ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

А.А.Бессарабенко Александр Александрович

Аннотация. В связи с растущей тенденцией развития международного рынка в сфере космической деятельности все чаще возникают пробелы в ее правовом регулировании. Автором была поставлена задача рассмотреть правовую возможность реализации международной сделки в части продажи космического корабля. В данной статье автор указал на неточности трактовки Конвенции Организаций Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 1980 г. и Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности».

Ключевые слова: Конвенция, Кодекс, закон, правовое регулирование, космический корабль, воздушное судно, купля-продажа.

 

С появлением на международном коммерческом рынке новых игроков, желающих участвовать в освоении космического пространства, возникает вопрос: как им войти на этот рынок – создать собственные мощности и построить свои космические корабли, или приобрести уже готовые у государств, которые имеют опыт работы в космической отрасли не один десяток лет и соответствующие ресурсы.

Как показывает практика и развивающие тенденции, целесообразнее заказать и приобрести готовый космический корабль под определенную миссию, чем построить новый.

На данный момент правовые исследования вопроса приобретения космического корабля другим государством, у которого нет возможности и опыта построить свой космический корабль, но имеется финансовая возможность приобрести готовый космический корабль, еще не поднимались.

В данной статье рассматривается возможность реализации договора купли-продажи на примере Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (далее Конвенция), которая регулирует взаимоотношения между сторонами, одной из которых является продавец, а другой покупатель.

При рассмотрении данной Конвенции можно отметить ст. 2:

Настоящая Конвенция не применяется к продаже:

a) товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования;

b) с аукциона;

c) в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;

d) фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов или денег;

e) судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

f) электроэнергии.

При подготовке данной Конвенции юристы — практики обратили внимание на интересный факт, в соответствии с которым национальные требования к регистрации судов существенно различаются, а по
тому критерий регистрации ставит перед судом сложную задачу, особенно в условиях международной купли-продажи судна, которая зачастую предполагает изменение национальности судна и его потенциальное внесение в другой национальный реестр.

Также можно рассмотреть Конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , где в ст. 3 термин «воздушное судно» уже отражен, но в данной Конвенции Российская Федерация не участвует.

Если рассматривать терминологию данной статьи Конвенции, то наиболее близкий термин к «космический корабль» является термин «воздушное судно».

Термин «воздушное судно» в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) гл. 5, ст. 32, п.1 означает летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, который делится:

• на воздушное судно;

• на легкое воздушное судно;

• на сверхлегкое воздушное судно;

• на пилотируемое воздушное судно;

• на беспилотное воздушное судно;

• на беспилотную авиационную систему.

Но следует отметить, что в данной статье термин «космический корабль» отсутствует.

Соответственно, при анализе данной Конвенции и Кодекса необходимо рассмотреть, как в настоящее время происходит организация и юридическое оформление процесса купли-продажи воздушного судна.

В настоящее время на международном коммерческом рынке космических услуг спрос на новые частные воздушные судна (далее – самолет) значительно превышает предложение, заказы на новые самолеты принимаются на несколько лет вперед.

Отношения между покупателем и продавцом-посредником обычно регулируются письмом о намерениях (letter of intent) или предложением о покупке, подписанным обеими сторонами, которые впоследствии заменяются договором купли-продажи.

В сделках по купле-продаже частных самолетов обычно участвуют стороны, находящиеся в различных странах, при обсуждении условий подобной сделки покупателю целесообразно рассмотреть вопрос о выборе применимого права, которое наилучшим образом будет обеспечивать его интересы.

Большинство участников международного рынка регулирующим правом в сделках на куплю-продажу частного самолета выбирают швейцарское право. Особенно в случаях, когда продавец находится в стране общего права, а покупатель в стране континентальной правовой системы.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о невозможности применения данной Конвенцию при продаже космического корабля иной стороне, которая не находится на территории Российской Федерации, так как космический корабль как и воздушное судно требует национальной регистрации.

Переход на коммерциализацию в космической деятельности вполне возможен, и такой момент обязательно настанет, и тогда придется рассматривать вопрос, какое регулирующие право мы можем применить, или обратиться к швейцарскому праву, которое используется в настоящее время в договорах купли-продажи воздушного судна.

Также можно обратить внимание на термин «космический корабль», который отсутствует в Законе Российской Федерации «О космической деятельности» , но если обратиться к ст. 20, п. 2, то можно выделить такое понятие как пилотируемый космический объект.

Кроме того, в Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 1980 г. отмечен недостаток юридической техники в части ст. 2, где не учтены термины «космический корабль» и «пилотируемый космический корабль». Данное обстоятельство может вводить в заблуждение участников рынка космических услуг.

В связи с этим считаю целесообразным уточнить формулировку «пилотируемый космический объект» или ввести новые термины «космический корабль» и «пилотируемый космический корабль» в существующий Закон РФ «О космической деятельности».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980).
2. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров: постатейный комментарий к положениям, определяющим сферу ее применения (Асосков А.В.) («Инфотропик Медиа», 2013). Комментарий Секретариата. Ст. 2. Rn. 9.
3. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60- ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018).
5. Закон РФ «О космической деятельности» от 20.08.1993 № 56631 (ред. от 07.03.2018) .
6. Савельев, В.А. Актуальные вопросы ответственности в международном космическом праве // Право и политика. 2000. № 6.
7. Сурков М. М. Принципы международного морского, воздушного и космического права // Лаборатория книги. 2010.
8. Мельников А.Г. Особенности правоотношений в космическом пространстве // Юридический мир. 2018. № 9.
9. Певцова Е.А. Роль молодежи в современном правовом обществе// Гражданин и право. 2009. № 1.
10. Певцова Е.А. Роль юристов и педагогов в формировании правосознания несовершеннолетних// Народное образование. 2006. № 9.
11. Певцова Е.А. Юридическая техника и проблемы развития образовательного законодательства// Юстиция. 2007. № 3.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (67) 2018

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code