ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К.О.Воробьев

Аннотация. Автор касается малоисследованных в российском корпоративном праве проблем участия юридических лиц в сфере социального предпринимательства. В сравнительном аспекте анализируются возможные формы участия коммерческих и некоммерческих юридических лиц в сфере социального предпринимательства. Исследована модель гибридной организации, сочетающей в себе элементы коммерческой и некоммерческой организации. В виде примера рассматривается модель гибридной организации в США – низко доходного общества с ограниченной ответственностью. В качестве заключения исследования сделан вывод о преимуществах, которые предоставляет правовой режим указанной модели юридическим лицам, действующим в сфере социального предпринимательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, некоммерческая организация, правовой режим НКО, корпоративное регулирование, low-profit limited liability company.

 

В целях наилучшего понимания правовых проблем деятельности юридических лиц в сфере социального предпринимательства проведем правовой анализ следующего «casus».

Учредители коммерческого предприятия общественного питания, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, решили сделать специальное предложение на постоянной основе для пенсионеров – ежедневный бесплатный обед. Таким образом, часть доходов коммерческой организации стала распределяться на благотворительную деятельность в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В последующем количество благополучателей увеличилось до двухсот человек в день, общественное внимание позволило привлечь учредителям финансирование от физических и юридических лиц не только из Российской Федерации, но и из-за рубежа. Таким образом, цель деятельности сместилась с исключительно предпринимательской на общественно полезную и предпринимательскую.

Тщательное исследование данной ситуации требует постановки и изучения следующих вопросов:

1. Каким образом наиболее эффективно, с точки зрения юридической техники, организовать коммерческую деятельность, направленную на решение, в частности, социальных проблем?

2. Существуют ли организационно-правовые формы юридических лиц, учитывающие особенный характер деятельности в сфере социального предпринимательства?

3. Какой правовой режим деятельности организаций в указанной сфере в наибольшей степени отражал бы их гибридный статус?

Отвечая на первый вопрос, стоит обратиться к правовым проблемам, которые возникают в рамках коммерческой деятельности с социально полезными или даже благотворительными целями.

Во-первых, необходимо оценить возможность и способы привлечения финансирования. Так как в соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) дарение запрещается между коммерческими организациями, то принимать денежные средства от других коммерческих организаций могут только учредители – физические лица, в последующем безвозмездно передавая денежные средства юридическому лицу на основе договора дарения, соглашения о материальной помощи от учредителя или иным способом.

Что касается возможности поступления денежных средств от некоммерческих организаций, то в соответствии со ст. 582 ГК РФ дарение вещей или прав в общеполезных целях допустимо только в отношении ограниченного круга лиц: гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям и государственным органам. В свою очередь, пожертвования гражданам-учредителям (по аналогии с коммерческими организациями) не могут быть переданы, так как целевой характер пожертвования предусматривает отчетность его расходования, что не может быть реализовано через деятельность коммерческой организации.

Таким образом, коммерческая организация с общественно полезными целями деятельности имеет минимальный набор способов их финансирования, что затрудняет стремительное развитие организации и результативность ее деятельности по решению социальных проблем.

Во-вторых, в соответствии со ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации приведенные выше поступления от физических или юридических лиц не освобождены от обложения налогом на прибыль организации, несмотря на то, что по своему характеру имеют благотворительную направленность. Из-за чего у коммерческой организации уменьшается объем ресурсов, который мог быть использован на пользу общества.

Если рассматривать ведение деятельности исключительно через некоммерческую организацию, то важно отметить, что тем самым будет ограничена возможность ведения иной деятельности – только в соответствии с целями, заявленными в уставе, в связи с чем это не позволит осуществлять деятельность, приносящую доход, к примеру, в виде обслуживания в столовой, проведение банкетов, фуршетов, праздников для как раз неограниченного круга лиц. Деятельность такой организации будет целиком поставлена в зависимость от объема целевых поступлений (пожертвований), и это не позволит отнести ее к деятельности в сфере социального предпринимательства.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации наилучшим способом оптимизировать ресурсы и повысить продуктивность деятельности для коммерческой организации будет учреждение некоммерческой организации. Такой шаг позволил бы преодолеть ограничение источников финансирования и тем самым привлечь ресурсы со стороны коммерческих и некоммерческих организаций, а также поддержку со стороны органов государственной власти (гранты, субсидии и т.д.).

Учитывая общеполезные цели учрежденной организации, можно сделать вывод, что и целевые поступления от третьих лиц (в случае их использования по назначению и ведению раздельного учета таких поступлений) не учитывались бы при определении налоговой базы налога на прибыль организации.

Однако такое решение значительно усложнит ведение документооборота и увеличит количество юридической работы в организации, так как останутся вопросы отчетности и оформления, с точки зрения права, той ситуации, что закупает продукты и занимается их кулинарным приготовлением коммерческая организация, а готовые блюда специальной категории людей безвозмездно предоставляет уже некоммерческая организация.

Вместе с тем сравнительное изучение корпоративного права зарубежных стран показывает, что как в Европе, так и в Америке законодателем были выработаны специальные правовые модели (организационно-правовые формы) юридических лиц в сфере социального предпринимательства: социальный кооператив (Cooperativa Sociale) в Италии, компания общественных интересов (Community Interest Company) в Великобритании, низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company) и социальная корпорация (benefit corporation) в США, благотворительное общество с ограниченной ответственностью (Gemeinnutzige GmbH) и корпорация с общественно полезными целями (Gemeinnutzige Kapitalgesellschaft) в Германии, которые представляют чрезвычайный интерес для исследователя правового регулирования социального предпринимательства.

Так, низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) являет собой гибридную организацию, объединяющую элементы коммерческой организации – корпоративная структура, ограничение ответственности, налогообложение – и благотворительные цели некоммерческой организации.

Введение американским законодателем организационно-правовой формы L3C преследовало цель обеспечения коммерческим организациям возможности привлечения финансирования как в виде инвестиций, так и благотворительных пожертвований для наиболее эффективного решения социальных проблем.

Провозглашая в уставе L3C благотворительные, образовательные, научные или иные общественно полезные цели деятельности, за исключением политических, а также связанных с лоббизмом, учредители L3C тем самым заявляют о своих, в первую очередь, социальных намерениях (социальной миссии). Несмотря на то что L3C может также преследовать цель извлечения прибыли, это должно иметь второстепенный характер . Данное правило императивно.

Именно направленность целей деятельности отличает L3C от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company). Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли сохраняются .

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов (foundation) по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s). Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями . Вместе с тем денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих началах, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C крайне разнообразны: от компании CEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 г. получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах , до кофейни «Overflow Coffee Bar» в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий .

Вопрос, каким образом заполнить правовой вакуум российского законодательства и разрешить проблему участия юридических лиц в сфере социального предпринимательства, требует тщательного доктринального исследования. Основной задачей законодателя является создание такого правового режима, который позволил бы использовать социальным предпринимателям гибкую и автономную структуру общества с ограниченной ответственностью, но в то же время расширил бы несвойственный для коммерческих организаций доступ к источникам финансирования в виде пожертвований от граждан и целевых поступлений от некоммерческих организаций, льготному налогообложению, при этом обеспечив разумные механизмы контроля целевого расходования средств.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Brest, P. Investing for Impact with Program-Related Investments – https://ssir.org/articles/entry/
2. Glackin, J.P. What exactly is a L3C? http://bclawlab.org/eicblog/
3. Murray, J.H., Hwang, E.I. Purpose with Profit: Governance, Enforcement, Capital-Raising and Capital-Locking in Low-Profit Limited Liability Companies. University of Miami Law Review, Vol. 66, №. 1, 2011. September 30, 2011. https://ssrn.com/abstract
4. Muslic, H. A Jargon-Free Guide to Low-Profit Limited Liability Companies. https://nonprofithub.org/
5. Pearce, J.A., Hopkins, J. Regulation of L3Cs for Social Entrepreneur- ship: A Prerequisite to Increased Utilization. Nebraska Law Review, Vol. 92, №. 2, 2014. January 15, 2014. https://ssrn.com/abstract (дата обращения: 08.02.2019)

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019

Просмотров: 8

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code