ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Д. Х. Саликов

Рассмотрен институт государственной гражданской службы в Великобритании на современном этапе. Показано, что отличительной чертой английской административной системы являются разделение политической и административной сфер, децентрализация административной власти в стране, менеджериаль- ная модель государственной службы. Также в статье рассматривается сущность менеджериальной модели государственной гражданской службы, порядок продвижения по службе в Великобритании. Раскрывается сущность дискуссии в британском обществе об идее усиления роли специалистов в государственном администрировании.

Ключевые слова: государственная служба, принцип лояльности, административная реформа, продвижение по службе, дженералисты.

 

Государственными гражданскими служащими Великобритании являются сотрудники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом. В соответствии с принципом отделения государственного управления от политики, положенным в основу государственной службы Великобритании, все государственные должностные лица подразделены на две основные категории: политиков, заменяемых в случае ухода правительства в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоянную работу независимой от других административных органов Комиссией гражданской службы [1]. К числу служащих-политиков относятся высшие должностные лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и некоторые другие высокопоставленные чиновники. Высший слой профессиональных администраторов, относимых ко второй категории, самым непосредственным образом участвует в разработке политических решений, но, в отличие от министров, не несет политической ответственности за их последствия. В настоящее время управление гражданской службой осуществляет премьер-министр, хотя исторически (а формально и в наше время) государственная служба управляется монархом. Гражданская служба регулируется в основном не законами, а приказами короны в Тайном совете, а также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.

Решения правительства до сих пор оформляются как «приказ короны в совете», поскольку правительство как совет министров возникло из Тайного совета при короле. Этот совет сегодня играет роль консультационного органа, помогающего королю (королеве) управлять страной. В совет входит около 300 человек. В нем — министры- члены кабинета, министры в отставке, высшие судьи, бывшие послы, руководство англиканской церковью. Членство в совете является синекурой. В полном составе он собирается только по торжественным поводам. Политические решения могут приниматься только действующими министрами. Кворум — 3 человека, поэтому премьер-министр и двое его коллег имеют право перед монархом выступать как Тайный совет. В полном составе совет собирается только для того, чтобы утвердить решение правительства, а не обсуждать его.
Основу современной государственной службы Великобритании заложила реформа Норткота- Тревельяна [2]. До 1970-х гг., когда была проведена серьезная административная реформа после принятия правительством доклада лорда Фулто- на, система гражданской службы Королевства не менялась.

В январе 1971 г. было образовано три основные группы чиновников (вместо 47 общих классов служащих и 1400 департаментских классов чиновников) [3]. Первая группа — группа старших политических и административных руководителей в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. В эту группу входили чиновники, ответственные лично непосредственно перед министром за руководство в своей области управления. Вторая — административная — группа состоит из служащих (ученик администратора и старший исполнитель), решающих большой круг вопросов: от координации деятельности государственного аппарата и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей. И группа научно-профессиональных работников и технических специалистов, которые отвечают за проблемы образования и профессиональной подготовки чиновников. Четвертая — вспомогательная — группа технических работников выполняют работы делопроизводителей, чертежников и т. п.

Но главное, что было сделано в ходе административной реформы в 1970-е гг., — это реорганизация гражданской службы на основе американской (менеджериальной) модели государственно-административного управления. Сущность менеджериальной модели заключается в том, чтобы вовлечь административный аппарат в процесс выработки и принятия политических решений, касающихся долгосрочной и текущей политики министерств. В докладе лорда Фултона подчеркивалось политическое значение реализуемых и предлагаемых чиновниками управленческих решений.

Комиссия Фултона предложила в каждых министерствах отделы по планированию политики, которые расценивали предлагаемые решения с точки зрения долгосрочных политических перспектив. Вводилась должность советника министра по вопросам политики из числа «аутсайдеров» (то есть не принадлежащим к гражданской службе). Министры также могут нанимать такое количество экспертов, которые они сочтут необходимым.

То есть в Великобритании утвердилась система патронажа, которая распространена в США и во Франции, когда большую роль в министерстве играют политические советники, приводимые министром, а не гражданские чиновники. Когда происходит смена правительства или отставка министра, эти советники также уходят из министерства. При этом от остальных чиновников требуется исполнения принципа лояльности по отношению к любому правительству, которое находится у власти. Это называется «сохранять сдержанность в политических вопросах». Долгое время нелояльным рассматривалось членство гражданских служащих в коммунистической или иной слишком «левой» партии.

До начала XX в. английская система стремилась к разделению политической и административной сфер. Гражданская служба рассматривалась как отдельная от министерской и парламентской службы. Это было связано со стремлением правящего класса не подпускать чиновников, во многом зависимых тогда еще от монархии, к принятию политических решений. Тем не менее, с первой половины прошлого века высшие чиновники министерств уже могли давать министру политические советы.

Для Великобритании характерна, в отличие от Франции, децентрализация административной власти, поскольку центральные органы управления могут вмешиваться и исправлять решения органов самоуправления, однако это происходит в исключительных случаях. Советы графств и городов избирают постоянные административные комитеты, управляющих полицией, социальными вопросами, здравоохранением, образованием.

Важную роль в правительстве Великобритании играет фигура постоянного секретаря кабинета министров, профессионального администратора, которому подчиняется штат помощников, заместителей и служащих низких уровней административного аппарата. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества — дипломатическую. Но все высшие чиновники помнят, что они должны проводить курс своего министра, инициатива же чиновников редко поощряется.

Переподготовку служащие проходят в колледже по обучению гражданских служащих, основанном в 1970 г. Задача обучения в данном колледже — усиление специализации в деятельности административного управления. В нем обучаются служащие министерств и другие должностные лица, работающие в государственном секторе.

Карьерное продвижение чиновников в трех основных группах зависит от принадлежности служащего к той или иной группе. Министерство по делам гражданской службы и специальный комитет при нем назначают руководящий состав службы. При комитете есть специальная группа, которая решает вопросы о продвижении по службе высших чиновников.

Остальные служащие проходят процедуру ежегодных отчетов об их работе в министерстве. Отчеты составляются вышестоящими должностными лицами. В каждом министерстве есть совет по продвижению, который решает вопрос о карьерном росте выдвигаемых служащих.

Стоит отметить, что продвижение из министерства в министерство или из одной группы в другую довольно ограничено. Система найма, обучения и продвижения в Великобритании нацелена на создание управленца-администратора широкого профиля. Учитывается не столько заслуги, сколько место в министерской иерархии, точнее сказать — политико-управленческий опыт работы по увязыванию интересов между министерствами и ведомствами и внешних интересов, а не специальные знания. Для этого у министров есть эксперты и консультанты. Министры ценят профессиональных управленцев (дженералистов), которые могут скоординировать управление и анализировать возникающие проблемы в широком контексте общих задач государственного управления.

Впрочем, в последние десятилетия в Великобритании все громче голоса тех кто считает что необходимо учиться у США и усилить роль специалистов в условиях все усложняющихся управленческих проблем, которые требуют затрат времени на то, чтобы объяснить природу проблем дженералистам. Число специалистов возросло, однако дженералисты преобладают. На их долю в начале XX в. приходится около 75 % от общего числа чиновников в Великобритании [3].

 

Список литературы

1. Эссен, Н. А. Опыт зарубежного управления [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. А. Эссен. — Казань, 2014. — URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения: 12.03.2017).
2. Саликов, Д. Х. Основные этапы эволюции государственной службы Великобритании в XIX— XX вв. / Д. Х. Саликов // Актуальные проблемы государственного и корпоративного управления : сб. науч. тр. / под общ. ред. С. А. Головихина. — Челябинск : Край Ра, 2016. С. 30—35.
3. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник / И. А. Василенко. — 5-е изд. — М. : Юрайт, 2013. — 495 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code