РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Н. В. Погорелова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности Челябинского государственного института культуры
Л. А. Николаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Челябинского государственного института культуры

В статье рассматривается социально-культурная активность студенческой молодежи как интегральное качество личности, дана характеристика студенческой молодежи. Авторами предложен проект развития социально-культурной активности студенческой молодежи в условиях вуза через взаимодействие с ветеранами вуза. В статье представлены цели, задачи, методы, принципы и этапы реализации проекта, ключевые формы реализации проекта.

Ключевые слова: социально-культурная активность, студенчество, студенческая молодежь, вуз, ветеран, социально-культурное взаимодействие, воспитательная работа, включение в совместную деятельность, профессиональное и личностное развитие личности, качество, проект, принцип, форма, метод.

 

Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, выдвигают высокие требования к уровню активности личности. Более того, активность личности на современном этапе не может рассматриваться в отрыве от культурной среды, в которой происходит ее жизнедеятельность. Динамичность и изменчивость современных условий предполагает обязательное включение личности в преобразовательное взаимодействие со средой и социумом. В современном обществе молодой человек имеет широкие возможности для творческого поиска, для проявления активности во всех сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной деятельности, которая предоставляет максимальные возможности для выражения качеств личности, формирования навыков самостоятельной деятельности в социокультурном пространстве, осознанного выбора видов и форм творческой самореализации.

Однако возможности реализации социально-культурной активности подрастающего поколения нередко затруднены противоречиями между потребностями социума в формировании активной личности и индифферентностью современного молодого человека, его отчуждением от участия в деятельности институтов сфер культуры и образования. В практике социально-культурной деятельности на протяжении ряда лет отмечено существование субъект-объектных концепций, ориентированных на односторонне рационалистические представления о человеке и, как следствие этого, рассматривающих участника культурных мероприятий в качестве объекта. Это привело к тому, что культурная активность стала пониматься как активность исполнителя.

Становление проблемы социально-культурной активности, по словам Н. А. Соколовой, как одной из проблем исследования в науке вообще и в педагогике в частности связано, прежде всего, с наличием или отсутствием социального заказа на формирование личности определенного типа. Таким образом, весь период существования проблемы социально-культурной активности можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап – до середины XIX века — характеризуется тем, что социальный заказ на формирование социально активной личности практически отсутствовал. В это время акцент при изучении вопроса ставился на роли активности как качества человека в его индивидуальном развитии.

Второй этап – середина XIX – начало XX века — характеризуется появлением идей гуманистов, признававших стремление личности к максимальному самовыражению посредством проявления собственной активности, в том числе и социально-культурной. В этот период начинает формироваться социальный заказ на личность, способную конструктивно влиять на окружающий мир.

Третий этап – с середины до конца XX века — характеризуется четко сформированным государственным заказом на формирование личности, обладающей способностью и готовностью к преобразованию окружающей действительности. В это время ведутся многие теоретические исследования проблемы социально-культурной активности, которая рассматривается как интегральное понятие, проявляющееся и как побудитель к деятельности, и как устойчивое свойство личности.

Четвертый этап – конец XX века – настоящее время – характеризуется наличием четко сформированных социального и государственного заказов на личность, проявляющую активность в социокультурной среде. На данном этапе формируется проблематика, связанная с гуманистическим подходом к развитию человека как субъекта социально-культурной деятельности. Этот подход предполагает признание изначально конструктивной природы человека, свободно осуществляющего свой выбор, выдвигает на первый план самодетерминацию личности, что приводит к рождению новых форм проявления социально-культурной активности. В практической сфере опыт воспитания активности на данном этапе характеризуется значительным разнообразием, в практику образовательных учреждений активно внедряется технология социального проектирования, позволяющая в современных условиях развивать у молодежи навыки активного самопроявления и преобразования окружающего мира [3, с. 120].

К настоящему времени в науке накоплен обширный материал, характеризующий социально-культурную активность как свойство и состояние деятельности (М. А. Нугаев), как меру участия личности в социальном творчестве (Е. А. Ануфриев), как готовность к действию (Д. Ц. Беновски), как деятельность свободную, осознанную,напряженную (Р. Е. Богданова, В. А. Дол- гополов, Н. Ф. Третьяков), как объективацию соответствующей черты личности (В. Г. Мордкович), как внутренне необходимую для социального субъекта позитивную деятельность (В. Х. Беленький); как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни (Н. С. Мансуров); как деятельность, вызывающую те или иные сдвиги в материальных и духовных условиях жизни общества и общественных отношениях (К. И. Микульский).

В рамках нашего исследования мы понимаем социально-культурную активность молодежи как интегральное качество личности, обеспечивающее особое деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социокультурной действительности посредством реализации личностных и социально значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии молодых людей между собой и со взрослыми. Под формированием социально-культурной активности молодежи мы понимаем процесс и результат развития ее социально-культурной активности как интегрального качества личности под влиянием целенаправленного педагогического воздействия и совокупности факторов среды, в которой происходит их жизнедеятельность, что созвучно с понятием творческая активность, которое характеризует личностно ориентированное отношение к творческой досуговой деятельности и степень включенности в творческий процесс [2, c. 90].

В современном российском обществе происходят глобальные экономические, политические, социальные и культурные изменения, предъявляющие особые требования к воспитанию молодого поколения. Стимулирование социально-культурной активности студентов, самостоятельное проявление ими инициатив по разработке и осуществлению (индивидуальных или групповых) социальных проектов, направленных на решение социально значимых проблем, саморазвитие, самореализация молодежи — одни из ключевых направлений воспитательной деятельности вуза.

Работа, направленная на формирование и развитие социально-культурной активности студентов в условиях вуза, ставит в качестве основной цели удовлетворение индивидуальных и общественных желаний и требований посредством осуществления социально активных действий.

Высшее учебное заведение (далее — вуз) должно выступать гарантом осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечивая тем самым появление принципиально новых технологий воспитания, которые будут осуществлять самовоспитание, самообучение и саморазвитие студенческой молодежи. В данном случае необходимо обращать внимание на разработку и реализацию социально значимых событий в вузе как основного направления воспитательной работы, положительно сказывающихся на подготовке грамотных и профессиональных выпускников, отличающихся социально-культурной ответственностью и активностью.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей, отмечает Ю. В. Шафигуллина, подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием [4, с. 150].

Е. А. Ануфриев подчеркивает, что социально-культурная активность, будучи общественным свойством личности, развивается через систему связей человека с окружающей социально-культурной средой в процессе познания, деятельности и общения и может иметь различную степень проявления. Именно от соотношения между субъективными установками на деятельность и социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и зависит тот или иной уровень социально-культурной активности [1].

С целью развития социально-культурной активности студенческой молодежи в условиях вуза нами разработан проект «Ветераны вуза — молодому поколению» (далее — проект).

Данный проект представляет собой ряд социально значимых мероприятий и направлен на организацию взаимодействия студентов и ветеранов вуза с целью содействия личностному и профессиональному становлению студентов.

Кроме того, в качестве задач реализации проекта мы выделяем:

— создание и поддержание многогранных корпоративных связей с ветеранами вуза;

— решение проблемы преемственности поколений и становление важных для вуза традиций;

— формирование стремлений студентов на успех в общественной деятельности;

— знакомство студентов с разными формами и типами общественных отношений, специфическими чертами социального общения;

— расширение положительных знаний, умений и навыков студентов, способствующих выражению инициативности, ответственности и самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности;

— содействие в достижении студентами личностной и профессиональной успешности, благоприятно влияющих на трудоустройство и профессиональную адаптацию студентов.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих принципов:

— принцип гуманистической направленности воспитательного процесса, выражающийся в необходимости сочетания целей общества и личности;

— принцип природосообразности, выражающийся в учёте природных способностей и возможностей студенческой молодежи;

— принцип культуросообразности, основанный на формировании у студенческой молодежи эстетического отношения к окружающему миру на основе целостного интегративного знания о мире;

— принцип индивидуального и лич- ностно-деятельного подхода (изучение и учёт особенностей личности, их развитие, преобразование, включая систему воспитательной деятельности);

— принцип наглядности, использующий иллюстративно-демонстративные методы и конкретные жизненные факты;

— принцип доступности и посиль- ности, учитывающий мотивацию и настрой студенческой молодежи, позволяющий определить «золотую середину» подачи материала;

— принцип занимательности и увлекательности (организация игровых ситуаций, театрализации и художественного иллюстрирования);

— принцип свободы выбора (право студенческой молодежи на добровольность участия, удовлетворение потребностей, самовоспитание, самореализацию);

— принцип органичности и новизны воздействия;

— принцип творчества (появление творческих способностей в организации жизнедеятельности как способа самореализации, самоутверждения и дальнейшего роста).

К методам реализации проекта относятся:

– метод художественного иллюстрирования,

– метод группового общения, сотворчества, сотрудничества,

– метод коллективного участия,

– метод активного участия.

Разработанный нами проект предполагает реализацию трех этапов.

I. Диагностика умений, навыков и способностей студентов,характеризующих исходное состояние социально-культурной активности студентов вуза. Используемые методы и формы: диагностические методики, наблюдения, тестирования, опросы, анкеты, тренинги.

II. Организация рабочей и социально-культурной среды, способствующей благоприятному социально-культурному взаимодействию студентов и ветеранов вуза.

К этапам подготовки каждого события в рамках данного проекта относятся:

1) предсобытийный этап: решение организационных вопросов, подготовка сценария,печатной и сувенирной продукции,рекламная акция, размещение пресс-релизов в СМИ;

2) событийный этап: организация и проведение мероприятия;

3) послесобытийный этап: подготовка и размещение пост-релизов, размещение фотоотчета на официальном сайте вуза, в социальных сетях и других интернет-ресурсах.

На данном этапе осуществляется знакомство студентов с ветеранами вуза через творческие встречи, мастер-классы, практические занятия, брифинги, скайп-конференции, коучинги, дискуссионные клубы, деловые игры и др.

Реализация проекта, предполагающая совместную деятельность студентов и ветеранов, осуществляется через следующие формы взаимодействия.

1. Регулярные встречи с ветеранами вуза — проходят в формате беседы и включают в себя: знакомство с биографией гостя (в том числе с использованием фото-и видеосюжетов), историей его личностного и профессионального становления, обмен мнениями, обсуждение вопросов, актуальных для студенческой молодежи и общества в целом и т. д. Интервьюирование гостя ведущим по таким вопросам, как выдающиеся достижения ветерана вуза, организация рабочего процесса, мотивация на успех, отношение гостя к современной ситуации развития сферы профиля вуза и др. Далее беседа проходит в формате «свободный микрофон». Встреча заканчивается автограф-фотосессией, где каждый из присутствующих в зале может получить автограф или сделать фото с гостем на память о встрече. Каждая встреча длится около полутора-двух часов.

2. Мастер-классы, проводимые ветеранами вуза. Данная форма предполагает совместную практическую работу ветерана вуза и студентов. Тематика мастер-классов определяется актуальностью тем для студенческой молодежи и спецификой вуза.

3. Деловые игры, проводимые с участием ветеранов вуза. Участие в подобном мероприятии регулируется установленным ходом и правилами игры.

4. Совместное участие студентов и ветеранов вуза в социально значимых акциях, посещение выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, презентаций, конференций, имеющих объединяющее значение.

5. Дискуссионный клуб, целью которого является обсуждение наиболее острых общественных и профильных проблем; предлагаются пути их решения.

6. Фестиваль социально значимых проектов, где ветераны вуза выступают кураторами студенческой молодежи. В процессе разработки проекта осуществляется социально-культурное взаимодействие с ветеранами вуза, направленное на профессиональное и личностное становление студента, происходят обмен мнениями, дискуссии и т. д., а также передача опыта по разработке и реализации подобных проектов. Данная форма предполагает не только разработку, но и реализацию предложенных проектов, что также будет эффективно сказываться на получении студентами профессионального опыта.

III. Анализ коллективной и индивидуальной работы студентов, процесса развития социально-культурной активности студентов. Методы: тестирование, опросы, наблюдения, сравнение результатов, полученных при первичной диагностике, и тех, которые студенты показывают по итогам данной программы.

Подчеркнем, что после реализации проекта предполагается высокий рост личностных профессиональных навыков студентов, их активное включение в социально-культурные процессы г. Челябинска и Челябинской области, а также в проекты, реализуемые на федеральном и международном уровнях. Студенты демонстрируют мастерство публичных выступлений и т. д. Отмечается развитие личностных качеств и высокий рост профессиональных навыков студентов, их активное включение в деятельность. Здесь важно непосредственное взаимодействие студентов разных курсов с профессионалами, специалистами, демонстрирующими в рамках совместной деятельности свои личностные качества и профессиональные навыки. Студенты, в свою очередь, получают ответы на волнующие их вопросы личностного и профессионального роста.

Таким образом, при подобной налаженной системе взаимодействия с ветеранами вуза студенты на протяжении всего периода обучения имеют возможность определиться с направлением в предполагаемой сфере профессиональной деятельности, сформировать авторитетное мнение о себе как профессионале, наладить профессиональные контакты. Таким образом, разработанный нами проект не только способствует развитию таких качеств студентов, как социально-культурная активность, инициативность, креативность, гибкость мышления, лидерство, коммуникативность, ответственность, но и направлен на их профессиональное становление, налаживание и поддержание профессиональных контактов, что оказывает содействие развитию у них таких необходимых для современного специалиста качеств, как социально-культурная активность и профессиональная пригодность. Модель формирования социально-культурной активности студентов в полисубъектной среде вуза представляет собой многоуровневую функциональную систему, которая направлена на повышение интереса к проявлению социально-культурной активности, повышение уровня осознанности, самоопределения, саморазвития и самореализации молодежи и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-методического и оценочно-результативного блоков.

 

Примечания

1. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности; личность как объект и субъект социальных отношений. Москва: МГУ, 2014. 287 с.
2. Погорелова Н. В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. 181 с.
3. Соколова Н. А. Формирование социальной активности подростков в полусубъектной среде дополнительного образования: монография / Н. А. Соколова, Ю. Н. Губин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 179 с.
4. Шафигуллина Ю. В. Социокультурные особенности современного студенчества // Система ценностей современного общества. 2009. № 9. С. 149-154.

Источник: Научный журнал “Вестник Московского государственного университета культуры и искусств”. 2018. № 4 (84)

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code