ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ФОРМ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

А.А.Илиджев, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России
Ф.К.Зиннуров, доктор педагогических наук, доцент, начальник Казанского юридического института МВД России

Проект, компетенция, диагностика, оценка, контроль, компонент.

В статье предлагается для оценки компетенций использовать комплекс форм и методов контроля. Авторы выявляют закономерности разработки диагностических средств по замеру степени (уровня) развития того или иного свойства личности, в частности для объективного замера сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Выделяются диагностические методы, которые могут быть использованы для выявления уровня сформированности того или иного компонента профессиональной компетентности студентов.

 

В высшей школе содержание и сущность контрольно-оценочного компонента дидактической системы формирования профессиональных компетенций имеет большое значение. Контрольно-оценочный компонент соответствует рефлексивной фазе проекта и выполняет в дидактической системе конкретные задачи: сравнить и оценить исходные и конечные состояния обучающихся в соответствии с поставленными целями, критериями и показателями; выявить причины отклонения полученных результатов от намеченных целей для своевременной коррекции образовательного процесса; наметить перспективы дальнейшего развития дидактической системы формирования компетенций обучающихся.

В работе К.М. Хоруженко понятие «контроль» трактуется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора за учебной деятельностью студентов; обязательный компонент процесса обучения; метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением студентов с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований; процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь» [3, с. 234].

В исследовании О.В. Галустян контроль раскрывается как комплексная категория, подразумевающая наблюдение, выявление, анализ учебного процесса, фиксирование, измерение сформиро- ванности компетенций студента, а также показатель и анализ результатов контроля. Проведя анализ терминов, предложенных отечественными и зарубежными авторами, О.В. Галустян пришла к выводу, что контроль сформированности компетенций студентов – это проверка эффективности функционирования самого процесса обучения и управления его ходом. Таким образом, основными составляющими контроля являются мониторинг, диагностика и оценка [1, с. 29-30].

Таким образом, можно констатировать что контроль – это комплексная категория, подразумевающая наблюдение, выявление, анализ учебного про- 66 цесса, фиксирование, измерение сформированно- сти компетенций студента, а также показатель и анализ результатов контроля.

Поскольку важными признаками педагогического контроля являются регулярность и систематичность, выделяют несколько видов контроля, отличающихся друг от друга проверяемыми этапами обучения: текущий, промежуточный и итоговый контроль. Самым распространенным видом контроля является текущий, проводимый на каждом занятии и ориентированный на проверку усвоения обучающимися изучаемого на данный момент материала. Промежуточный контроль проводится при прохождении крупных разделов программы или всей программы по дисциплине. В высшей школе он проводится в период экзаменационно-зачетной сессии. Итоговый контроль проводится на завершающем этапе обучения в форме государственного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы.

Контроль обще культурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций осуществляется при помощи таких форм контроля, как деловая игра, диктант, коллоквиум, зачет, экзамен, устный опрос (собеседование, беседа, чат), мультимедийная презентация, веб-квест, портфолио, тест, матричный контроль, контрольная работа, эссе, самостоятельная работа.

Деловая игра позволяет осуществлять контроль общекультурных компетенций: способности работать в коллективе, способности к самоорганизации и самообразованию, способности пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации, а также осуществлять контроль предметных знаний (средний балл).

Традиционные формы контроля (диктант, коллоквиум, зачет, экзамен, срезовая работа, тест, матричный контроль, контрольная работа) позволяют контролировать только предметные знания и умения.
Устный опрос (собеседование, беседа) контролирует способность пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации в качестве общекультурной компетенции и предметные знания, в то время как устный опрос (чат), предполагающий использование информационно-коммуникационных технологий и виртуальной образовательной среды, позволяет осуществлять контроль не только способности пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации и предметных знаний, но и способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи.

Такая форма контроля, как мультимедийная презентация, позволяет контролировать предметные знания, а также способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, умение выполнять мультимедийные презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения.

Эссе позволяет контролировать в качестве общекультурных компетенций способность к самоорганизации и самообразованию, способность пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации, а также все общепрофессиональные компетенции (предметные знания, способность к самостоятельной научно-исследовательской работе, способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи).

Самостоятельная работа также контролирует способность к самоорганизации и самообразованию, способность пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации, а также все общепрофессиональные компетенции и умение выполнять мультимедийные презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы в качестве профессиональной компетенции.

Веб-квест позволяет осуществить контроль всех компетенций – как общекультурных, так и общепрофессиональных, профессиональных, – поскольку данная форма контроля реализуется как в контактной, так и в виртуальной образовательных средах и предполагает реализацию комплекса традиционных и комплексно-инновационных методов контроля.

Таблица 1.
Карта наблюдения и оценки развития у студентов общекультурных компетенций

Портфолио также является очень эффективной формой контроля, поскольку она позволяет контролировать практически все заявленные нами компетенции, кроме такой общекультурной компетенции, как способность работать в коллективе, и общепрофессиональные компетенции, в частности способность к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Рассмотренные выше формы контроля реализуются при помощи следующих методов контроля: программированного, комбинированного, практического, коучинга, метода кейсов.

Традиционные устный и письменный методы осуществляют контроль таких общекультурных компетенций, как способность к самоорганизации и самообразованию, способность пользоваться одним из иностранных языков в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации, а также общепрофессиональных компетенций (предметные знания, способность к самостоятельной научно-исследовательской работе). Метод контроля «в перевернутом обучении» позволяет контролировать практически все заявленные нами компетенции, кроме такой общекультурной компетенции, как способность работать в коллективе.

Комплексным методом оценки сформирован- ности общекультурных и профессиональных компетенций является метод экспертных оценок. Для его реализации мы используем предложенную в работе Г.И. Ибрагимова [2, с. 98-99] карту наблюдения и оценки, пример которой для оценки общекультурных компетенций приведен в таблице 1.

Рассмотрим еще один методологически важный вопрос: о том, каковы закономерности разработки диагностических средств по замеру степени (уровня) развития того или иного свойства личности. Другими словами, надо ответить на вопрос: что необходимо знать исследователю для поиска нужного диагностического средства для оценки уровня сформированности того или иного личностного свойства, в частности для объективного замера сформированности общекультурных и профессиональных компетенций?

Анализ исследований, посвященных проблемам формирования тех или иных свойств личности, показывает, что исследователи обращаются чаще всего к уже известным диагностическим инструментам. Как правило, эти инструменты разрабатываются специалистами, каковыми являются психологи, специализирующиеся в той или иной отрасли психологии. В самом деле, личностное свойство – явление психологическое, и потому ясно, что только психологи, занимающиеся исследованием данного личностного свойства, могут предложить и средства диагностики уровня развития этого свойства. Поэтому можно заключить: в педагогических исследованиях, посвященных проблемам формирования личностных свойств, в целях диагностики этих свойств необходимо обращаться к диагностическим средствам, разработанным в психологии (педагогической психологии, социальной психологии и т.д.).

Однако не все так однозначно. Наряду со средствами психологической диагностики следует использовать и средства педагогической диагностики. Определимся с особенностями этих двух диагностик. Суть психологической диагностики состоит, на наш взгляд, в том, что она ориентирована на выявление степени сформированности психических процессов, явлений, свойств (например диагностика внимания, диагностика памяти, диагностика мышления, диагностика воображения и т.п.). Педагогическая диагностика направлена на выявление степени сформированности сугубо педагогических результатов образовательного процесса: уровня развития знаний, учебных умений по предметам, общеучебных умений.

Что касается социальных свойств личности (например коммуникативности, сотрудничества и т.п.), то их диагностика предполагает обращение к методам социальной психологии, социологии и др.

Из сказанного следует, что для диагностики результатов образовательного процесса педагогика вынуждена большей частью прибегать к использованию диагностических средств, разработанных в других науках (прежде всего в психологии, социальной психологии, социологии и др.). Собственно педагогические средства применяются для измерения лишь учебных результатов (в форме предметных знаний, предметных умений, общеучебных умений и т.п.). В этом контексте ясно, что сугубо педагогическими методами диагностики является небольшой круг методов: предметные и комплексные тесты на выявление уровня знаний и умений; контрольные работы; изучение учебно-методической документации; наблюдение за деятельностью обучающихся и педагогов в различных учебных и иных ситуациях.

Таблица 2.

Итак, в педагогическом исследовании неизбежно применение методов диагностики, разработанных в других науках: психологии, социальной психологии, социологии и др. И в связи с этим важно определить место каждого применяемого диагностического средства в педагогическом исследовании. То есть необходимо более или менее однозначно определить, когда, где и с какой целью будет использоваться тот или иной диагностический метод. С учетом сказанного мы выделили диагностические методы, которые могут быть использованы для выявления уровня сформированности того или иного компонента профессиональной компетентности студентов (таблица 2). Отметим, что необходимо комплексное использование разных форм и методов диагностики, так как компетенция и компетентность – сложные многомерные конструкты, которые в принципе не могут быть измерены путем использования только одного метода исследования.

 

Библиографический список:

1. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: Дис. … докт. пед. наук. Воронеж, 2016. 432 с.
2. Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе: вопросы теории и технологии. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 248 с.
3. Хоруженко К.М. Педагогика неуспеваемости: структурно-логические схемы. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-ста, 2002. 250 с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code