САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Т.М.Дерендяева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Института прикладной экономики и менеджмента Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Г.А.Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права

Профессиональная ориентация молодежи, самореализация и выбор профессии, электронная культура, самореализация и профессиональное становление молодых людей, междисциплинарные исследования.

Рассматривается профессиональная ориентация молодежи как психолого-педагогическая, социально- культурная и инновационная деятельность по обеспечению самореализации молодых людей и формированию профессионально важных качеств в условиях доминирования в обществе электронной культуры. Делается вывод о том, что в условиях интернетизации и медиатизации общества выбор профессии является сложной многоаспектной проблемой, не поддающейся пока достаточно полному описанию и исследованию с позиции какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции и требует для своего исследования выработки комплексного междисциплинарного подхода.

 

Качество высшего образования является важнейшим условием создания общеевропейского образовательного пространства и модернизации высшего профессионального образования России. Профессиональная ориентация молодежи, адекватная возможностям отдельно взятой личности и запросам общества в целом, всегда рассматривалась как критерий качества образовательной деятельности. По справедливому замечанию К. Манхейма, «в рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны это делать с учетом нужд и потребностей данного общества» [5, с. 442]. В условиях современной рыночной экономики, изменчивости и непредсказуемости социально-экономической ситуации усложняется характер профессиональных ориентаций вступающих в жизнь молодых людей, вынужденных адаптироваться к нестабильной ситуации на рынке труда. Предполагается, что в результате специально организованного обучающего и воспитательного воздействия обеспечивается успешный результат поиска соответствия между индивидуальными возможностями, интересами и способностями молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, и требованиями конкретной профессии.

Самореализация молодого человека начинается с выбора собственного жизненного пути, который связан, прежде всего, с выбором профессии. Организация профориентационной работы в образовательных организациях – задача чрезвычайно сложная и актуальная, что в первую очередь вызвано значительной изменчивостью внешних условий, снижением государственного финансирования высшего образования, аг-рессивной конкурентной политикой вузов-лидеров, демографическим спа-дом, а также другими не менее важными причинами [7].

Система высшего образования, действующая в режиме постоянного реформирования, объективно требует осуществления новых подходов к управлению, предполагающих усиление его конкретных функций, разработку вариантных структурных мо- 80 делей, внедрения новых технологий, а также научного обоснования планируемых управленческих действий [2, 6].

Анализ ситуации в управлении высшими учебными заведениями как сложными социально-экономическими системами показывает, что методы профориентационной работы, сформировавшиеся в прежних условиях функционирования этих систем, становятся недостаточными для выполнения усложнившихся управленческих функций. Отсутствие государственных гарантий трудоустройства после окончания обучения существенно тормозит формирование и успешную реализацию карьерных стратегий молодых людей. Появление и распространение принципиально новых носителей информации, иных способов ее освоения и передачи, визуализация восприятия действительности через электронные устройства кардинально меняет формы и методы обучения, наполняет его другим содержанием. В силу этого профориентации молодежи как многогранная реальность нуждается в глубоком междисциплинарном исследовании в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, пронизывающих все содержание социальной жизни [1].

Анализ научной литературы позволил установить, что оценка работы образовательных организаций по профессиональной ориентации молодежи, с одной стороны, связана с рядом сложностей в определении оптимальных способов и методов ее наиболее эффективного осуществления, а с другой стороны, направлена на соизмерение затрат и результатов проведенной профориентационной работы. Педагогические условия развития ранней профессиональной ориентации старшеклассников исследовались в работах Г.А. Бокаревой, М.Ю. Бокарева, О.С. Гребенюка, К. Левина, Е.С. Кузьмина, проблемы профориентации и профессионального самоопределения с различных позиций рассматривались Н.Ю. Бугаковой, В.А. Дембровым, В.В. Тимофеевой и другими яркими представителями педагогической науки. Все они, являясь представителями различных научных школ, сходятся во мнении, что в условиях модернизации и интеграции в мировое образовательное пространство профориентация является системой взаимосвязанных целей, задач и функций, направленных на установление оптимального соответствия между личностью и избранной профессией.

Еще Карл Маркс, подчеркивая важность выбора профессии, писал, что «возможность такого выбора является огромным преимуществом человека. Но выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным. Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела. Если же мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будем убедиться в своей собственной неспособности и сказать себе, что мы – бесполезные члены общества» [6].

По мнению известного социолога И.С. Кона, «найти себя – значит найти свое место в жизни, выбрать из громадного множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально соответствовали бы твоей индивидуальности. Выбор специальности делает человека чем-то определенным, он обретает сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Мало, чтобы деятельность была общественно полезной, нужно, чтобы она удовлетворяла самого человека, чтобы она соответствовала, пусть не полностью, но в общих чертах, его личному идеалу» [4, с. 163-167]. Завышенные карьерные ожидания, которые потенциально не могут быть реализованы, способны в будущем привести молодого человека к разочарованию в выбранной профессии.

Все это выдвигает новые требования к системе профессионального образования, которая вносит важный вклад в развитие профессиональной направленности личности на ранних этапах профессионализации и представляется сложным и ответственным моментом в жизни подрастающего поколения. Отсюда следует, что социальное назначение института профессиональной ориентации состоит в обеспечении правильного выбора профессии отдельной личностью, в результате чего обеспечивается воспроизводство рабочих кадров в обществе в целом [2, 3].

Профессиональное самоопределение предполагает долговременное планирование личного профессионального пути молодого человека на основе анализа развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. Поэтому профессиональная ориентация – это актуальная социально-педагогическая проблема, обусловленная, с одной стороны, необходимостью удовлетворения потребности социума в квалифицированных специалистах, а с другой стороны, – потребности молодых людей в трудовой и профессиональной самореализации.

В мегаполисах преобладают специалисты с высшим образованием, которые успешно работают по избранной специальности. Молодые люди из областных центров имеют значительно меньше шансов работать по специальности, а половина сельской молодежи вообще не имеет возможности найти достойную работу [5]. Подобная ситуация увеличивает вероятность нарастания социального неравенства. Эти обстоятельства демонстрируют влияние на процесс формирования человеческого капитала места жительства, которое определяет доступ к образовательным услугам и позволяет в будущем занять достойное место на рынке труда.

Отсутствие гарантий успешного трудоустройства по специальности обуславливает проблему, препятствующую самореализации молодежи в современном российском социуме, а именно проблему трудоустройства в соответствии с полученным образованием. Реформы, проводимые в последние годы во всех общественных сферах, связаны с сокращением рабочих мест в сфере материального производства и их увеличением в системе перераспределения. Появление в современной экономике новых форм бизнеса обусловило необходимость профессиональной мобильности и повышения конкурентоспособности работников. Ранее востребованные формы профориентации во многом перестали соответствовать реалиям жизни, а новые еще находятся в стадии формирования.

Непрерывное образование в течение всей жизни, повышение профессиональной квалификации и получение дополнительного образования в условиях постиндустриального общества стали нормой жизнедеятельности конкурентоспособного специалиста. Интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей человека становятся наиболее ценными характеристиками его личности, адаптирующими возможности решения новых постоянно усложняющихся профессиональных задач. Ранее в статье «Особенности интеграции социально-экономического и инженерно-технического образования при подготовке специалистов современных производств» мы отмечали, что эффективность любой профессиональной деятельности во многом определяется самим субъектом деятельности, поэтому выявление личностных качеств, лежащих в основе субъектной позиции, является одной из основных задач психологии и профессиональной педагогики [3, с. 115].

В психолого-педагогической литературе под профессиональной ориентацией подразумевается специально организованная работа по формированию профессиональной направленности молодежи, развитию у молодых людей способности сознательно выбирать профессию с учетом общественных потребностей и оказанию им помощи в самоопределении. Профориентацию также определяют как научно обоснованную систему мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей народного хозяйства, а также интересов, способностей и возможностей личности [1, 2, 3]. Профориентация входит в круг вопросов научного управления социальными процессами, воспитания подрастающего поколения, рационального распределения трудовых ресурсов через выбор жизненного пути, адаптацию человека к профессии и формирование профессионального мастерства. Поэтому в понятие профессиональной ориентации многие включают научно-практическую систему подготовки личности к сознательному профессиональному самоопределению, целенаправленных воздействий на нее, осуществляемых в процессе специально организованных мероприятий [2, 4, 7]. Особенностью такого подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющего подготовиться к профессиональной карьере, самопрезентации себя как специалиста на рынке труда. Отсюда следует, что профессиональная ориентация это – сложная многоаспектная проблема, цели которой лежат в социальной сфере, а степень их достижения сопряжена с определенным экономическим эффектом. Поэтому многие ученые традиционно выделяют социально-экономический, медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты ситуации выбора профессии [1, 2, 7].

Основы научного подхода к профессиональной ориентации начали складываться в середине прошлого века. Главная идея состояла в выделении трех факторов или фаз этой работы: психодиагностической, профессиографической и фазы принятия решения о выборе профессии [2]. Важнейшая роль профориентации в оптимизации социальных процессов связана с ее направленностью на формирование и развитие адаптационных возможностей молодого человека не только в широком социальном контексте его жизнедеятельности, но и в сфере труда. Процесс профессиональной ориентации в своем развитии проходит несколько этапов. На первом этапе у молодого человека формируется осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и места в обществе. Второй этап характеризуется наличием положительной мотивации к выбранной профессии, умением адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с профессиональными требованиями. Все большую значимость приобретают критерии, позволяющие сравнивать мотивы и предпочтения, связанные со стратегически важной жизненной целью выбора профессии. На третьем этапе профессиональной ориентации формируется мотивационная основа профессионального самоопределения, означающая развитие интересов, склонностей, способностей обучающегося, осознание их значения для успешного профессионального труда, осознается ценность данного вида деятельности как для общества, так и для развития самой личности.

Профориентация протекает параллельно с процессом идентификации молодых людей с определенной профессией как социальная группой. Она реализуется на личностном уровне через ценностный выбор вариантов профессионального развития и представляет собой процесс согласования желаний, жизненных планов, ценностных ориентации, склонностей с социально-экономическими условиями и требованиями общества. Структура профориентации как психолого-педагогический феномен включает в себя профессиональное самоопределение, интерес, установки, намерения, профессиональное становление [2].

В последние годы информационно-коммуникационные технологии стали доминирующей основой общества, видоизменили формы связи и взаимодействия индивидов, социальных групп, в значительной степени модернизировали функционирование основных социальных институтов, средств массовой информации, в том числе и систему образования. Широкое распространение электронных технологий меняет ценности, нормы, формируя новые стандарты поведения. Электронная культура модифицировала структуру социума и предопределила появление своеобразного электронного общества, в котором связи, взаимодействия, отношения индивидов и групп начали реализоваться на иной основе. Вторгаясь во все сферы социальной жизни, информационно-коммуникационные технологии основательно перестраивают не только экономическую, но и образовательную сферу. Появление и распространение принципиально новых носителей информации и новых способов ее освоения и передачи, визуализация восприятия действительности через электронные устройства кардинально меняет формы и методы обучения, делает процесс обучения качественно иным, наполняет его другим содержанием. В силу этого профориентация молодежи как многогранная реальность нуждается в глубоком междисциплинарном исследовании в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, пронизывающих все содержание социальной жизни [1, 2].

Социологи и психологи отмечают, что информационно-коммуникационные технологии создают и немалое количество проблем, связанных с функционированием человека как психосоциального существа в мире себе подобных. При этом внимание обращается на то, как меняется адаптивное поведение, трансформируются сенсорные системы и управление в процессе обучения. Молодому человеку все сложнее осуществлять выбор действий, строить реальные внутренние модели мира, когда в условиях так называемого расширения сознания происходит его виртуализация. И особенно своевременным кажется в данном контексте высказывание К. Маркса о том, что «те профессии, которые не столько вторгаются в самую жизнь, сколько занимаются абстрактными истинами, наиболее опасны для юноши, у которого еще нет твердых принципов, прочных и непоколебимых убеждений. Вместе с тем эти профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления» [6].

Именно поэтому можно считать правильными существующие предположения о том, что в условиях интернетизации и медиатизации общества выбор профессии является сложной многоаспектной проблемой, не поддающейся пока достаточно полному описанию и исследованию с позиции какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции, и требует для своего исследования выработки комплексного междисциплинарного подхода. Таким образом, совершенствование процесса профориентации и в конечном итоге профессионального самоопределения молодого человека потребует объединения усилий педагогов, психологов, социологов, специалистов по связям с общественностью для выявления целей инновационного образования, сформулированных с позиций и механизмов развитого постиндустриального общества, и обеспечения опережающего развития молодого поколения в условиях доминирования электронной культуры.

 

Библиографический список:

1. Белецкая Т.В., Кривошеев В.В. Электронная культура и электронное общество: становление новых реалий // Проблемы межрегиональных связей. 2016. № 11. С. 41-43.
2. Бычкова Т.В. Профессиональная ориентация молодежи как культурная, философская, социальная проблема в инновационной деятельности инженера XXI века // Проблемы межрегиональных связей. 2016. № 11. С. 38-39.
3. Дерендяева Т.М., Мухина Г.А. Особенности интеграции социально-экономического и инженерно- технического образования при подготовке специалистов современных производств // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 115-118.
4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
6. Избранные работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Размышление юноши при выборе профессии // URL: http://www.agitclub.ru/front/mar/bm01.htm.
7. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М.: Институт социологии РАН, 2007. 95 с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code