ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРЕЦИИ

Д. И. Христидис

В статье рассматриваются основные проблемы профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в Греции, подчеркивается необходимость выстраивания целостной системы данной подготовки в связи с потребностями современного общества. В центре внимания находятся педагогические проблемы. Среди проблем профессиональной подготовки менеджеров для сферы паломнического туризма отмечаются: недостаточное количество учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, недостаточное внимание к психолого-педагогическому циклу учебных дисциплин и др. Дается общая характеристика профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в некоторых учебных заведениях Греции. Большое внимание среди обязательных предметов уделяется иностранным языкам, в числе которых и русский, что говорит о возможностях активизации подготовки специалистов на международном уровне. Изучение содержания профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в Греции может быть полезно в целях обмена педагогическим опытом.

Ключевые слова: туризм, паломнический туризм, профессиональная подготовка в сфере туризма в Греции, менеджер паломнического туризма.

 

Паломнический туризм в Греции является особой формой туризма с традиционной значимостью присутствия в стране, поскольку этот вид туризма бурно развивается еще с древних времен. Изучение профессиональной подготовки специалистов для сферы паломнического туризма в Греции позволило выявить определенные проблемы в данной области. Сегодня отмечается значительное увеличение потока православных туристов и паломников и недостаточное количество профессионалов для удовлетворения потребностей туристов в этой сфере. Очевидно, одну из главных ролей в развитии паломнического туризма в Греции играют туроператоры, предлагающие и продвигающие этот продукт как на внутреннем,так и на международном рынке.

Некоторые туроператоры считают, что около 85% паломников, посещающих святые места в Греции, являются гражданами страны, и, соответственно, большая их часть не нуждается в сопровождении православных гидов. Однако это не правомерно, т.к. сопровождение грамотного гида все же способствует проявлению наибольшего интереса к паломничеству среди граждан Греции и других стран, духовному обогащению туристов, мотивации к посещению новых малоизвестных объектов. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются такие святые места, как: Святая Гора Афон, Метеоры, абсолютно все населенные острова Греции – Патмос, Сирос, Корфу, Тинос и другие, практически вся материковая часть страны. Однако существуют и менее известные, но не менее привлекательные для паломников святые места. Глава союза отельеров префектуры Трикала(округ Греции)Сотирис Фамисис отмечает, что в настоящее время «святые монастыри Метеоры посещают около 850—<000 туристов в год …». Приблизительно 500~<000 гостей останавливаются на одну или несколько ночей в городе Ка- ламбака у подножья скал Метеор, а остальные туристы посещают святыни в форме однодневной экскурсии. Христос Петреас, консультант по развитию туризма и член комитета по православному туризму при Греческой церкви, отмечает: «В Греции мы принимаем паломников и туристов из разных стран, особенно из православных стран Восточной Европы., а также множество греков, путешествующих по стране с целью преклонения к святыням» [2]. Эмпирическое исследование показало, что большая часть туристов-иностранцев воспитаны на семейных православных традициях, с детства знают основы религии и желают получить сопровождение профессионального православного гида, способного грамотно предоставить всю необходимую информацию о святых местах, интересующих их. Как утверждает Георгиос Лагос, «большинство современных туристов-паломников – это люди старше 55-60 лет с развитыми религиозными чувствами», которые успешно сочетают туристический отдых с паломничеством. Мотивация и повод отправиться в путешествие вызваны религиозными убеждениями и чувствами, отмечает менеджер по продажам государственного туристического центра «Athos Hellas», предоставляющего разрешение на поездки на Святую гору Афон [1]. Он также подтверждает, что заметно увеличение спроса на данные профессиональные услуги, т.к. туристические агентства несут ответственность., в связи с чем есть насущная необходимость профессиональной подготовки данных специалистов» [1]. Все вышесказанное актуализирует проблему профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма. Однако сегодня количество учебных заведений в Греции, предоставляющих возможность профессиональной подготовки данных специалистов, не соответствует современным потребностям.

Профессиональная подготовка менеджеров паломнического туризма в Греции поддерживается государством и осуществляется в государственных высших и средних учебных заведениях, а также в некоторых лицензированных частных училищах, а право на ведение практической деятельности в этой сфере приобретается только немногими выпускниками, которым удается в соответствии с существующим законодательством (710/1977) получить необходимую лицензию, сдав государственные экзамены. Наличие лицензии внимательно отслеживается Министерством туризма, проводятся экспертные проверки туроператоров и при не предоставлении лицензий сотрудники (менеджеры) лишаются работы, а директор (руководитель агентства) оплачивает немалые штрафы. Строгая аттестация в данной профессии просто необходима, ведь подразумевается, что менеджеры общаются с туристами на иностранных языках, что затрудняет процесс контроля за передачей информации туристам. От профессионализма и качества работы менеджера паломнического туризма напрямую зависит впечатление туристов о стране, правильное понимание ее традиций,обычаев и нравов современного общества, в конце концов вклад в экономику Греции.

В связи с этим сегодня Министерство туризма прилагает большие усилия для возобновления, создания и развития учебных заведений, направленных на профессиональную подготовку специалистов высокого уровня.

Открываются новые частные учебные заведения, которые благодаря профессионализму греческих и иностранных преподавателей, внедрению новых технологий — инновационных средств обучения, осуществляют подготовку профессионалов, имеющих высокий рейтинг в туристической сфере.

Учебные заведения по подготовке менеджеров паломнического туризма дают образование в соответствии с установленным стандартом, который был утвержден совместным решением Министерства образования и организации «Исследования религий и туризма» (правительственный бюллетень 2532 / В / 2017) № 12360 / 12.07.2017).

В соответствии с данным стандартом обучение в средних специальных заведений (училища) составляет два года.

К обучению принимаются граждане Греции, граждане государств — членов ЕС и граждане стран, не входящих в ЕС, при условии, что они законно проживают в стране, хорошо владеют греческим языком (уровень C1 / C1) и владеют, по меньшей мере, одним (кроме греческого) иностранным языком.

С 2014 г. осуществляется профессиональная подготовка менеджеров для сферы паломнического туризма в Университете «Македония» города Салоники (магистр, MTM, Government Gazette No. 2, no. 2056, 29 июля 2014 года, стр. 25771—25774: № . 114002 / Закон 3685/2008). В 2017 г. в университете 70% обучающихся составляют выпускники общеобразовательных или профессиональных учебных заведений и 30% — выпускники высших учебных заведений.

Следует отметить, что обучение здесь является бесплатным для всех, по интересующему нас направлению подготовки существует только очная форма обучения. Посещение занятий по всем дисциплинам учебной программы является обязательным, в университете осуществляется строгий контроль.

Образовательная программа включает:

a) 945 часов обучения (780 часов теоретического обучения и 165 часов посещения музеев, археологических памятников, правосланых и исторических мест, утвержденных программой);

b) 65 дней образовательных экскурсий;

c) четыре самостоятельно спланированные экскурсии;

d) письменные экзамены;

e) устный выпускной экзамен.

Профессиональная подготовка определяется Регламентом Министерства туризма по обучению специалистов туристской деятельности (правительственный бюллетень 2532 / В / 2017).

Структура учебного плана такова:

a) обязательные предметы;

b) предметы по выбору;

c) дипломная работа.

Обязательных предметов в подготовке магистров для сферы паломнического туризма насчитывается по 12 в каждом семестре (гос. стандарт 114002 / B7, статья 6 GG 2056 / 29.07.2014). Среди них: «Менеджмент туризма», «Организация религиозных туров», «Религиоведение», «Основы православия», «Управление маркетингом в сфере туристических услуг», «Бухгалтерский учет», «Методология исследования», «Управление в сфере услуг», «Управление взаимоотношениями с клиентами», «Межкультурный маркетинг», «Специальные и альтернативные формы туризма», «Количественные методы и анализ данных в области туризма», «Стратегический менеджмент», «Стратегический маркетинг в туризме», «Информационные технологии в туризме», «Управление финансами», «Управление персоналом», «Менеджмент маркетинга туристических направлений», «Менеджмент маркетинга событийного туризма», «Инновации и предпринимательство в сфере туризма», «Качество туристических услуг».

Студентам, успешно сдавшим письменные и устные выпускные экзамены, выдается диплом магистра, при наличии которого они могут получить государственную лицензию для осуществления профессиональной деятельности в сфере туризма в Греции (статья 2, Закон 710/77).

В 2017 году возобновлена профессиональная подготовка менеджеров паломнического туризма в Афинском училище, которая не осуществлялась многие годы. Там же открылись курсы переквалификации туристских агентов в менеджеров паломнического православного туризма.

В сентябре 2017 года открыта кафедра переподготовки менеджеров паломнического туризма в Афинском университете, где можно получить, имея среднее или высшее образование, квалификацию менеджера паломнического туризма. Обучение длится два года, и после сдачи соответствующих государственных экзаменов выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Учебный план подготовки менеджеров паломнического туризма в Афинском университете включает историю, византийскую и современную греческую литературу и искусство, историю современного эллинизма, историю искусства, историю развития туризма, туристическое и археологическое законодательство, религиоведение, методику подачи материала туристам разных категорий и др. В процесс профессиональной подготовки входит обязательное посещение музеев, памятников, археологических, исторических, паломнических мест, храмов и монастырей, образовательные экскурсии. Следует отметить, что особое внимание уделяется практическому обучению студентов, практику студенты проходят в туристических компаниях. В конце учебного года проводятся письменные и устные экзамены, защищается отчет по практике.

В г. Салоники (Северная Греция) при поддержке Министерства образования в 2015 году в среднем профессиональном государственном образовательном учреждении «Альфа» была введена новая лицензированная учебная программа «Религиозный туризм и паломнические туры». Эта программа ориентирована на подготовку менеджеров религиозного туризма, особое место в ней отведено современным методам интерпретации памятников и проведения религиозных экскурсий.
Ваилиос Берте, директор училища, отмечает, что открытию новой образовательной программы способствовал конкурс, объявленный департаментом образования Греции, на введение новых специализаций в государственных училищах. Данная программа заняла в конкурсе первое место, что доказывает важное значение подготовки данных специалистов, в том числе и для решения проблемы безработицы в стране.

Программа включает в себя знакомство обучающихся со всеми памятниками и религиозными сооружениями, храмами, монастырями. Обязательными учебными предметами являются иностранные языки – английский и русский, что связано с учетом посещения православных святынь Греции туристами из стран ЕС и России.

Программа профессиональной подготовки в данном учебном заведении включает в себя следующие дисциплины: «Принципы религиозного туризма»; «Методы организации поездок»; «Туристическая география и религиозные памятники за рубежом»; «Туристическая география и религиозные памятники в Греции»; «Основы христианской археологии»; «Основы теологии»; «Основы религии»; «Предпринимательство и религиозный туризм»; «Английская терминология туризма»; «Иностранный язык» (по выбору); «Практическое применение знаний к специальности»; «Базовые навыки оказания первой помощи»; «Коммуникационная техника – паломничество»; «Маркетинг в сфере туризма – навыки продаж»; «Информация о законодательстве в сфере туризма»; «Альтернативные формы туризма» и др.

Анализируя современную систему профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в Греции, мы отметили, что данная подготовка носит практико-ориентированный характер, большое значение придается непосредственному участию обучающихся в работе туристических агентств, самостоятельной разработке туристских маршрутов религиозной тематики.

На наш взгляд, серьезным упущением в системе профессиональной подготовки является недостаточное внимание к дисциплинам психолого-пеадгогического цикла. Мы считаем это важным аспектом в профессиональной подготовке, так как менеджер паломнического туризма имеет непосредственное отношение к духовному развитию людей, их воспитанию и образованию.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что у Греции большая перспектива профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в высших и средних специальных учебных заведениях, данная специальность является актуальной, востребованной и конкурентоспособной на активно развивающемся туристическом рынке в стране с богатой религиозной историей.

Выявленные актуальные проблемы профессиональной подготовки менеджеров паломнического туризма в Греции позволят определить концептуальный подход, выбрать оптимальные методы и средства обучения. Результаты решения данных проблем в Греции будут полезными также и для совершенствования профессиональной подготовки специалистов паломнического туризма в России.

 

Примечания

1. Лагос Г. Паломничество и религиозный туризм в Греции на современном этапе // Внутренний и внешний туризм: статус и перспективы : научно-практическая конференция. Афины, 2016. С. 78—85.
2. Христос П. Развитие туристических маршрутов паломничества в Греции // Международное паломничество и туризм : сб. научных статей. Афины, 2015. С. 315-420.
3. http://www.uom.gr/media/docs/modetm/M-ODE-TM kanonismos-april-2015.pdf References
1. Lagos G. Pilgrimage and religious tourism in Greece at the present stage [Palomnichestvo i religioznyy turizm v Gretsii na sovremennom etape]. In: Domestic and foreign tourism: status and prospects: Intern, scientific-practical conference [Internal and external tourism: status and prospects: scientific-practical conference]. Athens, 2016. Pp. 78—85.
2. Christos P. Development of tourist pilgrimage routes in Greece [Razvitiye turisticheskikh marshrutov palomnichestva v Gretsii]. In: International pilgrimage and tourism: Sa. scientific articles[International pilgrimage and tourism: Sat. scientific articles]. Athens, 2015. Pp. 315—420.
3. http://www.uom.gr/media/docs/modetm/M-ODE-TM kanonismos-april-2015.pdf

Источник: Научный журнал “Вестник Московского государственного университета культуры и искусств”. 2018. № 4 (84)

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code