АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В.Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения ОВД Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
Л.С.Коваленко, кандидат военных наук, соискатель Балтийского военно-морского института им. Ф.Ф. Ушакова

Конфликтологическая культура обучающихся, педагогические условия, активные методы, интерактивные методы.

В данной статье рассматриваются особенности педагогических условий, обеспечивающих формирование конфликтологической культуры у обучающихся военных образовательных организаций. Делается вывод о том, что такое формирование во многом зависит от создания особых психологических и педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень подготовки будущих специалистов как профессионалов военного дела, соответствующих заранее согласованным требованиям заказчиков – общества, ведомства, государства.

 

Современное высшее образование должно быть ориентировано не только на освоение обучающимися военных образовательных организаций знаний, умений, навыков и соответствующих эффективных компетенций для осуществления профессиональной деятельности, но и прежде всего на воспитание и развитие личности, способной жить в мире, согласии, терпимости и гармонии в обществе, то есть на развитие конфликтологической культуры [1, с. 4]. Будущая профессиональная деятельность обучающихся является сложной и многогранной и связана среди прочего со способностью осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных последствий и разрешение проблем в реальном конфликте [5, с. 100].

Конфликтологическая культура в быстро меняющейся геополитической обстановке является важной составляющей современного военнослужащего. Формирование конфликтологической культуры у обучающихся в военных образовательных организациях должно реализовываться через комплекс психологических и педагогических условий, обеспечивающих владение системой знаний о человеке и воинском коллективе, о конфликтах и управлении ими, законов, закономерностей и принципов коммуникаций, о возможностях внесения своего вклада в разрешение конфликтов, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности военнослужащего.

Проблемам формирования и развития конфликтологической культуры в образовательном процессе уделяется много внимания. Рассмотрим мнения некоторых исследователей.

Так, Н.С. Самсонова считает, что основными психолого-педагогическими условиями формирования конфликтологической культуры специалиста являются:

– знание преподавателем сущности конфликтологической культуры специалиста;

– знание свойств и функций процесса профессионально-конфликтологической подготовки;

– учет основных закономерностей развития кон- фликтогенных свойств индивидуальности и формирования личностных свойств и качеств в процессе 70 профессионально-конфликтологической подготовки;

– учет закономерностей существования и функционирования, развития и разрешения всех типов профессионального конфликта;

– создание конфликтогенной образовательной среды в процессе конфликтологической подготовки, реализующей закономерности развития и динамики конфликтогенных свойств индивидуальности и личности обучающегося, опирающейся на закономерности существования и функционирования профессионального конфликта;

– структурирование процесса формирования конфликтологической культуры специалиста на основе закономерностей процесса управления конфликтными ситуациями [1, с 113].

По мнению Н.Е. Серебровской, специальными психолого-педагогическими условиями развития конфликтологической культуры будущих специалистов социономических профессий в вузовский период являются:

– особые социокультурные условия многопрофильного вуза, транслирование норм, ценностей и принципов профессионального и общесоциального взаимодействия;

– гуманизация учебного процесса;

– проблемное, практико-ориентированное и лич- ностно-развивающее обучение студентов;

– связь конфликтологической теории с реальной практикой управления конфликтами;

– новый деятельностно-компетентностный методологический подход к профессиональной конфликтологической подготовке будущих специалистов в вузе;

– новый принцип конструирования содержания учебных курсов и построение учебного процесса на интегративной основе [2, с. 82].

Таблица 1.
Определение конфликтологической культуры в работах различных авторов

Учитывая специфику дальнейшей профессиональной деятельности курсантов – будущих защитников страны, можно предположить, что основными психологическими и педагогическими условиями формирования конфликтологической культуры у обучающихся военных образовательных организаций являются:

1) включение конфликтологической культуры в состав профессионально важных качеств личности выпускников;

2) применение профессорско-преподавательским составом в ходе учебных занятий активных и интерактивных методов обучения с использованием механизмов комплексного психологического воздействия на развитие конфликтологической культуры;

3) управление профессорско-преподавательским составом всеми этапами формирования конфликтологической культуры у обучающихся.

Следует отметить, что в настоящее время в военных образовательных организациях не в полной мере разработаны нормативно-правовые акты (приказы, распоряжения и т.д.), регламентирующие набор профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования военных образовательных организаций позволяет сделать вывод о том, что требования к выпускнику – это необходимая профессиональная компетентность, которая впоследствии должна перерасти в высокий профессионализм. Но само по себе обладание той или иной компетенцией не может охарактеризовать личностное качество будущего специалиста. С учетом этого рассмотрим формулировки понятия «конфликтологическая культура», разработанные разными исследователями, а также дадим его авторское определение (таблица 1).

Создание первого из перечисленных нами выше условий формирования и развития у курсантов конфликтологической культуры реализуется через внесение в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность военных образовательных организаций, такого профессионально важного качества, как конфликтологическая культура, что, в свою очередь, позволит существенно улучшить подготовку будущих специалистов.

Что касается второго условия, то под активными методами обучения следует понимать способы стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда не только преподаватель активен, но активны и обучающиеся [3, с. 15].

В военных образовательных организациях в рамках формирования конфликтологической культуры необходимо применять следующие активные методы проведения занятий с обучающимися: лекции (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция с разбором конкретных ситуаций), семинары (семинар-конференция, семинар- дискуссия, семинар-мозговая атака, семинар-решение тестов, семинар-«круглый стол», семинар-исследование), практические занятия.

Интерактивные методы позволяют обучающимся получать навыки взаимодействия между собой. 72
То есть обучение построено на основе взаимодействия всех, кто принимает участие в этом процессе (все обучающиеся и преподаватель). Такие методы соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают взаимодействие обучающихся и преподавателя, которые являются субъектами учебного процесса. Обычно, используя данные методы, преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения и создает условия для инициативы обучающихся.

В формировании конфликтологической культуры интерактивный метод особенно эффективен, так как обучение с его использованием основано на прямом взаимодействии обучающихся, у каждого из которых есть свой собственный опыт нахождения в конфликтной ситуации. В ходе реализации данного метода большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося, причем не только к учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

В ходе формирования конфликтологической культуры рекомендуется применять следующие интерактивные методы: творческие конфликтологические задания; обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления); работа на интерактивной доске; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, видеоконференция, общение в социальных сетях); конфликтологические тренинги; решение практических ситуационных конфликтологических задач и заданий и др.

Раскрытие в ходе учебных занятий своей конфликтологической культуры позволит обучающимся освоить материал. Если преподаватель сам не обладает необходимой конфликтологической культурой, то сформировать ее в должной мере у обучающихся он не сможет. В педагогическом процессе особое положение занимает ценностно-смысловая сфера преподавателя, так как принятие его обучающимися обеспечивает повышение их самооценки, уровня самоуважения и самореализации.

Третье условие – управление этапами формирования конфликтологической культуры у обучающихся – необходимо для того, чтобы вовремя провести коррекцию для достижения поставленных целей.

Этапы формирования конфликтологической культуры у обучающихся военных образовательных организаций представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Этапы формирования конфликтологической культуры у обучающихся военных образовательных организаций

Таким образом, формирование конфликтологической культуры у обучающихся военных образовательных организаций во многом зависит от создания рассмотренных нами психологических и профессионалов военного дела, соответствующих педагогических условий, обеспечивающих высо- заранее согласованным требованиям заказчиков – общества, ведомства, государства.

 

Библиографический список:

1. Кручинин В.А., Шурыгина О.В. Развитие конфликтологической культуры личности студента: Монография. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
2. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.
3. Серебровская Н.Е. Психолого-педагогический аспект становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста по управлению: Монография. Н.Новгород: «Оливер», 2010. 140 с.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
5. Фадеева В.В., Коваленко Л.С. Методика формирования конфликтологической компетентности у курсантов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (41). С. 100-102.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code