АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН К УСЛОВИЯМ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О. В. Каныгина

Изложена методика реализации содержания экономических дисциплин с использованием социального опыта студентов, изучения основных понятий на основе знакомых бытовых ситуаций, что приводит к пониманию материала студентами, сложившиеся ассоциации помогают им лучше усвоить материал по экономическим дисциплинам, и в последствии применить полученные знания, как на практике, так и в своей трудовой деятельности.

Ключевые слова: авторская методика преподавания экономических знаний, малое структурное подразделение, компетенции в области экономики.

 

Современное общество все строже и требовательнее к содержанию образования и в частности к профессиональному, призванному обеспечить формирование компетенций, способствующих решению задач в различных отраслях экономики. Вместе с тем усвоение студентами необходимых знаний в области экономики остается нерешенной проблемой. Причиной существования проблемы является отсутствие мотивации к изучению и восприятию экономики как жизненно необходимой составляющей личности специалиста технической направленности.

В современной научной и педагогической литературе формирование рассматривается как процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — это один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [6]. С. Ю. Головин рассматривает формирование как процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности — мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д. [4]

Анализируя представленные формулировки понятия «формирование», мы с учетом специфики подготовки студентов по специальности «Сети связи и системы коммутации» сформулировали суть данного понятия как процесс целенаправленного воздействия на личность индивида с целью его становления, достижения им профессиональных качеств специалиста, обладающего требуемыми обществом характеристиками: знаний, поведения, мировоззрения.

Любой индивид в современном обществе должен выступать в качестве участника событий или деятельности. В литературе термин «участник» рассматривается с различных точек зрения. Так, в современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой участник — это тот, кто принимает или принимал участие в чем-либо, в каком- либо предприятии, деле [1].

В национальной психологической энциклопедии участником является человек, чье поведение изучается в процессе экспериментального исследования. В наши дни этому термину отдается предпочтение по сравнению с прежним термином «субъект», который, по общему мнению, обезличивал людей, принимавших участие в исследовании. Ныне термин «субъект» почти исключительно используется при экспериментах с участием животных [7].

Осмысливая содержание указанных определений термина «участник», мы предлагаем его новое трактование. Так, участник — это человек, который принимает участие в общем деле для достижения определенных целей группы участников.

Эффективность участника определяется совокупностью знаний, умений и практического опыта в профессиональной деятельности. В современной литературе эта совокупность определяется термином — компетенция. Для формирования компетенций необходимо создавать или выявлять наиболее эффективные условия обучения. В педагогической литературе педагогические условия рассматриваются как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности образовательной деятельности [3]. Формирование компетенций возможно в специально созданных условиях, которые в научной литературе определяются как педагогические условия.

При определении педагогических условий мы также опирались на трактовку понятия «педагогические условия», данную А. С. Фришем, рассматривающим их как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы [8].

Данное определение отвечает целям и задачам нашего исследования. В нашем случае предварительно мы можем сказать, что педагогические условия — это целенаправленно созданная среда или обстановка тесного взаимодействия участников учебного процесса, совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять деятельность, направленную на формирование профессионально значимых компетенций студента.
Для более успешного формирования заданных компетенций нами были выявлены и предлагаются элементы содержания педагогических условий, которые активизируют процесс усвоения экономических знаний на примерах социального опыта самих студентов.

Любые педагогические условия являются элементами организации процесса обучения в целом, который строится на совокупности взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: планирование, организацию, коммуникацию, регулирование, контроль и корректирование процесса формирования, прежде всего, информационной культуры личности [5].

Синтезируя элементы содержаний ранее данных определений, мы сформулировали свое понятие педагогических условий — это совокупность всевозможных факторов, воздействующих на обучаемого в процессе образовательной деятельности с целю формирования знаний и умений по экономическим дисциплинам на примерах соци- альнообусловленного опыта обучаемого.

Формирование компетенций в области экономики необходимо, т. к. на современном этапе экономического развития страны доля малых структурных подразделений весьма значима. Для понимания значимости нам необходимо рассмотреть понятие «структурное подразделение».

Структурное подразделение — это выделенный управленческий орган с самостоятельными функциями, определенными задачами и ответственностью. Оно может быть обособленным (представительство, филиал) и внутренним (не обладающим всеми признаками самостоятельной организации) [2].

Структурное подразделение — это структурная часть организации, которая выполняет определенные производственные или функциональные задачи в рамках устава и должностных инструкций работников.

Организатору малого структурного подразделения необходимы знания по основным налогам при расчете заработной платы работников подразделения. Малое структурное подразделение, с нашей точки зрения, — это официально выделенная часть предприятия из 7—15 человек с четко определенными функциональными или производственными задачами, несущая ответственность за их выполнение.

В качестве примера, реализации авторской методики преподавания экономических знаний в процессе подготовки студентов специальности «Сети связи и системы коммутации» по профессиональному модулю ПМ 04 «Участие в организации производственной деятельности малого структурного подразделения» приведем следующий элемент содержания темы «Налоги». Преподаватель, объясняя такой налог, как НДФЛ (налог на доходы физических лиц), должен сформировать у студента понятие «доход» как личный доход работника с целью исчисления налога. В начале занятия педагог дает понятие дохода как средства, которые получает физическое или юридическое лицо, государство или организация в течение определенного периода. В процессе изучения темы обучающимся предлагается обдумать определение и предложить примеры полученных доходов. Студенты на примере семьи, друзей или своего личного опыта могут дать такие ответы, как заработная плата, пенсии, стипендии, выигрыши, подарки, дополнительные заработки, пособия и другие социальные выплаты, продажа недвижимости, страховые выплаты по обязательному страхованию и так далее.

При возникновении затруднений в ответах студентов или если преподавателю необходимо изменить ход мыслей обучающихся, он предлагает ситуации, из которых ребята смогут сформулировать необходимый ответ для педагога. После того как студенты разобрали понятие на личных примерах, преподаватель предлагает подумать, что может являться доходом для работника предприятия, в частности малого структурного подразделения.

Преподаватель постоянно следит за ходом мыслей студентов, обращает внимание как на правильные ответы ребят, так и на ошибочные ответы, объясняя, в чем их заблуждения. А в процессе переноса понятия из области семьи в область малых структурных подразделений предприятий акцентирует внимание на схожесть и различия в этих областях.

Таким образом, изучение понятия на основе жизненного опыта и знакомых бытовых ситуаций приводит к полному пониманию материала студентами, сложившиеся ассоциации помогают им лучше усвоить материал по экономическим дисциплинам, и впоследствии применить полученные знания как на практике, так и в своей трудовой деятельности.

 

Список литературы

1. Алабугин, Ю. В. Толковый словарь русского языка / Ю. В. Алабугин. — М. : АСТ, 2016. — 698 с.
2. Добровольская, Т. Структурное подразделение [Электронный ресурс] / Т. Добровольская. — URL: http://fb.ru/article/45807/strukturnoe-podrazdelenie.
3. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ / А. А. Калюжный.— Алматы : Гылым, 2009. — 156 с.
4. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. — М., 2013. — URL: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf.
5. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников [Электронный ресурс] // Solid Educator: Образование. Педагогика. Воспитание. — URL: http://www.solideducator.ru/refeds-27-1.html.
6. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 696 с.
7. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. — М. : Эксмо, 2005. — 672 с.
8. Фриш, А. С. Производственный коллектив и эффективность труда / А. С. Фриш. — М. : Знание, 1985. — 165 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code