ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПУТЯМИ СООБЩЕНИЯ В ПОЛИЦЕЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

К.В.Буняева, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина
С.Ю.Дергилева, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

Полиция, полицейское государство, управление, пути сообщения, Российская империя, речная полиция, железнодорожная полиция, безопасность на транспорте.

В статье рассматриваются основы организации управления путями сообщения в полицейском государстве в Российской империи в XVIII – начале XX века. Авторы рассматривают теоретическую конструкцию полицейского государства. Выделяются основные этапы становления и развития речной и железнодорожной полиции, дается их характеристика. Анализируются особенности организации полиции на транспорте и обязанности сотрудников.

 

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является обеспечение устойчивого управления в органах внутренних дел в условиях функциональных и структурных изменений. Это обусловливает необходимость подробного изучения проблемы управления путями сообщения, являющегося одной из важнейших задач на протяжении истории существования российского государства. Управление путями сообщения заключается в принятии совокупности мер, цель которых состоит в обеспечении безопасности в этой области [6]. Поиск новых способов и методов управления, направленный на формирование правопорядка, обусловливает изучение и использование опыта Российской империи в этом вопросе.

К концу XVII в. в России получила свое оформление абсолютная монархия. Чтобы поддержать и упрочить свою власть над подданными, монарх развил по отношению к ним полицейскую деятельность, которая носила принудительный характер [8, с. 9-10]. Полицейской называлась вся деятельность государственного аппарата, осуществляемая в форме законодательной, судебной и административной деятельности. Именно в это время появилась система специализированных и постоянных государственных органов, компетенция которых охватывала практически все сферы деятельности государства внутри страны [7, с. 6]. Образованные государственные органы обозначались термином «полиция» [13, с. 369; 14, с. 3].

В силу такой всеобъемлющей деятельности полиции, являющейся практическим воплощением идеи тотального (правового и неправового) регулирования со стороны государства всех сторон общественной жизни, государство получило наименование полицейского [8, с. 9-10].

Теоретическая конструкция полицейского государства предполагала провозглашение материального и духовного благополучия естественными правами личности и настолько высокий уровень социально-экономического развития страны, что неудовлетворенных материальных и духовных потребностей у личности быть не могло. Особенность теории полицейского государства заключалась в том, что она обосновывала в стремлении к благоденствию граждан, устранению нищеты и неве- 134 жества, решению других социальных проблем использование своеобразных методов. Теоретически государство этого типа пыталось сделать жизнь каждого человека достойной, поэтому сущность полицейского государства не сводилась только к принуждению и насилию.

На практике цели полицейского государства достигались:

– путем развития всеобъемлющей полицейской деятельности;

– всесторонней подробной регламентацией народной жизни;

– тщательной опекой органов государственной власти над нуждами и интересами подданных.

В своем стремлении облагодетельствовать народ Петр I заботился о развитии промышленности и торговли и первым обратил внимание на важность водных путей сообщения, речного и морского судоходства. Водные пути сообщения первоначально использовались для перевозки товаров. Большое значение придавалось им ввиду преимуществ, которыми они обладали. Это и дешевизна, которая делала водные пути незаменимыми для перевозки малоценных и громоздких товаров, и невозможность использования других путей сообщения [12, с. 509].

В связи с этим Петр I создал (в качестве одного из предметов внутреннего государственного управления) управление водными путями сообщения, учредил Коммерц-коллегию, которая занималась водными путями и устройством грунтовых дорог, положил начало строительству важнейших каналов, соединяющих воды Каспийского и Балтийского морей, а также предпринял попытку сооружения сухопутных дорог [9, с. 11]. Реформаторская деятельность Петра I положила начало образованию речной полиции.

Строительство города Санкт-Петербурга обусловило учреждение речной полиции. Речная полиция не являлась специализированным органом охраны правопорядка на речном транспорте, а относилась к органам общей полиции, на которые возлагались отдельные функции обеспечения строительства и эксплуатации речных магистралей внутри города.

Позднее Екатерина II под своим непосредственным контролем открыла «комиссию о дорогах в государстве». Указом Павла I в 1798 г. был утвержден проект образования Департамента водяных коммуникаций [1, с. 109-110]. Это событие положило начало образованию особого ведомства путей сообщения. В 1802 г. Александр I подписал Манифест «Об учреждении Министерств» [1, с. 243-248], который определил новое устройство системы центрального государственного управления. Дальнейшие преобразования требовали создания централизованной транспортной структуры. В 1809 г. в Российской империи был образован орган центрального управления путями сообщения, который получил название «Дирекция водных и сухопутных коммуникаций» [1, с. 1305].

В результате реформы начала XIX в. территория страны была поделена на десять округов. Главой каждого округа являлся директор, который формировал полицейские команды. Полицейские команды подчинялись непосредственно директору округа и действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции [1, с. 1306-1339]. Таким образом, в 1809 г. возникла транспортная полиция, задачами которой являлось обеспечение безопасности на речном и морском транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов.

27 июня 1867 г. Высочайшим указом было утверждено Положение «Об устройстве речной полиции» [2, с. 1053-1054], согласно которому был создан специализированный орган охраны правопорядка на водных магистралях в г. Санкт-Петербурге. Речная полиция была призвана поддерживать общественный порядок, бороться с преступностью на водных акваториях в столице. В состав речной полиции входили: управляющий, его помощники, корабельный инженер, инженер-механик, письмоводитель, городовые. Штат сотрудников речной полиции был немногочисленным [11, с. 47]. Речная полиция обеспечивала надзор за точным исполнением действующих постановлений по судоходству и охране порядка как на воде, так и на береговых сооружениях; порядок следования судов для их беспрепятственного прохождения по рекам и каналам столицы; контроль за своевременной погрузкой и выгрузкой товаров на берег; принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов; наблюдение за исправным содержанием паровых и гребных судов, предназначенных на случай наводнения; общественный порядок на водах, задержание воров и бродяг [11, с. 48].

В Российской империи специализированная речная полиция была организована в трех городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Рыбинске. Деятельность указанных подразделений имела различное нормативное правовое регулирование, их структура и функции были неодинаковы.

Быстрота, дешевизна и безопасность передвижения по сравнению с другими путями сообщения обусловили значение железных дорог как средства сообщения. В 1837 г. в России впервые была построена железная дорога – Царскосельская линия между Санкт-Петербургом и Павловском. К началу 1860-х годов XIX века сеть железных дорог страны активно расширялась.

С целью обеспечения порядка на железных дорогах создавались специальные отряды железнодорожных жандармов. Линейный характер строительства и прохождения дорог не позволял привлечь местную полицию к обеспечению правопорядка. На дорогах был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов.

Силовые подразделения подчинялись Министерству путей сообщения и не имели единого централизованного руководства и нормативного документа, регулировавшего их деятельность.

С расширением сети железных дорог, увеличением объемов перевозки пассажиров и грузов возникла потребность в четком нормативном определении круга обязанностей жандармской железнодорожной полиции. 27 июля 1861 г. было введено в действие «Высочайше утвержденное Положение о полицейских управлениях Санкт-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог» [3, с. 195-197], в котором четкое нормативное определение получил круг обязанностей жандармской железнодорожной полиции по контролю за действиями подрядчиков при строительстве железных дорог, а также по охране правопорядка на станциях и рассмотрению жалоб [3, с. 196]. Согласно Положению жандармская железнодорожная полиция по-прежнему оставалась в ведении Министерства путей сообщения.

В январе 1867 г. правовое положение жандармской железнодорожной полиции изменилось. Согласно Высочайшему повелению о подчинении шефу жандармов всех жандармских частей и управлений, в том числе жандармских полицейских управлений железных дорог, служебная и денежная зависимость полиции от Министерства путей сообщения прекратилась [4, с. 73-80]. 16 марта 1867 г. были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог. Таким образом, жандармская железнодорожная полиция оформилась в самостоятельный институт обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

Правовое положение железнодорожной жандармерии было уникальным. Жандармская железнодорожная полиция являлась воинским формированием и выполняла функции наружной полиции в пределах полосы отчуждения железных дорог, а также те, которые были обусловлены спецификой объекта обслуживания (то есть железнодорожные).

Железнодорожная полиция решала задачи «охранения внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе действия жандармских полицейских управлений железных дорог», а также защиты интересов железнодорожного транспорта от преступного посягательства посторонних лиц и от незаконных действий самих железнодорожников [5, с. 134].

Значительное место в структуре функциональных обязанностей сотрудников занимало обеспечение общественной безопасности на транспорте. Детально определялись действия унтер-офицеров в случаях повреждения пути; наложения на путь посторонних предметов; крушения и схода с рельсов поездов, отдельных паровозов и вагонов; столкновения поездов и паровозов; разрыва поездов и случайных сходов подвижного состава; нарушения железнодорожными служащими технических или специальных правил, ограждающих безопасность на железных дорогах [10, с. 24]. Необходимость выполнения этих действий требовала от сотрудников высокого уровня профессиональной подготовки и умения разбираться в технических вопросах, связанных с деятельностью железных дорог.

Сотрудники жандармской железнодорожной полиции также обязаны были бороться с забастовками, оказывать содействие при перевозке по дорогам ценностей, оказывать помощь военному ведомству при мобилизации и перевозках военнослужащих, содействовать «чинам таможенным и корпуса пограничной стражи, судебного ведомства, сыскных и охранных отделений, Министерства путей сообщения» [4, с. 73-80]. Всеобъемлющий характер полицейской деятельности государства отражен в перечне обязанностей, возлагавшихся на унтер-офицера, который предусматривал действия сотрудника более чем в 500 различных ситуациях от надзора за проститутками до наблюдения за действиями иностранных разведок.

Дальнейшая судьба железнодорожной и речной полиции была связана с событиями февраля- октября 1917 г. После февральского переворота Временным правительством было принято решение об упразднении железнодорожной полиции. В обществе и средствах массовой информации начались гонения на бывших жандармов, деятельность которых связывали с карательной политикой свергнутого царского режима. Ликвидация железнодорожной жандармской полиции привела к росту преступности на объектах железнодорожного транспорта. В условиях дезорганизации единого управления железнодорожным транспортом к октябрю на железных дорогах для охраны правопорядка была создана железнодорожная милиция из числа служащих и рабочих службы движения.

После революционных событий октября 1917 г. новая власть придала транспорту приоритетное значение. Его роль особенно возросла в условиях разрухи народного хозяйства, необходимости преодолеть интервенцию и вооруженное сопротивление противников власти внутри страны. В числе первоочередных задач советского правительства была организация управления транспортом и охрана общественного порядка на его коммуникациях.

В заключение отметим, что опыт управления путями сообщения в полицейском государстве не может быть оставлен без внимания сегодня, когда перед российским государством стоят задачи обеспечения устойчивости управления в органах внутренних дел и эффективного функционирования структурных подразделений транспортной полиции, связанные с повышением уровня эффективности системы транспортной безопасности.

 

Библиографический список:

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. XXV. СПб, 1830. № 18403.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XLII. СПб, 1871. Ч. 1. № 44774.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXXVI. Ч. 2. СПб, 1863. № 37289.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XLII. Ч. 2. СПб, 1871. № 44956.
5. Свод военных постановлений 1869 года. 2-е изд. Книга 3: Местные военные управления. СПб, 1890. Ст. 692.
6. Буняева К.В., Божко Е.А. Роль органов государственной власти субъектов в обеспечении транспортной безопасности // Проблемы формирования и деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации: Материалы региональной научно-практической конференции (Белгород, 13 ноября 2014 г.). Белгород: БелЮИ МВД России, 2015. С. 14-19.
7. Гундарин О.Т., Мушкет И.И., Хохлов Е.Б. Полицейское (административное) право Российской империи: Опыт юридической библиографии [Справ.] / Под ред. В.П. Сальникова, Е.Б. Хохлова, А.В. Ильина. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1999.
8. Елистратов А.И. Основные начала административного права. М.: Изд-во Г.А. Лемана, 1914.
9. История организации и обеспечения правопорядка на транспорте России. К 90-летию транспортной милиции / Под общ. ред. Н.А. Овчинникова. Нижний Новгород, 2008.
10. Очерки истории транспортной милиции России. К 200-летию МВД России / Под ред. В.В. Захаренкова. М., 2002.
11. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. II. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
12. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1897.
13. Stolleis M. Geschichte des offentlichen Rechts in Deutschland. Bd. 1. Munchen: Beck, 1988.
14. Wolzendorff К. Uber den Umfang der Polizeigewalt im Polizeistaat. Marburg: Heinrich Bauer, 1905.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 1

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code