ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. В. Комянчина

Представлена эволюция взглядов на содержание управленческой деятельности и понимание сущности менеджмента на протяжении человеческой истории. Дана характеристика управленческим отношениям в каждом типе общества: традиционном, промышленном и постиндустриальном. Выделена важнейшая черта современного менеджмента — необходимость постоянного совершенствования качества управления организацией.

Ключевые слова: качество менеджмента, качество управления, черты современного менеджмента, эволюция управленческой деятельности.

 

Эволюцию взглядов на содержание управленческой деятельности и понимание сущности менеджмента можно проследить на протяжении всей человеческой истории. В зависимости от типа общества можно выделить три типа менеджмента: традиционный, промышленный и постиндустриальный.

Как показывает анализ литературы, в традиционном обществе производство представляло собой получение продукта путем примитивной переработки ресурсов, а менеджмент осуществлялся в торговой и ремесленной сфере. В этих видах деятельности еще не произошло отделение управления от собственности — собственник является и владельцем, и управляющим. Управленческие отношения воспроизводятся путем неформального регулирования взаимодействий на основе социальной связи — личной зависимости человека от человека. Управляющий наделен полномочиями в силу традиций и происхождения, а не в силу обладания специальными навыками или знаниями; традиции при этом являются значимым механизмом социального управления.

В рамках аграрных обществ традиция обеспечивала передачу социального опыта, в том числе существующих механизмов управления, за счет его повтора, сохранение технологических схем, жесткую взаимозависимость социальных позиций, структур и культурных норм [6. С. 84].

Организации в традиционном обществе отличались небольшими размерами, они имели малочисленную группу руководителей высшего звена, которые принимали большинство важных решений. Систематизированный подход к управлению отсутствовал, а в принятии решений основным методом являлся метод «проб и ошибок». И производство, и управление имело традиционный характер.

Переход от обществ традиционного типа к индустриальным обществам знаменовал собой появление новых форм управления: в основе управленческих отношений индустриальных обществ лежал принципиально иной вид социальности, основанной на вещной зависимости между индивидами [6. С. 85].

Как известно, в индустриальном обществе происходит развитие машинного производства, которое характеризуется массовым, поточным характером, механизацией и автоматизацией труда, а следовательно, возникают новые формы организации труда, развивается рынок стандартизированных товаров и услуг, активно применяются достижения научно-технологического прогресса. Кроме того, для индустриального общества характерно ускоренное развитие предпринимательства и человеческого капитала. В системе управления производством индустриального общества человек рассматривался как объект управления, как исполнитель различных производственных операций.

Взаимодействие индивидов в индустриальном обществе определяется общественным статусом и социальными функциями и осуществляется в развитой системе коммуникаций, а система регулирования отношений приобретает формальную основу (законы, положения, договоры).
В новых промышленных условиях происходит гуманизация экономических отношений, начинает формироваться гражданское общество, возрастает роль управления во всех общественных сферах. Происходит отделение собственности от управления. Необходимость повышения эффективности производства обусловила рационализацию управленческих процессов. Управление становится профессиональной сферой деятельности.

Появляется особая категория специалистов — наемных менеджеров (в том числе руководителей среднего звена), интеллектуально способных выполнять управленческие функции. Управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. В этот период бурного развития крупных организаций осознается необходимость в формализованных способах управления. Зарождается идея о том, что управление может нести существенный вклад в развитие и успех организации. Представители управленческой мысли стали глубже осознавать существование внешних сил по отношению к организации. В связи с этим разрабатываются новые подходы к управленческой деятельности, которые в дальнейшем внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Развиваются различные школы в управлении, каждая из которых имеет свою точку зрения на управление. Это школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также школа количественных методов.

Дальнейшим развитием идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов: люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Общая теория систем была предложена американским биологом австрийского происхождения Людвигом фон Берталанфи в 30-е гг. XX в. Другие сторонники системного подхода — Честер Бернард, Эмиль Калман.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и связующих процессов — коммуникации и принятия решения. Первое упоминание о процессном подходе как отдельной области исследования относится к 20-м гг. прошлого столетия, а в 80-е гг. XX в. появились идеи перехода к принципиально новому виду построения организаций и группировке в них работ — управлению через бизнес-процессы.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Основатели ситуационного подхода: П. Лоуренс и Дж. Лорш, Т. Бернс и Г. Сталкер, Мери Паркер Фоллетт.

Большинство подходов, зародившихся в прошлом веке, актуальны сегодня и продолжают свое развитие в XXI столетии.

Современное постиндустриальное (информационное) общество характеризуется переходом от производства товаров к экономике услуг; возрастающей ролью высокообразованных специалистов; практикой принятия решений с использованием информационных технологий. Главной производительной силой в информационном обществе является человек, интеллектуальные и творческие способности человека, его квалификация и знания служат источником инноваций, необходимых в условиях перенасыщения рынков. Именно информационные (интеллектуальные) ресурсы составляют основу социальной динамики в информационном обществе.

Однако умственный труд намного сложнее замерить и проконтролировать, чем труд физический, поэтому подходы классического менеджмента в этой сфере не находят применения. Отсюда возникает необходимость поиска новых подходов к управлению и новых методов взаимодействия с персоналом и внешней средой организации, что приводит и к другому качеству управления.
Управление в социальных системах постиндустриального общества персонифицируется: результаты управления часто связываются с именем и образом конкретных людей, в процессе управления материализуются психологический и социокультурный потенциалы личности [6. С. 86].

В этот период управление как социокультурный процесс характеризуется дальнейшей профессионализацией управленческого труда на основе мирового опыта, появлением стратегического менеджмента, усложнением труда и уникальностью товаров и услуг.

Таким образом, можно заметить, что управленческая деятельность совершенствуется совместно с общественной эволюцией, приобретая в тот или иной период специфические черты в зависимости от различных социально-культурных условий. Причем изменения касаются всех элементов системы управления, а также механизмов взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами.

Для современных управленцев-практиков и исследователей, изучающих науку управления, несомненным является тот факт, что менеджмент в XXI в. отличается от традиционного менеджмента, получившего развитие в конце XIX столетия. Новейший менеджмент имеет становящийся характер, но некоторые черты, принципиально отличающие его от менеджмента традиционного, уже можно выделить [4. С. 68]. Это: экологическая составляющая принимаемых управленческих решений, появление новых видов управления, развитие стратегического управления, рост социальной ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к обществу, расширение функций менеджеров и обогащение их содержания, изменение характера управленческого труда в связи с развитием информационных технологий и проч.

На наш взгляд, важнейшей чертой современного менеджмента является необходимость постоянного совершенствования качества управления организацией. Ведь именно качество управления является условием получения качественного результата деятельности — т. е. качества товаров и услуг, а значит лояльности потребителей и в конечном итоге — эффективности организации.

Определение и понимание роли качества управления в современных условиях, разработка теоретических концепций повышения качества менеджмента и практическая их апробация — это инструменты, позволяющие осознанно совершенствовать менеджмент организации. Это переход на новый профессиональный уровень топ-менеджера и всей системы управления компанией, это слаженная деятельность рабочего коллектива, и, в конечном итоге, залог достижения организацией более высоких экономических результатов.

Для теории и практики управления организацией этот процесс имеет важное значение, этим объясняется интерес к данной теме со стороны экономистов (С. В. Михеева, В. А. Винокуров и др.) [2; 5] и социологов (Л. Т. Волчкова, Л. А. Фиглин, А. Ф. Борисов) [1; 3; 7], а также исследователей из других сфер научной деятельности.

 

Список литературы

1. Борисов, А. Ф. Социология управления / А. Ф. Борисов. — М. : Академия, 2014. — 304 с.
2. Винокуров, В. А Качество менеджмента — основа современной управленческой парадигмы / В. А. Винокуров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6. — С. 9—19 .
3. Волчкова, Л. Т. Качество социального управления: уроки истории и современность / Л. Т. Волчкова // Социальное управление: качество, технологии, инновации : сб. науч. ст. / под ред. Л. Т. Волчковой. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — 266 с.
4. Комянчина, К. В. Управлением качеством как новая функция и черта современного менеджмента / К. В. Комянчина // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2016. — № 3. — С. 68—72.
5. Михеева, С. В. Некоторые аспекты оценки качества управления / С. В. Михеева // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 3. — С. 29—31.
6. Мухаметжанова, В. С. Социальное управление в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе: перспективы развития систем управления / В. С. Мухаметжанова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. — 2010. — № 3. — С. 82—87.
7. Фиглин, Л. А. Социальный потенциал качества управления и развития : монография / Л. А. Фи- глин. — Саратов : Науч. кн., 2003. — 266 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code