Татарстан и представлен прогноз их достижения, актуализирующий необходимость активизации инновационной деятельности. Смоделированы потенциальные варианты импортозамещения при определенных входных условиях.

Ключевые слова: импортозамещение, стратегия развития, целевые индикаторы, инновационная деятельность, моделирование, импорт, региональная экономика, самообеспеченность

 

Импортозамещение как стратегия развития субъектов Российской Федерации и фактор интеграции страны в некоторые сегменты мирового рынка определяет в качестве конечной цели повышение конкурентоспособности и расширение экспорта товаров на мировом рынке. Субъектам Российской Федерации отводится важная роль в формировании координированных действий в активизации производств импортозамещающей продукции, что актуализирует необходимость согласованности взаимодействий федерального центра и регионов. Региональный уровень импор- тозамещения определяется либо в направлении перехода на применение отечественных аналогов импортной продукции, существующих на рынке, либо путем организации собственного производства продукции или комплектующих, аналогичных импортным.

Импортозамещение рассматривается в контексте данного исследования в качестве совокупности взаимообусловленных противоречивых процессов, заключающихся в сокращении импорта некоторых товаров и организации производства аналогов внутри страны. При этом позиция региональной экономики заключается в принципиальном акценте на внутристрановое производство. Кроме того, в сложившихся условиях возможно утверждать не столько приоритет непосредственно импортозамещения, сколько формирование неоиндустриальной экономики, способствующей не только развитию экспортно-импортных взаимоотношений, но и формированию экономической и политической независимости.

Республика Татарстан занимает третье место после г. Москвы (1038 проектов в 12 отраслевых планах) и г. Санкт-Петербурга (330 проектов в девяти отраслевых планах) по показателю активности участия в импортозамещении, и обеспечила 126 проектов в 12 отраслевых планах. В Республике Татарстан наличествуют богатые природные ресурсы, мощная и диверсифицированная промышленность, высокий интеллектуальный потенциал и квалифицированная рабочая сила. Республика Татарстан является одним из регионов Российской Федерации, лидирующих по макроэкономическим показателям: объем ВРП – 6 место, сельское хозяйство и объем инвестиций в основной капитал – 3 место, промышленное производство и строительство – 5 место среди субъектов Российской Федерации [1]. Валовый региональный продукт РТ по оценке 2016 г. составил 1,94 трлн руб., продемонстрировав рост на 2,5 % к 2015 г., величина ВРП на душу населения составила 501,4 тыс. руб., а расчет объема ВРП на одного занятого в экономике показал значение 1 076 тыс. руб. [2].

Достижение указанных целевых показателей актуализирует необходимость активизации инновационной деятельности. В соответствие с рейтингом инновационных регионов России, проведенным Ассоциацией инновационных регионов России, Республика Татарстан стабильно занимает третье место, а по подрейтингу «Инновационная активность региона» – первое место. Однако в качестве недостатков инновационной активности, следует отметить относительно низкую долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, составляющую 23,9 % ВРП. Кроме того, в подрейтинге «Научные исследования и разработки» Республика Татарстан заняла лишь шестое место, что соответствует недостаточной активности научных работников и требует стимулирования их труда в целях создания или интеллектуального копирования высоких технологий для реализации политики импортозамещения.

В Республике Татарстан определены приоритетные для развития и импортозамещения рынки, включающие в себя рынки овощеводства, птицеводства, производства мяса и субпродуктов, производства растительного масла, производства синтетического каучука, резиновых шин, пластмассовых изделий, строительных изделий из обожженной глины; производства грузового автотранспорта. Однако в 2016 г. в соответствие с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [3] выявлены новые рыночные ниши, способствующие формированию дополнительных приоритетных направлений в импортозамещении. В их состав включены рынки телекоммуникаций, фармацевтики, информационных технологий и производства электрооборудования.

Введенные в 2014 г. санкции европейских стран обусловили установление запрета на импорт некоторой продукции, в том числе и сельскохозяйственной. Импорт указанной продукции в 2013 г. составлял 37,8 %, а в связи с российским запретом и реализацией политики импортозаме- щения, данный показатель в 2016 г. достиг 22 % при одновременном росте агропромышленного комплекса. Кроме того, в 2016 г. отмечено наращивание экспорта и его реструктуризация с «точками роста» в виде продовольственных товаров при одновременном снижении административного воздействия, контрсанкций и активной государственной поддержке.

В настоящее время доля импортозамещающей сельскохозяйственной продукции составляет: 70 % молочной продукции местных производителей, 98,3 % социального хлеба, 28,3 % – мяса птицы и колбасных изделий, 7-8 % в зависимости от сезона овощной продукции, 19,5 % яиц.

Активизация импортозамещающих проектов обусловливается усилением государственной поддержки малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса. Кроме того, необходима модернизация машинно-тракторного парка с привлечением ресурсов Росагролизинга, годовое удорожание которых составляет порядка 3,5 % [4], что выгодно отличается от банковского кредитования, имеющего тенденцию к снижению по объемам и росту процентных ставок.

В целях реализации политики импортозаме- щения разработаны целевые индикаторы развития промышленных отраслей Республики Татарстан, обусловленные влиянием стратегических приоритетов как регионального, так и федерального уровней, заключающихся в:

– самообеспечении потребностей экономики и населения РТ;

– кластерном развитии промышленности РТ, базирующемся на крупнейших республиканских предприятиях;

– глубокой переработке углеводородного сырья, модернизации добывающих и транспортировочных технологий;

– поддержании уровня РТ как основного нефтедобывающего региона РФ;

– интеграции научного, образовательного и производственного сообществ в целях формирования наукоемкого, высокотехнологичного, ресурсосберегающего, безопасного и экологически чистого производственного комплекса.

Реализация Стратегии развития обусловливает достижение следующих общеотраслевых показателей, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Достижение общеотраслевых показателей при реализации Стратегии развития отраслей промышленности Республики Татарстан на период 2016-2021 гг. с перспективой до 2030 г.

Достижение указанных целевых показателей актуализирует необходимость активизации инновационной деятельности. В соответствие с рейтингом инновационных регионов России, проведенным Ассоциацией инновационных регионов России [5], Республика Татарстан стабильно занимает третье место, а по подрейтингу «Инновационная активность региона» – первое место. Од
нако в качестве недостатков инновационной активности, следует отметить относительно низкую долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, составляющую 23,9 % ВРП. Кроме того, в подрейтинге «Научные исследования и разработки» Республика Татарстан заняла лишь шестое место, что соответствует недостаточной активности научных работников и требует стимулирования их труда в целях создания или интеллектуального копирования высоких технологий для реализации политики импортозамещения.

Проведенное исследование и оценка реализации политики импортозамещения в Республике Татарстан обусловили моделирование потенциальных вариантов импортозамещения при определенных входных условиях: при отсутствии аналогов импортной продукции на внутреннем отечественном рынке, в случае недостаточного производства аналогов импортной продукции и в случае потребления импортной продукции, аналоги которой не производятся отечественными производителями по объективным причинам экономической невыгодности или невозможности производства.

Вариативность предлагаемых моделей представлена на рисунке 2.

Реализация политики импортозамещения неразрывно сопряжена с формированием благоприятной среды для подъема отечественной промышленности. Сторонниками данной концепции утверждается возможность устойчивого экономического странового развития только путем предельного повышения уровня промышленной самообеспеченности, увеличения объема выпуска национального продукта [6]. Приоритетность самообеспеченности обусловлена нестабильностью мировых экономических процессов, а также скепсисом по отношению к иностранному капиталу, что формирует необходимость сосредоточенности на участии государственного сектора в промышленности и жестко регламентированном задействовании иностранного капитала. Преимуществен- ность замещения импорта промышленных товаров обусловливается повышением уровня безопасности национальной промышленности в условиях негативных воздействий со стороны глобального рынка [7].

Рис. 2. Модели реализации политики импортозамещения

Таким образом, проблематика возможностей и экономической целесообразности импортоза- мещения является многоаспектной, включая в себя качественные характеристики аналогов импортной продукции, затруднения в поиске рынков сбыта, протекционизм и др. Моделью импортозамещения определяют стратегию удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет развития национального производственного потенциала в условиях проведения протекционистской политики и предотвращения инфляции путем установления твердого курса национальной валюты, что обусловливает улучшение структуры платежного баланса, нормализует внутренний спрос, обеспечивает занятость, совершенствует производство, повышает научный потенциал.

 

Литература

1. Стратегия развития отраслей промышленности Республики Татарстан на период 2016-2021 годы с перспективой до 2030 года. Приложение № 1 к Приказу от 26.07.2017 г. № 185-ОД Министерства промышленности и торговли РТ. URL: http://mpt.tatars- tan.ru/file/File/
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. URL: http://tatstat.gks.ru/
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан. URL: http://pravo.tatars- tan.ru/rus/file/npa/2015-06/4431/npa_44-31.pdf/ Дата обращения: 09.01.2018
4. Официальный сайт АО «Росагролизинг». Лизинговая программа в поддержку сельхозпроизводителей. URL: https://www.rosagroleasing.ru/leasing/catalog/sht/?tab-=1
5. Официальный сайт Ассоциации инновационных регионов России. Рейтинг инновационных регионов России. Версия 2016. URL: http://www.i-regions.org/images- /files/presentations/AIRR_26.12.pdf
6. Березинская О. Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103-115.
7. Ершов А. Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. 2015. № 8 (часть 2). С. 374-379.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 2

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code